Больше рецензий

Wealozza

Эксперт

Библиотекарь Кроули

18 декабря 2017 г. 16:09

995

5 Лучшее подростковое фэнтези эвер. (с)

Однажды эта игра продолжится.

Развели мы, помниться, как-то с подругой баттл на тему "Какие фэнтези-книги можно считать подростковыми"? Не те, которые можно читать подросткам в виду возрастного ограничения, а именно янг-эдалт в жанре фэнтези. "Властелин колец" и приключение Геральта пятнадцатилетие тоже могут прочесть и вполне понять, о чём там речь, но что конкретно делает подростковую литературу подростковой? Главные герои, которым в таких книгах от четырнадцати до шестнадцати? Или основная идея, через которую автор доносит какое-то последние до не совсем ещё сформированных умов? Или счастливый конец призванный вселять надежду на то, что и в реальной жизни будет всё так же хорошо?
Если честно, к единой константе мы так и не смогли прийти, очень сложно подобрать критерии, по которым можно отнести книгу в разряд фэнтезийного янг-эдалта. К чему я это? Наверное к тому, что "Дарители" - это лучшая подростковая книга, которую я когда-либо читала.
Это история о дружбе и вражде, о преданности и предательстве, о любви и ненависти, о прощении, о справедливости, о чудесах и волшебстве. А ещё эта книга ценна тем, что на явственных примерах доказывает, что в настоящем мире нет только чёрного и только белого, нельзя быть насквозь плохим или кристально хорошим, всё относительно и в человеке, каким бы он ни был, всегда найдётся место и тьме, и свету.
Все мы знаем архитипичную историю, вложенную почти во все сюжетные повороты мира, в которой есть хороший парень, спасающий мир от вселенского зла и есть плохой парень, это зло собой олицетворяющий. Серьёзно, на этом завязаны самые известные мировые шедевры: Гарри Поттер и Волан-де-морт, Саурон и Братство кольца, Мелькор и Валар, Гул'дан и герои Азерота, и множество других историй. Всё разграничено, есть свет и тьма, добро и зло, серости нет. Но представим себе ситуацию, в которой Злой парень действительно злой /плюс 100500 к карме за чудную аргументацию его "злейства"/, а тот, который должен быть светлым и добрым до мозга костей, не такой лапочка, каким должен быть, исходя из общих представлений. Такие примеры в мировой культуре тоже имеются: Саргерас и Иллидан, например /Варкрафт/ или Гаррет и тот некромант, который угрожал миру /"Хроники Сиалы" Пехова/. Злодей в этих сюжетах жуткие и желающие уничтожить всё на своём пути, но и те, кто должен противостоять им, вовсе не являются примером мировой благонадежности /один Иллидан чего стоит, всех его жертв ради великой цели не сосчитать/. Честно говоря, такие неоднозначные персонажи лично мне нравятся куда больше выполасканных в щелочи идеальных Героев, чьи достоинства настолько велики, что не влезают в каноны, а недостатки настолько незаметны, что их как бы и нет. От таких не знаешь, чего ждать, их моральные рамки весьма размыты и неоднозначны, они могут пойти на нечто большее для достижения целей и могут переступить грань, которая истинно хорошему персонажу покажется непреодолимой. Об этом хорошо рассуждается в книге Джоанн Харрис "Евангелие от Локи", в которой, собственно, Локи и рассказывает, как его взяли в асгардцы только потому, что его представление о "хорошем" и "плохом" отличалось от представлений асов, позволяя ему добиваться тех целей, которые были закрыты для Одина, Тора и иже с ними.
Как я уже сказала, неоднозначных персонажей я люблю куда больше, чем прямолинейных и простых как открытая книга. Понятное дело, такое определение не обязывает героя лупить котят, а потом переводить бабушек через дорогу, тут всё лежит в гораздо более глубоких жизненных реалиях. К чему это я всё? Да к тому, что главная тема данной книги лежит именно в этом: двойственности главного героя цикла "Дарителей" - Генри.
картинка Wealozza
История начинается со слов некого Олдуса Прайда, королевского Посланника, искателя древних вещей, созданных во времена Сердца Волшебства. "Если вам скажут, что я, Олдус Прайд, ни в чем не виноват, не слушайте. В тот день я повел себя как последний болван. Но давайте я начну с самого начала. Порядок – вот что важно, когда рассказываешь о невероятных событиях", - говорит он, начиная повествование о самых чудесных вещах, произошедших в королевстве за последние пятьсот лет. Как ни странно, этот человек, не имеющий особых ролей в этой истории, кроме одной, пожалуй, оказался в самом центре событий и был первым, кто повстречался с Генри. Олдус Прайд хороший человек. Для королевского Посланника, который должен быть прагматичным, хладнокровным, недоверчивым и скептичным, Олдус довольно хороший по всем канонам парень, не перестающий верить в чудеса. В течении повествования он много раз нарушал правила, которые призван защищать, помогая Генри & Ко продвигаться вперёд по их пути, потому что верил, что все те сказки, которые сейчас рассказывают матеря своим детям - не просто сказки.
Главный герой книги - Генри, как я уже сказала, очень неоднозначный и весьма неординарный персонаж. Как я уже упоминала выше, Сердце было потеряно пятьсот лет назад и герой Сивард,, спрятавший его, сказал, что игра продолжится. И вот, по всем законом жанра, она и продолжилась. Вот только все ожидали хорошего и доброго Героя, который будет едва ли не светится своей благочестивостью и сразит негодяя Разрушителя, посланного королём Освальдом, а получили шестнадцатилетнего парня, обладающего Даром Огня, который и был выбран на миссию по спасению Сердца. Генри в шоке, Тис /маг-наставник/ в шоке, люди в шоке, мир в шоке, вселенная в шоке, и только Освальд, почему-то, совершенно не удивлён /кто читал и так знает, кто не читал, прочитайте, не пожалеете/. Случилось то, чего никак никто не ждал и очень долго не мог поверить: человек с даром Разрушителя был призван высшим существом Барсом на миссию по возвращению Волшебства в королевство, хотя, по всем канонам, он должен жаждать это волшебство уничтожить. Тотальный срыв шаблона произошёл повсеместно и, в первую очередь, как ни странно, у самого Генри, ведь отец всю его недолгую жизнь учил опасаться людей, никому не доверять. Внушал, что мир - это очень опасное место, в котором или дерись, или умри, или убей, или будешь безжалостно сожран. С одной стороны, не то, чтобы он был не прав, а с другой - отец слишком многое утаил от Генри, ввёл в заблуждение некоторыми фактами, которые не имели место быть в реально мире, из-за чего парень частенько попадал впросак, хотя и учился очень быстро. Генри очень умный, хитрый, весьма смекалистый и изобретательный, немного жесткий и, местами, даже жестокий, но, при всём этом, ему знакомы милосердие, доброта и понимание. Он очень тяжело сходится с людьми /ведь отец всегда повторял, что это чревато последствиями, ведь люди не лучше животных/, никому не доверяет, во всём сомневается и искренне недоумевает, почему Барс для такой важной миссии выбрал именно его, с его-то даром Разрушителя /ну, это уже после того, как поверил, что это вообще реально/. Стоит так же отметить эволюцию Генри как личности, ведь парень, который бежал из родного дома на встречу неизвестности, исчез по дороге к Сердцу, а нашёл его уже совершенно другой человек, изменившийся почти до неузнаваемости. Генри стад доверять людям, не боятся общения, перестал шугаться каждой тени и искать во всех поступках других подвохи; он стал более чутким к проблемам других и, самое главное, он стал сдержанным, перестал огрызаться и скалится на каждое не понравившееся ему слово, а самое главное, он понял, что такое дружба, настоящая преданная дружба, без подвохов, выгод и со всей той радостью и болью, что она приносит. Было невероятно интересно наблюдать за всеми этими метаморфозами, а некоторым даже хотелось поаплодировать.
Следующий, о ком хотелось бы поговорить - Джетт, вор, мошенник, фокусник и тот ещё пройдоха на самом деле. Он прагматик и совершенно не верит во всякие там чудеса и волшебство, полагаясь только на смекалку и ловкость своих рук. Именно поэтому, встретившись с Генри в первый раз, он искренне думает, что всё, что произошло в тот момент на площадь есть иллюзия и фокусы. К сожалению, он ошибся. И ошибка эта в дальнейшем вышла боком не только ему, но и Генри. Джетт совершенно великолепный персонаж. Знаете, мне только что пришла мысль ассоциировать его со Страшим арканом Таро Шут: он архитипичный представитель такого типа героев в книгах преимущественно фэнтезийной направленности: он хитрый и ловкий трюкач, который может заговорить мозги любому человеку, в это время очистив его карманы до нитки; он не доверяет людям, ставя только на собственные умения и таланты; у него чертовски прекрасное чувство юмора, которое может заставить хохотать даже мертвеца; а ещё именно он становится либо лучшим другом главного героя, либо злейшим врагом. В "Дарителях" автор пошла дальше и этот поворотный поворот в сюжете, который порвал меня на сотню визжащих ёжиков, был одним из лучших, которые случались со мной за 2017 читательский год. Джетт мне понравился. Люблю персонажей такого типа, которые выходят за рамки моральности и правильности, оставаясь, при этом, хорошими людьми. А если брать тот самый "поворотный поворот", то, честно говоря, эпизоды с этим персонажем во второй части книги стали моими любимыми.
Ещё в команде Генри по спасению Сердца были два брата-акробата Хью и Сван. Ну, в общем-то, понятно, что Барс ничего не делает зря и каждый человек, которого он отправил в поход, были Генри так или иначе нужны, но эти парнишки мне как-то ни чем особо не запомнились, разве что чудными стишками Свана. Нельзя сказать, что они совсем были бесполезны и никак не изменились, нет, но, если честно, на фоне Генри и Джетта как-то терялись, ИМХО, конечно. Собственно, как и Агата, которая, если честно, я не понял, зачем вообще была тут нужна.
Что же до истории Освальда и Сиварда, и их борьбу за Сердце Волшебства пятисотлетней давности, то вы просто не представляете, как сильно мне хочется высказать своё "ААААААААААА" по поводу нереально исусьей многоходовочки, которую автор расписала просто на троекратное "ура", и как сильно я сдерживаюсь, чтобы не кидануть спойлер, который прольёт свет на некоторые сюжетные повороты. Но я сдержусь. Я не стану плохим человеком-редиской. Скажу только, Освальд на самом деле тот ещё подонок, в самом стиле канонных антагонистов, делающий людям плохо просто потому, что ему хочется, а Сивард совсем не такой, каким люди хотели его видеть.
Короче, великолепно. 10/10 и надо будет продолжить читать. отличное фэнтези.