Top.Mail.Ru

Aleksus — эхо, разносящее чушь

Критика литературного конкурса
Проза / Статьи14-11-2023 10:45
Прежде чем участвовать в конкурсе литературной критики «Эхо 2023», я спросил члена жюри Галину Щекину, будут ли учитывать стилистические, языковые и композиционные ошибки? Она ответила: «Жюри учитывает общую грамотность и стиль».


    Убедившись, что победителей определят правильно, я отправил ей рецензию «Черное и белое» https://www.litlib.net/bk/103788/read. Она не вошла даже в лонг-лист. Зато первое место присудили тексту Александра Евсюкова «Добыча теневого гения» https://proza.ru/2023/06/07/392. Когда я прочитал это произведение, мои брови приподнялись до облаков. Ошибки логические, фактические, неверное применение слов, лишняя информация….


    Я опубликовал на странице конкурса подробные замечания (смотрите ниже).


    «Каждая книга Геннадия Калашникова добыта у природы и тайн подсознания».

    Добыть что-либо на природе можно, а в тайнах подсознания — нельзя. Подсознание — то, о чем человек даже не догадывается. Тайну сначала надо открыть, а потом добывать хоть книгу, хоть целое собрание сочинений.


    «Беспроигрышных навыков я так и не приобрёл, всё время возвращаюсь к неуловимому, вечно дробящемуся ритму».

    Если поэтический ритм неуловим, это сбой ритма.


    «Разумеется, я ощущаю за собой любимых писателей, поэтов, любимые и не стареющие книги. Прошу прощения за самоцитирование: "всё, что прочел, оно с тобой всегда, и всё своим подсвечивает светом…" Не то что я напрямую им наследую».

    Во-первых, рецензент не должен извиняться за цитирование. Это часть его работы. Во-вторых, последнее предложение построено неправильно. Не пишут «я им наследую». Можно только так: «я унаследовал», «оставляю наследство».


    «Созвучие имени автора «Гена» и слова «гений», видимо, не совсем уж случайно».

    Случайно, к тому же «Гена» и «гений» не рифмуются.


    «Конечно, поверять алгеброй гармонию и вталкивать живого поэта на высокий пьедестал я не стану. Многое неизбежно рассудит время, но сейчас стоит сказать: и авторитет, и влияние творчества Калашникова на молодых поэтов ощутимы».

    Рецензент обязан быть точным в своем документе, поэтому без «алгебры» не обойтись. На пьедестал возводят, а вталкивают — преступника в полицейский воронок.


    «Конечно, поверять алгеброй гармонию и вталкивать живого поэта на высокий пьедестал я не стану. Многое неизбежно рассудит время, но сейчас стоит сказать....».

    Не думаю, что мертвый поэт лучше выглядит на пьедестале.


    «Причина этого не только и не столько в огромном опыте семинарской работы, сколько в уровне творчества, редком сплаве внутреннего поиска и новаторства, гармонично включающей элементы архаики».

    Внутренним поиском занимаются только сумасшедшие. Заниматься надо творческим поиском.


    «Каждый раз автор под маской лирического героя ЛОВИТ нечто ТРУДНОУЛОВИМОЕ и молит о чём-то пока неведомом».

    Тавтология, но это еще не все. Под маской ничего не ловят, а неведомое вряд ли может быть желанным.


    «Будто пролог романа, из прозы послевоенной жизни рождаются непрошеные стихи....».

    Стихи из прозы не рождаются. Они появляются на свет, потому что того просит душа.


    «Каждое произведение и каждый раздел плотно подогнаны и будто помножены друг на друга, и потому вся книга больше и глубже, чем сумма вложенных туда текстов».

    Банальность. То, что количество текстов — не главное, давно известно.


    «Её явно НЕДОСТАТОЧНО прочесть наспех, с ней нужно вдумчиво прожить хотя бы несколько дней».

    Не то слово. Книгу вообще нельзя читать поспешно, — не поймешь смысл.


    «каждой песчинки кремнистый излом сделан ПОДРОБНО».

    Не то слово. Изломы делают старательно, быстро и т.д. А подробно — рассказывают, как это было сделано.


    «Важным камертоном книги становятся птицы (не случайны и интерес к ним автора, и изображение замершего в полёте СОКОЛА-ПУСТЕЛЬГИ на обложке)».

    Пустельга́ — это представитель низшей классификации соколиных, поэтому либо сокол, либо пустельга.


    «Зачастую тайные, БЕЗЗВУЧНЫЕ, незаметные и НЕСЛЫШИМЫЕ другими».

    Неоправданный повтор. Если они беззвучные, их никто не слышит.


    Далее надо приводить цитаты, которыми восхищается автор рецензии.


    «Тяжёлая птица сутуло сидит на суку».

    Либо «сутулясь, сидит», либо «сидит на суку и сутулится».


    «ВНУТРЬ СМОТРИ забудь про земное зренье / слушай птиц бесшумных беззвучное пенье».

    Даже черный маг не сможет это сделать. Есть выражение «заглянуть в душу», но так говорят, когда разбираются в человеке.


    «Для рыб я птица, а для птиц я рыба».

    Стать хищной птицей можно в переносном смысле, а стать рыбой для птиц — бессмыслица.


    «Птицы, взгляды и иные неопознанные сигналы обозначают постоянное пребывание в тайном течении жизни Бога: непривычного и вероятно не всемогущего, но более близкого и конкретного».

    Птица не может быть сигналом. Даже почтовые голуби — лишь доставщики, а не сигналы. У Бога нет тайн: он открыт для каждого из нас, к тому же ему все подвластно.


    И опять рассмотрим цитаты, почему-то понравившиеся автору.


    «Отвлеченность больших величин только малостью можно измерить, есть ведь тысяча разных причин и в БЕССМЕРТЬЕ, и в ВЕЧНОСТЬ не верить».

    Схожие по сути слова не применяют, но это еще не все. Отвлеченность крайне сложно чем-либо измерить. Это задача психолога, а не литератора.


    «Тяжкий РОКОТ ночной, этот ВОЙ перемен и несчастий предвестье».

    Несравнимые звуки. Рокот — раскатистый шум, приглушённый гул, грохот. Вой — протяжный шум, похожий на стон.


    «Несколько кинематографически точных кадров и вот уже уход от суеты в кратковременное слияние с мощью стихии, явленную в стихах, даёт наблюдателю метафизическую передышку, подключение к иному измерению».

    Рецензент излишне мудрит. Достаточно было рассказать о слиянии со стихией.


    «Несколько точных кадров и уход от суеты в кратковременное слияние с мощью стихии даёт наблюдателю метафизическую передышку, подключение к ИНОМУ ИЗМЕРЕНИЮ.... Но в данном случае слово употреблено осознанно (так же и шаблонную рифму «кровь — любовь» можно встретить у ряда крупнейших поэтов, но у них она каждый раз обретает ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ)».

    Вместо того чтобы сделать замечание за тавтологию, рецензент ее допускает сам.


    «С помощью этих смысловых повторов воссоздаётся утерянная гармония, они не позволяют ни глазу, ни УХУ при чтении ВСЛУХ проскользнуть мимо них и в итоге становятся выражением трагического оптимизма поэта».

    Второе слово лишнее. Если упомянуто ухо, не стоит сообщать о чтении вслух. Более того, задача намеренных повторов — усиливать фонетический эффект, а не восстанавливать гармонию.


    «Приметы скудного и при этом неисчерпаемо богатого послевоенного быта собраны в коробке скупщика-«ФАРЯБНИКА»: «Чего там только не было: рыболовные крючки и лески, складные ножички, резиновые литые мячики, коробки цветных карандашей, ленты, иголки».

    Несуществующее слово. И сомнительно, что опыт может быть одновременно скудным и богатым. Либо первое, либо второе.


    «Также выделю «Епифань» — короткое эссе из одной длинной фразы, своего рода вызов, успешную проверку прозаического дыхания».

    Эссе, состоящее из одного предложения, не бывает успешным. В одно предложение придется запихнуть много фактов, и тогда оно получится слишком длинным и сложным.


    «Вот наглядное свидетельство его ТРАГИЧНОЙ судьбы: «Как я уже говорил, мы учились у Слуцкого пять лет, вплоть до самого ТРАГИЧЕСКОГО события в его жизни: смерти жены — Татьяны Дашевской».

    Неоправданный повтор слова.


    «Окончанию авторского эссе Калашникова «На берегу Цветного бульвара» не хватает завершённости, ВНУТРЕННЕГО ФИНАЛА».

    Если сказано о завершенности, незачем заявлять о финале. Прилагательное лишнее, — в тексте нет ни внутреннего, ни наружного финала. Просто финал.


    «Предположу, что статья И. Фридмана «И стал я телом огня…» включена в качестве послесловия не столько по изначальному замыслу, сколько по определённой нужде».

    Ненужные словесные выкрутасы. Если есть замысел, он основан только на нужде.


    «К счастью, такое одиночество ПЛОДОТВОРНО».

    Не то слово. Плодотворной бывает лишь работа.


    Это не единственные ошибки Евсюкова. В рецензии указывают не только достоинства, но и недостатки рукописи, а рецензент поругал Калашникова всего один раз. Длинные предложения автора не способствуют пониманию текста. А если в авангарде поставили такое неряшливое произведение, значит, и остальные призовые места — под вопросом.


    Я заявил, что решение жюри присудить первое место такой рецензии непонятно, что награды больше заслуживает «Черное и белое». Оно более прозрачное, объективное, стилистически и композиционно правильное. Потребовал внести коррективы в итоги конкурса, отправить мне денежный приз и диплом за победу.


    Мне ответил председатель жюри Сергей Фаустов: «Развивающийся язык обретает новые неправильности, которые впоследствии становятся нормой. Автор всегда прав, а неправильности, которые он вставляет в свое произведение, дают пищу для размышлений. Например, одно из направлений современной критики на Западе, называемое «герменевтикой подозрения», занимается толкованием темных мест рукописей. Это творческая работа, а не редакторская».


    То есть «неправильности» должны оставаться неправильностями, а Запад, с которым Россия воюет, и который разлагал нашу литературу десятки лет, абсолютно прав.


    Галина Щекина настрочила: «Ваши наблюдения могли повлиять на выбор до подведения итогов».


    По ее мнению, я — не писатель, а ясновидящий: могу предсказывать, как распределят призовые места. Исправлять свои ошибки никогда не поздно. Скорее всего, Щекина считает, что это делать необязательно.


    Если жюри неправильно подвело итоги, оно обязано все исправить, поощрить того, кто этого заслуживает. Если возводить на пьедестал графоманов, и работать, спустя рукава, отечественная литература не дождется ничего хорошего.

  



Автор


Aleksus

Возраст: 54 года



Читайте еще в разделе «Статьи»:

Прошу без флуда, только отзывы по делу.
Вас что обделили призовым местом что-ли? Или вы чем-то недовольны?
0
14-11-2023
 
Чисто: комментарий удалён модератором 17-11-2023
В статье об этом написано. Конечно, недоволен.
0
14-11-2023
Плачь униженнки Ярославны, так и запишем
-1
15-11-2023
Лучше запишите что-нибудь умное.
0
15-11-2023
Сначала скажешь "еди на гуй", а после родину продашь. "Хорошо , что ктото все видит, и все понимает"(с)...
0
14-11-2023
Это надо рассматривать как одобрение или как осуждение текста?
0
14-11-2023
Это нервное).
0
14-11-2023
Забаньте уже этого, головой ушибленного...
-1
14-11-2023
За что же ? Он нарушил какое-то правило сайта ? Банить человека просто потому, что он всем не нравится, было бы совершенно некорректно.
+2
14-11-2023
Спасибо за моральную поддержку!
0
14-11-2023
Я думаю ни в коей мере не приветствуется отсылка на сторонние ресурсы. Фактически это можно рассматривать как рекламу, если нужен формальный повод. А практическину поржали над идиотом, тему можно закрывать.
0
14-11-2023
Зайка, рецензию или критику не публикуют без ссылок на тексты. На рекламу это абсолютно непохоже. И уточните, пожалуйста, кто идиот.
0
14-11-2023
согласен, а тут такая политика не нравишься кому-то всё тя с костями сожрут, и не подавятся же....
0
17-11-2023
Зайка, поосторожнее с такими заявлениями. Вас-то пока не трогали за уши.
0
14-11-2023
Дружище мы понимаем что ты тяжко болен, фактически неизлечим, но и ты нас пойми, врач отсекая больной орган спасает остальной организм
0
14-11-2023
Во-первых, не "ты", а "вы". Во-вторых, зайцу такое понять невозможно. Он слишком увлекается медициной.
0
14-11-2023
 
ГлавРед: комментарий удалён пользователем Aleksus 17-11-2023
А мне "дядя" нравится. Эдакий медведь). Вывалил (мнение) на пенёк, и обосновывает. Причем грамотно, спокойно, не рявкает, хотя не сомневаюсь что могёт, дело не хитрое. Разворошил авторов, и мнением этим, вываленым, помахивает эдак, с леньцой)... Интересный дядя. Не вникал в суть предьявы, да и пополам. А вот за манеру держаться, что ни разу из тапок не выскочил, и за подачуплюс.)
0
15-11-2023
 
Придворный Шут: комментарий удалён пользователем Aleksus 17-11-2023
 
Aleksus: комментарий удалён пользователем Aleksus 16-11-2023
MADiAR
 
1. "Подсознание — то, о чем человек даже не догадывается. Тайну сначала надо открыть, а потом добывать хоть книгу, хоть целое собрание сочинений"
Чтобы подсознание повлияло на творчество не всегда есть нужда в раскрытии условных внутренних тайн. Это проявляется в виде неких навязчивых образах, сновидениях, акцентировании внимания на каких-то конкретных деталях или особенностях поведения. А значит вполне возможно добыть что-либо из тайн подсознания без целенаправленных самокопаний
2. "Если поэтический ритм неуловим, это сбой ритма"
Отнюдь, "сбой" как описание ритма применим в том случае, если у нас этот самый ритм есть, но в какой-то момент закономерность не соблюдается. Если же ритм изначально неуловим вы не можете говорить о наличии сбоя, ведь чтобы это было правдой вам необходимо уловить ритм.
3. "рецензент не должен извиняться за цитирование"
Уточнение, здесь автор извиняется за самоцитирование, что порой считают дурным тоном.
4. "к тому же «Гена» и «гений» не рифмуются"
Рифмуются, два слога всего, везде первый ударный и это "ге"
В простонародье Гена,
В кружочке узком — гений.
Без капельки сомненья
Пустить готов по Вене.
5. "Рецензент обязан быть точным в своем документе, поэтому без «алгебры» не обойтись"
Это больше к вопросу о соотношении объективных критериев и субъективного восприятия. Потому что вполне возможны ситуации, когда утвержденные в качестве объективных метрики слабо характеризуют работу, где акцент может делаться на другие аспекты.
6. Внутренним поиском занимаются только сумасшедшие. Заниматься надо творческим поиском.
6.1 а в чем собственно разница между внутренним и творческим поиском? По какому критерию проводится разделение?
6.2 почему внутренний поиск является занятием только для сумасшедших? Разве та же рефлексия не является внутренним поиском и если человек рефлексирует значит ли это, что он сумасшедший?
6.3 я же в целом не согласен с этой позицией, считаю как внутренний, так и творческий поиск занятием вполне уместным как и для здорового человека, так и для сумасшедшего, что особенно, на мой взгляд, важно, ведь творчество тоже может быть своего рода терапией
7. «Каждый раз автор под маской лирического героя ЛОВИТ нечто ТРУДНОУЛОВИМОЕ и молит о чём-то пока неведомом».
"Тавтология, но это еще не все. Под маской ничего не ловят, а неведомое вряд ли может быть желанным"
7.1 ловить что-либо под маской, в том виде как вы это интерпретировали, вполне допустимо в качестве иносказания
7.2 я же скорее склоняюсь к тому, что здесь автор ловит что-либо, надев на себя маску лирического героя, иными словами используя лирического героя в качестве аватара в вымышленном мире
8 "Стихи из прозы не рождаются. Они появляются на свет, потому что того просит душа"
8.1 прежде поясню, что так называемая душа никак не противоречит тому, чтобы стихи рождались из прозы. Потому что проза здесь — некий исходный материал, пища для ума, тогда как душа это фактор мотивации для переработки прозы.
8.2 в целом писать стихи из прозы возможно, постепенно упрощая текстовый монолит и рифмуя строки.
9. "Банальность. То, что количество текстов — не главное, давно известно"
Если это действительно банальность, то скорее всего вам не стоило на это указывать, ведь это всем известно.
+4
15-11-2023
MADiAR
 
10. Птица не может быть сигналом. Даже почтовые голуби — лишь доставщики, а не сигналы. У Бога нет тайн: он открыт для каждого из нас, к тому же ему все подвластно.
10.1 ложная логика: то, что почтовый голубь — доставщик, никак не значит, что птица не может быть сигналом. С другой стороны у разных птиц в разных культурах сложился свой собственный образ, в рамках которого сова, например, символ мудрости, а тот же ворон связан с негативом, погибелью, что также рассматривается в качестве сигнала.
10.2 суждение о Боге скорее всего будет зависеть от того из какой концепции вы исходите. Традиционно бог открыт для всех и всесилен. С другой стороны существует идея бога-часовщика, в то же время мне сложно точно сказать как открытость бога ко всем соотносится с его трансцендентной сущностью и тем фактом, что ему нужны были пророки и другие посредники.
11. Отвлеченность крайне сложно чем-либо измерить. Это задача психолога, а не литератора
11.1 а в чем тогда собственно задача самого литератора?
11.2 почему психолог не может быть литератором и наоборот?
11.3 в целом, на мой взгляд, как литератор, так и психолог могут пытаться измерить отвлеченность, а знания в области психологии могут даже сделать изыскания литератора более качественными.
12. Несколько точных кадров и уход от суеты в кратковременное слияние с мощью стихии даёт наблюдателю метафизическую передышку, подключение к ИНОМУ ИЗМЕРЕНИЮ.... Но в данном случае слово употреблено осознанно (так же и шаблонную рифму «кровь — любовь» можно встретить у ряда крупнейших поэтов, но у них она каждый раз обретает ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ)».
"Вместо того чтобы сделать замечание за тавтологию, рецензент ее допускает сам"
12.1 повторение слов "иное измерение" вполне можно воспринимать как смысловой обыгрыш, что уместно. Ведь в первом случае это некая альтернативная совокупность точек в пространстве-времени, либо переход о физического к метафизическому. В другом же случае иное измерение это буквально применение других метрик для оценки одних и тех же приевшихся на первый взгляд вещей.
13. "Более того, задача намеренных повторов — усиливать фонетический эффект, а не восстанавливать гармонию"
Усиление фонетического эффекта и восстановление гармонии не являются взаимоисключающими целями
14. «Предположу, что статья И. Фридмана «И стал я телом огня…» включена в качестве послесловия не столько по изначальному замыслу, сколько по определённой нужде».
"Ненужные словесные выкрутасы. Если есть замысел, он основан только на нужде"
Здесь стоит акцентировать внимание на том, что замысел изначальный, то есть прежде не было нужды в использовании статьи Фридмана в качестве послесловия. Однако подобная нужда вполне могла возникнуть в ходе творческого процесса или на основе его результатов, что уже не входит в категорию изначального.
+4
15-11-2023
1. Заглянуть в подсознание не дано никому, а толковать сны — бесполезное дело. Что касается особенностей поведения, тут безошибочно разберется только психолог.

2. Сбой — не описание ритма. Это нарушение, отклонение от нормы. Поэт, когда пишет или читает стих, сразу чувствует ритм.

3. За самоцитирование тоже не извиняются, если оно по делу.

4. Созвучия предыдущих слогов недостаточно для хорошей рифмы. Старше и важнее последние, — они в основном усиливают звуковой эффект.

5. Никакого соотношения между объективным и субъективным не существует. Литературный анализ — целая наука, а наука обязана быть точной.

6. Разница огромная: творец видит, что он делает, и старается понять, как это нужно сделать. А тот, кто занимается внутренним поиском (само выражение странное, ведь важно знать, каким поиском), не созидает. От безделья и сомнений можно еще больше свихнуться. Если вы не согласны, это ваше право. Каждый останется при своем мнении.

7. Кого или что можно поймать под маской? Разве что клеща. Но тогда проще маску снять, и спокойно провести расправу. Переносный смысл тоже не годится. Ловить под маской лирического героя нечто…. Зачем, если можно войти в образ, и сыграть свою роль?

8. Душа требует, а не противоречит. Противоречия, препятствия и т.д. рассматривает разум. Из прозы может выйти продолжение прозы, литературный анализ, но только не поэзия. Стихи — это совершенно другая область художественной литературы, со своими особенностями, законами. Если вы хотите использовать прозаических героев, сюжет, описания и прочее, вам придется писать по мотивам, допустим, рассказа. Это будет не переделка, а что-то вроде подражания.

9. Банальность — это стилистическая ошибка, которую подчеркивает любой критик или рецензент.

10. Суть не в «профессии» голубя. Птицами не сигналят. Это вам не осветительная ракета. А между символом и сигналом — большая разница. Первое применяют для определения, а второе — для предупреждения.
О Боге: я исхожу из концепции автора, то есть из православной веры.
А Бог-часовщик, трансцендентные сущности — уже несколько другая тема, похожая на домыслы.

11. Задача литератора — писать грамотно, красиво, убедительно, и не влезать в дебри, в которых ничего не смыслишь. Почему литератор не может быть психологом, и наоборот? Потому что кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево. Встречаются люди даже с несколькими образованиями, но, когда читаешь их рукописи, невольно думаешь: Господи, какая каша в голове этих людей!

12. Все начинающие авторы пишут осознанно, а потом выясняется, что они наделали кучу ошибок. На намеренный повтор это непохоже, и ни при чем тут метафизика. Текст не усиливается, а лишь загромождается лишними словами. Кстати, длинных и сложных для восприятия предложений в рукописи и без того достаточно.

14. Неважно, изначален замысел, или нет. Важно, что к нему всегда приводит нужда. Не будет нужды, — не будет и замысла, только прогревание костей на печи.
0
17-11-2023
MADiAR
 
Вы подкрепляете свои тезисы общими и расплывчатыми фразами, но не можете объяснить мне в чем я не прав.
0
17-11-2023
Если вы так в этом уверены, останемся по разные стороны баррикады.
0
17-11-2023
Garpia
 
"Банальность — это стилистическая ошибка".
Стилистическую ошибку можно допустить, высказывая какую-либо мысль, а свежесть и оригинальность этой мысли во внимание не принимаются. Да, при выборе победителя оригинальность подхода оценивается, но мы не видели не то что всех работ — мы не видели даже вашей работы, может, они там все равнобанальные.
0
17-11-2023
После стилистической ошибки ценность текста сразу снижается. Это вам не опечатка. За такой ляп нормальное жюри не прощает. Не умеешь строить предложения, — не умеешь писать. Ссылки на обе рецензии — в статье, если вы невнимательно читали.
0
17-11-2023
Garpia
 
Банальность — не стилистическая ошибка. Опровергнуть это очень просто — дать ссылку на любой справочник или учебник, где банальность числится в списке стилистических ошибок.
Ссылка на вашу рецензию битая.
0
18-11-2023
Garpia
 
Бро, in my humble opinion, не надо так часто мод он "Белинский aka Робин Гуд". Меня крипуют километровые простыни ради рубля в две косых двадцать третьем. Если это незакрытые гештальты, вьетнамские флешбеки и нездоровый вайб в кукухе, кукуху пора нести к кукухологу.
0
15-11-2023
MADiAR
 
Рил ток, тут реально надо think about it
0
15-11-2023
Garpia
 
Я дико извиняюсь за паранойю, но все-таки уточню, что я это не вам.
0
16-11-2023
MADiAR
 
Я так и понял
0
16-11-2023
Во всем этом потоке мне бросился в глаза фрагмент — плодотворной бывает лишь работа. Откуда такой тезис? Плодотворной может быть идея, плодотворным может быть день, перерыв на кофе, перекур. Да что угодно. И одиночество не исключение.

Пес его знает, куда с таким багажом в знании языка человек лезет критиковать.
+1
15-11-2023
Идея без воплощения — ничто, поэтому работу и называют плодотворной. Перерыв, перекур — это безделье. Как видите, моего багажа достаточно.
0
16-11-2023
 
БезШутОк: комментарий удалён пользователем Aleksus 16-11-2023
Плодотворно Всё приводящее к желаемому результату).
Срач... Это наше фсё)
0
18-11-2023




Автор


Aleksus

Расскажите друзьям:


Цифры
В избранном у: 0
Открытий: 1187
Проголосовавших: 2 (Еерий10 Иллюминат10)
Рейтинг: 10.00  



Пожаловаться