Когда утренний туман стал потихонечку рассеиваться, войско Мамая, увидев перед собой, возникшее, как из-под земли русских, стоящих в боевых порядках, встало в расстеряности... Русские замерли в ожидании атаки татар... Возникло некоторое замешательство... Противники стояли так близко напротив друг друга, что можно было в сплошной линии войска, с трудом рассмотреть силуэт воина стоящего напротив...
Все стояли в ожидании команды. При таком скоплении людей вдруг наступила мёртвая тишина. Но вот со стороны татар выехали два всадника. Не боясь пущенной в них стрелы, они смело поскакали к русскому войску. В тишине стук копыт слышали самые дальние ряды русских. Всё замерли в ожидании. Когда всадники приблизились достаточно близко, стало видно, что вооружёны они только пиками. Один из всадников выделялся особой статью, ростом и силой. Это чувствовалось, даже когда он сидел на коне. Одетый в ярко красный халат, поверх которого кольчуга. Он был без шлема и в такой же красной шапочке, как халат, отороченной мехом. Подъехав к передовому русскому полку, он обнажил голову, и все увидели, как она бритая заблестела на солнце. Другой же был, как обычный воин. Поскакав вдоль русских, великан что-то выкрикивал. Маленький, а это был толмач, переводил:
— Эй! Урусы! Я, Челубей, урождённый Темир-мурза! Знайте моё имя! Знайте, от чьей руки вы погибнете! Кто хочет со мной сразиться в поединке? Я хочу, чтоб все видели мою силу и удаль! В бою, кто будет рядом со мной, этого не увидит, он сразу будет мёртв!
И вот он остановился напротив княжеского стяга, и снова прокричал свою речь. Привстав на стременах, ударил правой рукой по изгибу левой, и показал средний палец на согнутой левой руке.* Князь, Дмитрий Московский, собрался уж выехать навстречу, как его бесцеремонно отстранила, чья то рука. Это был монах Александр Пересвет, которого ему дал игумен Сергий. Монах был подстать Челубею,высокий,сильный, косая сажень в плечах. Он был в золотистой, немного коротковатой кольчуге, в шлеме, из-под которого русые волосы ложились на плечи. Дмитрий увидел только аккуратно подрезанную бороду и смеющиеся голубые глаза воина.
— Не княжеское это дело, в поединках участвовать! Я уж сам постараюсь!
-Лутчи бы нам потятым быть, нежели полоненым быти от поганых татар!-вдруг посерьёзнев,закончил Александр.
Взяв из чьих то рук, протянутое копьё,Пересвет вставил ногу в стремя и легко вскочил на своего коня. Конь чуть присел под его тяжестью и, слушаясь седока, иноходью поскакал к всадникам. Сблизившись,соперники начали кружить вокруг невидимой оси, сверля глазами друг друга.Пересвет с Челубеем долго разговаривали через толмача об условии поединка. Татарский богатырь что-то сказал Пересвету и засмеялся. Щелки глаз на мгновение приоткрылись. Толмач промолчал. Пересвет, как будто понял сказанное, ответил:
— Посмотрим ссука, кто кого?! — развернув коня, поскакал к русскому строю.
Татары поскакали к своему войску. Отъехав на приличное расстояние, Мурза воткнул копьё в землю так, что было видно красную тряпицу, привязанную к древку. Александр вернулся к русскому построению и поскакал вдоль строя на своём борзом коне**, в противоположную сторону от Челубея. Воины, мимо которых проезжал Александр, приветствовали его криками и поднятыми копьями и пиками, били мечами по щитам. Поднялся такой шум, что в небо взлетели большие стаи птиц, неизвестно где сидевшие до этого. Такой же шум и гвалт поднялся и с противоположной стороны, при подъезде Мурзы.
Вдруг Александр подскакал к русскому строю вплотную, нагнулся, и ловким движением выхватил у зазевавшегося воина щит.
— Извини, браток! Жив останусь, верну! Мне без этой штуковины никак нельзя! — крикнул он, выпрямляясь в седле.
Проскакав саженей двести,удобно положил копьё на загривок лошади,Александр резко повернул коня, и ринулся на встречу татарину. Сошлись прямо около воткнутого копья. Послышалось удары копий о щиты. Кони встали на дыбы, и, через какое-то мгновение, на полном скаку всадники разминулись. Казалось, что они выходят на исходные позиции, чтоб повторить поединок. Но, проскакав немного от места столкновения, Челубей вдруг приник к голове лошади, а потом, соскользнув из седла, упал на землю.
Пересвет, проехав передние ряды русских войск, замертво рухнул на руки находившихся рядом ратников...
Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк...
...* пояснения афтора к непонятным местам в летописи.
** Тако бо Пересвет поскакивает на своем борзом коне, а злаченым доспехом посвечивает..."
http://avtor.net.ru/forums.php?m=posts&q=572&n=last#bottom