В многосерийном фильме «Катя» не сразу бросается в глаза тот факт, что главную героиню играет юная актриса, которую также зовут Катя. Скорее всего, это чистой воды совпадение, но я все же надеюсь, что эта небольшая деталь помогла юной Екатерине Шпица лучше вжиться в образ Кати кинематографической. Впрочем, обо всем по порядку.
Тихий провинциальный российский город перед 41-м годом. Люди живут, тянут свою лямку, радуются, смеются. Пацаны дерутся улица на улицу. А чего не драться-то? Тогда ведь не было ни Интернета, ни компьютерных игр, ни телевидения с подростковыми сериалами. Я еще немного застал «махач» ребят из цикла район на район, улица на улицу, но сейчас до этого никому нет дела. Нынче драка пацана из одного района с пацаном из другого может возникнуть моментально. Только один будет из района № 9, к примеру, Буэнос-Айреса, а другой из девятого района Урюпинска. И битва сия будет виртуальной посредством супермегабойцов.
Фильм «Катя» переносит нас в другие условия. Главная героиня — Катя, обычная школьница предвоенной поры. Девочки, как доказано, развиваются раньше мальчишек, и по фигуре Кати можно заключить, что она вполне сформировавшаяся особа подросткового возраста. Это что касается внешних форм. Но вот поведение ее сильно отдает мальчишеством. Она любит «тусоваться», как сейчас говорят, в компании ребят. Вместо, скажем, кружка пения или вязания, предпочитает рубиться в футбол с пацанами.
Умеет она и на мотоцикле гонять (папа научил) и мальчишеские физиономии конкурентам с других улиц городка «начистить». А когда героиня Екатерины Шпица сигает с высоченной колокольни из-за пари на нижестоящее здание, то зритель прямо таки заключает заслуженное: «Вот сорванец!» Хотя Катя — девица, напомню. Оператор показал полет ее тела снизу, и был сей акт пикировки не так уж и короток. Понятно, что прыгал каскадер, но все же эта мимолетная сцена убедила меня — зрителя — в безалаберности Кати, в ее подчас возмутительной бесшабашности.
Но при этом в характере персонажа — жуткая принципиальность. Она дала слово прыгнуть и держит его, хотя необходимости в том никакой не было. Это напоминает мне пионера, который дал в игре слово ребятам не покидать пост. Те давно уже забыли о нем, дома сидят, в тепле, при свете, в живот штабелями ватрушки теплые укладывают, чаи гоняют, а он все стоит один одинешенек, голодный, холодный, всеми забытый. Но — не покидает пост: слово дал. Такие люди вызывают с одной стороны — уважение, а с другой — недоумение. Вот такое же отношение сложилось у меня к персонажу Катерины Шпица.
При просмотре определенных сцен, особенно «мокрых» (я имею в виду со слезами), я невольно задался вопросом, а оправдан ли выбор актрисы на главную роль. Все-таки я чувствовал, что не всегда Катерина Шпица вытягивает эпизод до конца. В плаче ее улавливается некий надрыв. А в радости бросается в глаза небольшой перехлест, который кажется несколько искусственным. Но потом, по мере ознакомления с вещью, я пришел к заключению, что выбор режиссера Эльера Ишмухамедова себя оправдал. Так приятно иногда увидеть новые, одухотворенные лица на экране! Остается пожелать Екатерине Шпица не останавливаться в развитии актерских навыков и способностей. Я полагаю, что при наличии практики все шероховатости в ее игре сгладятся или вовсе исчезнут, и на выходе мы получим сформировавшуюся эмоциональную актрису. Но то — дело будущего, а пока вернемся к фильму.
Авторы сериала «Катя» прервали мирную жизнь героини и ее близких вторжением фашистов на территорию СССР. Девочке, как и всей стране, пришлось взрослеть ускоренными темпами, под шквал минометного огня, автоматных очередей и настоящей крови, а не ссадин от уличной потасовки. Как я уже упомянул, Катя — вполне сформировавшаяся девушка. Гормоны играют, хочется любить. Личная жизнь школьницы расцвечена незамысловатым любовным треугольником. Поглядите: война уже идет, а она сидит в подполе деревенского дома с двумя молодыми людьми. Все трое накрыты одним тонким одеялом.
Первая сторона треугольника — Паша (Николай Кисличенко). Статный хлопец, сильный. В него и влюблена героиня Екатерины Шпица. Но под одеялом еще один юноша — художник Сева (Илья Иосифов), у которого война отняла уже практически все. Даже ногу, сделав его калекой. Сева давно влюблен в Катю, а она относится к нему как к другу, не более. Персонаж Ильи носит очки, владеет красноречием. Он пишет портреты и, как вы понимаете, главное действующее лицо на его холстах — Катя. Он влюблен в нее так же горячо, как поэт бывает влюблен в свою музу.
Да, Сева готов хоть все свободное время рисовать свою любовь. Более того, если присмотреться к персонажу Ильи Иосифова в сериале «Катя» мы можем заметить знакомые черты! Определенно, доложу я вам, сходство с Пушкиным имеется. Так вот, Пушкин проекта, курчавый мальчуган, не согласен с отведенной ему ролью статиста. Он — калека и понимает, что шансы его на Катю невелики. Но то осознает мозг, но не сердце.
Вот они трое под одним одеялом — главная героиня, ее любовь — Павел и только друг — Сева. Они греют друг друга человеческим теплом, потому что иначе — погибнут. Но огонь любовного конфликта тлеет, и мы — зрители — это чувствуем! Как-то он должен разрешиться. Или война его разрешит, залив кровью, или вспыхнет он с силой, чтобы сжечь всех участников треугольника, либо разум в юных горячих головах возобладает и кому-то придется отступить. Что ж, зритель ждет и смотрит дальше.
Вот деревня, оккупированная немцами. Живет своей жизнью. Почти все мужики подались в партизаны. Немцы гуляют, отнимают еду у местного населения. Одна из коренных жительниц — Клавдия (Елена Яковлева) — женщина средних лет. Этот персонаж в «Кате» — весьма удивителен! Прямо как Баба-Яга в ступе, засела Клавдия в своей избе. И сию метаморфозу мы наблюдаем с Яковлевой после образа Каменской. Небо и Земля! А если уж копнуть глубже, в «Интердевочку»…
В «Кате» Елена Яковлева очень органично смотрится у видавшей виды деревенской печи! Удивительный колорит получается. Клавдия — простая русская женщина, но тянет не женскую лямку. Прячет раненых красноармейцев в подполе и в яме за сараем, в то время как фашисты шастают вокруг, как на променаде. А она весьма мудро старается сохранить живыми людей. Расстреляли бы ее сразу же немцы, если бы обнаружили, кого она укрывает. Да, характер, который сыграла Яковлева, можно смело интерпретировать как характер именно русской женщины.
Глядите, как Клавдия бежит за тяжело раненым немцем, которого фашисты разместили у нее в доме, и за которым она ухаживала по распоряжению комендатуры. Ведь враг он ей, ее родным, ее друзьям, всей стране! Но — человек. И вот фашисты драпают под ударами Красной Армии, свои же, немцы, грубо кидают почти умирающего подопечного Клавдии на носилки и тащат на улицу, на мороз. Спешное отступление. Клавдии бы радоваться, что избавили ее от необходимости вражеского солдата выхаживать, а она, уже прикипела к умирающему фрицу душой. К болезному, окровавленному.
И бежит Клавдия с одеялом за немецкими солдатами, что несут носилки, и кричит в голос, чтобы сбавили ход, а она бы прикрыла одеяльцем ее немца. Ведь малейшая простуда — и хана тяжело больному арийцу. Но она — русская женщина — видит в нем уже не солдата армии противника, а обычного паренька, пусть и из Германии. Паренька, у кого тоже есть мать, братья-сестры. Вот какую грань выделяет, прежде всего, Клавдия/Яковлева: в ней на первом плане живет милосердие к человеку как составная часть исконно русского характера. И все это на экране Яковлева воплотила весьма достоверно. Здесь мы видим, как мастерски меняется амплуа, имидж, сущность настоящей актрисы в зависимости от съемочного антуража и роли вообще.
В «Кате» и «Каменской» Елена — совершенно разная актриса. Я полагаю, что данная перемена у Яковлевой получается естественно и легко. За плечами весомый актерский багаж, опыт, умение вжиться в роль, образ. По-моему, в «Кате» мы можем наблюдать одну из лучших ролей Елены Яковлевой.
Теперь хотелось бы поделиться неким недоумением от иного персонажа «Кати» — о Григории (Дмитрий Нагиев). Я понимаю, если бы Дмитрий играл бандита, или какого-нибудь мачо. Прапорщик Задов — тоже естественно. Ведь у каждого актера все же есть некая амплитуда, по которой он двигается. В сериале «Катя» мы видим совсем другого Нагиева. Тут он играет мужчину в летах, почти деда, много настрадавшегося и какого-то обреченного. Здесь, в образе Григория, в нем живут человеческие чувства, причем самого благородного, положительного свойства.
Злая ирония судьбы и он сам принимает решение стать старостой при фашистской оккупации. Для чего? Из двух зол выбирают меньшее. Григорий, таким образом, пытается сделать так, чтобы немцы не лютовали в деревне. При этом он тайком передает партизанам стратегически важные сведения о фашистах. Предатель ли он? Ну, с официальной точки зрения — конечно. И расплата не заставит себя ждать. Но с человеческой… Он сам, своими руками ликвидирует настоящего предателя Родины — керосинщика.
Тяжелый выбор достался персонажу Нагиева — Григорию. Впрочем, другим не легче.
Что касается непосредственно фактуры Нагиева в образе Григория, то, по-моему, она не очень убедительна. Мне кажется, оттого, что связка Нагиев — прапорщик Задов намного сильнее пока, чем Нагиев — благородный, многомерный персонаж. Поэтому, пока я как зритель настороженно отношусь к роли Григория в «Кате». Есть, есть ощущение некой неувязочки из серии «фактура актера — кинематографический образ» в данном конкретном примере.
Вернемся к главной героине сериала. Вчерашней хулиганке пришлось «галопом» пройти курс взросления. Война заставила. Теперь персонаж Екатерины Шпица уже почти что настоящая женщина, хлебнувшая огромную чашу горя. Причем, налили ей эту чашу не только оккупанты — фашисты, но и — свои, если так можно выразиться — нквдэшники. Катя трудится медсестрой, ассистирует на операциях, и немного привыкла к крови, к смерти. Донос лишил ее мамы навсегда, немцы убили брата, отец пропал без вести и даже ее любимого — Пашку — загребли органы НКВД, обвинив того в дезертирстве. Как же, находился на территории контролируемой врагом!
Даже могилу для взрослого мужика — Григория — приходится Екатерине копать своими хрупкими девичьими руками. Поток горестей все пребывает, все наваливается на плечи героини Екатерины Шпица. Мужик бы уже подобную ношу не выдержал, а эта хрупкая пигалица — крепится, гнется, но — не ломается! Ай, молодца девонька! Будет ли ей хоть маленький кусочек радости и счастья за ее стойкость? Зрителю хочется в это верить, ибо есть чувство — заслужила Катя радости.
И она приходит — Радость. С большой буквы. Победа. Праздник со слезами на глазах. А затем ждет ее еще одна награда за стойкость. В конце концов, даже ужас когда-то заканчивается в жизни каждого человека и на горизонте появляется солнце, образно говоря. Катя увидит свое солнце, и мы не можем за нее не порадоваться.
В целом, проект Эльера Ишмухамедова и Сергея Сендыка оставляет вполне благоприятное впечатление, несмотря на некоторые недостатки. В частности, в целях экономии средств на настоящие машины, наверное, показан немецкий самолет из военной хроники, что бомбит наших раненых бойцов. Далее он смонтирован в фильм в сцену обстрела с воздуха отряда красноармейцев. Ребята — актеры падают, да, даже гул «мессершмита» вполне реален, но в целом понятно, что никакой самолет даже не пролетал над подкошенными солдатами Красной Армии. Пожалуй, есть некое странное ощущение от микса в одном проекте профессиональных актеров (Дапкунайте, Феклистов, Яковлева, Щербаков, Бабенко, Нагиев) и совсем «зеленых» ребят и девчонок. Вряд ли это так уж плохо, но все же контраст в актерской игре различных персонажей бросается в глаза.
Но, в целом, в «Кате» тематика затронута близкая каждому, хоть и далекая по годам — военная. Мне нравятся такие фильмы, да и многим моим знакомым тоже. Полагаю, что авторам сериала можно пожать руку с благодарностью.
Ну, и оценка, как обычно, по десятибалльной шкале:
Зрелищность — 8 из 10.
Любовь — 8 из 10
Насилие — 6 из 10