Лицо пациента делается умиротворенным, если ему удачно сделали клизму.
(авторское наблюдение в медучреждении)
Нынче на лицах людей в наших городах и селах чаще всего лежит печать озабоченности, тревоги в смеси с гримасой злобы и агрессии. Приглядитесь, добродушных лиц практически нет, как раньше, скажем, в восьмидесятые годы прошлого века. Те люди, насколько я могу вспомнить, были счастливы своим пусть и неярким, но простым счастьем. Пусть даже и так можно сказать: счастьем «застойным» (от названия той эпохи). Я помню те лица простых людей, хоть и шатался повсюду взъерошенным мальцом.
А теперь — в наши дни. Вот топает толстячок, ростом «от горшка два вершка», сущий «колобок». Тяжело дышит, прет за собой четвероного дружка — собачонку. Пыхтит и мужичок, и животное. В советское время подобные мужички — толстячки отличались природной добротой. А нынче пузан с ненавистью «тявкает» на свою собачонку: «Куда прешь мне под ноги, сука!». Оскал гнева запечатлелся на его физиономии. Песик из-за брани хозяина такое же злобное выражение морды несет окружающим. Лица людей и даже животных, сдается мне, в наши дни радикально переменились. Что порождает означенную ненависть и столь жестокое выражение лиц именно сейчас? Почему раньше такого не было? Приведем некоторые постулаты, казалось бы, незыблемые, и иные моменты, объясняющие отчасти причину перемены в выражении лиц людей.
1. Мой дом — моя крепость
Раньше каждый советский человек знал, что, как бы «хреново» ему не было, у него всегда будет крыша над головой. Сейчас люди видят, что постулат «мой дом — моя крепость» уже не работает. Любая хитрая комбинация «черных» риэлторов, подчас у вас за спиной, и вы уже лишены жилья! Не без помощи заинтересованных официальных лиц. Далее следует пинок, простите, «под зад», и вы — бомж. В советское время бездомных не было. Каждому полагался пусть и подчас крохотный, но угол. А когда у человека есть осознание, что государство о нем заботится, то и лицо его расправляется. Думаю, ощущение страха потери ДОМА, уютного, родного, одна из причин тревожных, агрессивных лиц начала 21-го века.
2. Будь здоров, советский гражданин!
В советское время государство внушало человеку постулат: заботьтесь о своем здоровье! Не желаете? Тогда, получите приказ на все предприятие и пойдете по врачам принудительно. Массовые, тотальные диспансеризации проводились среди всех слоев населения. Уровень знаний медицины обычных врачей из поликлиники подчас поражал даже иностранных коллег. Вы могли прийти с жалобой на горло, но благодаря внимательному глазу врача, данным диспансеризации, у вас обнаруживали еще кое-какие недуги и тут же принимались их лечить. Перед поступлением в детский сад — дуй на диспансеризацию! Перед школой — снова на диспансеризацию.
Перед армией, поступлением на работу — извольте обязательно пройти всех врачей по длинному списку, да сдать кучу анализов. Не хочешь — заставим! Постулат, что строитель коммунистического общества должен быть здоров, пропагандировался повсеместно. Ведь для воплощения идей Маркса необходимы здоровые особи, а не трухлявые наркоманы. Теперь — все иначе. Почему строитель капиталистического общества должен быть доходягой? Почему он должен хлебать пиво ведрами и всегда иметь под рукой курево и косячок? Мне сия политика непонятна. Куда девались повальные диспансеризации на предприятиях?
3. Продукты питания. Вода
Качество питьевой воды, продуктов питания тех лет было несопоставимо с тем, что лежит на наших прилавках и плещется в бутылях сейчас. Да, продукты тогда, в восьмидесятые, почти все были в дефиците, но то, что люди кушали, пили, проходило жесткий контроль на предмет соответствия ГОСТам. Ассортимент был ограниченным, но уж если вы покупали колбасу, то это была КОЛБАСА, а не палка непонятных ингредиентов. Качественная, пусть и простая пища с благодарностью принимается организмом и адекватно перерабатывается.
Посему, зашлакованность организмов людей в те годы была значительно ниже. Чище обмен веществ — радостнее лицо, легче походка. Помните популярнейшую песню советских времен Юрия Антонова со словами:
«Летящей походкой ты вышла из мая
И скрылась из глаз в пелене янваpя.»
Именно так передвигались советские девушки. А сейчас с гамбургером в одной руке, банкой пива в другой, с сигаретой меж зубов, девушка выкатывается на улицу в миниюбке-трусиках, где ее одолевает отдышка. И лицо ее жаждет кислорода, оно морщится, но никак не соответствует летящей походке.
4. Ощущение человеком себя как части огромного мощного целого. Общинность уклада жизни.
Советская система, государство, как метод организации пространства и людских ресурсов на тот момент приближалась к высокому уровню соответствия духу народа. Общинность, семейность, если хотите, ощущение принадлежности к самой большой и мощнейшей (пусть и лишь в некоторых областях) стране мира — все это отзывалось покоем и довольством в мироощущении советского человека. Социализм 70-х, 80-х, как ни странно, при всей атеистичности учения Маркса, ближе всего приблизился к христианскому мировоззрению. Колхозы, совхозы, кооперативы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, заводы — все это были общинные по своей сути организации, которые близки к укладу жизни наших предков.
5. Финансовая стабильность семьи.
Каждый житель советской страны в «застойные» времена знал, что у него будет аванс и зарплата. Столько-то он отдаст на коммунальные платежи, столько-то на взнос за кооператив, столько-то за гараж и т.д. А вот такая сумма останется на пропитание, одежду, разлечения, дачу и проч. Жили тогда, в основном, небогато, но, то была весьма пристойная, достойная социалистическая бедность. Сейчас же мы видим либо кричащее, броское богатство, с яхтами и Бентли, либо убогую, истинную нищету.
6. Труд.
В советские времена, если здраво смотреть на вещи, каждый находил себе применение, хоть какую-нибудь, да работу. Подчас самую простую, даже кажущуюся бессмысленной, на первый взгляд. Важнее другое: незыблем был постулат, что каждый житель должен быть обеспечен работой. Более того, государство настаивало на вашем труде: если вы живете в СССР, то извольте приносить пользу стране! Вы предпочитаете тунеядничать? Тогда вас и привлекут за подобное трутневское существование. «Труд — облагораживает человека!». Теперь же многие болтаются без дела и гнев, в том числе на их лицах, видится все явственнее.
7. Страх остаться безработным
Мы говорим о простых людях. Нувориши меньше беспокоятся об отсутствии занятости. У нас реальный средний класс сейчас и так крохотен, но именно представитель этой сознательной и созидающей прослойки населения наиболее уязвим в плане стабильности труда. Его могут, в принципе, уволить вежливо/грубо, в любой момент. Залезем чуть повыше: предпринимателю лишиться сегодня с таким трудом выстроенного бизнеса довольно легко. Достаточно, чтобы более агрессивный и мощный конкурент, заручившийся поддержкой чиновничества, «положил глаз» на ваш бизнес, и — пиши — пропало! В риске оказаться у «разбитого корыта», а еще хуже — тусоваться у мусорного контейнера вместе с другими такими же бедолагами — почти вся страна. Добавляет ли это вкуса радости жизни? Отнюдь! От этого ощущения и лица у людей становятся кислыми.
8. Грамотность
Сейчас выросло поколение, многие представители которого реально не умеют читать и писать. Особенно, если родом ребята из глубинки. И эта безграмотная армия тоже рванула в мегаполисы в поисках лучшей доли. Что творится с образованием? Вы можете быть «дундук — дундуком», но если вы регулярно платите за обучение в ВУЗе — никто вас не исключит! «Трояки» все равно вам обеспечены.
Ибо если вас прогнать из «здания науки», то по инерции улетучатся из кассы института и денежки родителей за учебу. Зданию науки и знаний не на что будет существовать! А вот если вы — «семи пядей во лбу», умник/умница, но «бабла» на обучение не нашли — извольте получить пендаль, и катитесь кубарем из приемной комиссии. Желательно, на Запад. Ибо ваши умные мозговые извилины не платят зарплату преподавателям.
Прейскурант: хотите стать бакалавром? Пожалуйста! Тридцать тысяч у.е. Пусть знаний у вас с «гулькин клюв», это не важно. Бакалавр — не гламурно? А ведь точно, похоже на распродажу бакалеи в сельпо. Не звучит. А вот МАГИСТР…. Ведь резонирует: МАГИСТР! МАГИСТР белой и черной магии, к примеру. Или — МАГИСТР экономики. Извольте, но магистры нынче за пятьдесят тысяч у.е.
Школа сейчас и вовсе не в почете. Ее прогуливают массово. А уж какое огромное количество детей не знает, да и знать не хочет, что за штука такая — школа! Если и ходить туда сейчас, то только так, потусоваться. Косячок раскурить. С сериалом «Школа» сравнить и еще раз решить, что школа — «отстой» и только калечит детскую психику.
Или забуриться в класс, чтобы пожилую учительницу избить, как было под Иркутском. Или заснять на видео издевательства над более слабыми школярами, да закинуть ролик в Интернет. На кой нужны знания для таких вещей? Тут следует уметь на кнопочку «record» нажать, да «бычки» тонких сигарет о слабого тушить. Соответственно имеем и лица в стиле «Порву-у-у!»
Особый пункт — библиотеки. В далекое советское время почти в каждом укромном уголке, чуть ли не в крохотных деревеньках, была своя, пусть и миниатюрная, но библиотека. Библиотека — вот отправная точка культуры на селе и в малых городах! Сейчас исчезают целые деревни (нет людей), что уж говорить о библиотеках. Отсюда и исчезает культурное лицо обычного деревенского жителя.
9. Творчество
Когда человек творит, лицо его меняется. Если творят много людей в территориальной и этнической общности, преображается лицо нации. В советское время ученые, медики, историки и прочие творческие люди делали такие открытия, что поражали весь мир. Феноменальное количество простых советских граждан занимались творческим поиском. Даже шутка была такая: «В стране некому работать!» Все что-то придумывают. Изобретают, сочиняют, рифмуют, пляшут, вышивают, лицедействуют, плетут бисер. Так и хорошо! От того и лиц радостных, творческих, светлых в те годы было несопоставимо больше на улицах, чем сейчас.
Глядите: раньше печатался такой сверхпопулярный журнал — «Техника молодежи», где наши советские «Кулибины» делились идеями, опытом, чертежами. Показывали, как можно усовершенствовать какую-либо вещь. Как перепаять отечественный приемник, чтобы он ловил частоты не хуже, а то и лучше, японского. Как собрать тот или иной полезный, а подчас, и не очень, но замечательный по набору функций механизм или агрегат. Как из сломанной табуретки создать диковинную скульптурку и многое, многое другое. Повторяю, невероятное количество людей в СССР что-то придумывали.
А хитрые и дальновидные японцы уже тогда вовсю скупали на территории СССР экземпляры журнала «Техники молодежи» и аналогичные издания. После чего наши же изобретения, опубликованные для всесоюзного ознакомления, всплывали в виде воплощенных в реальность механизмов, агрегатов, аппаратов и проч. в Стране Восходящего Солнца. Вот как ценили и до сих пор ценят наших изобретателей!
Итак, люди в советское время тяготели к занятию творчеством. Сейчас творчество видоизменилось: все стремятся делать деньги. Что же лучше? Кому — как. И все же дума из цикла «Как заработать денег?» откладывает свой тяжелый отпечаток на лица наших современников из числа обыкновенных прохожих. Но не только их. Бизнесменов. Банкиров. Политиков. Почти всех.
10. Развлечения
Когда кто-то вас развлекает, и если вы не бесчувственный «долдон», то лицо ваше искрится от улыбок. Досуг, отдых, реально влияют на выражение лиц. Это только на первый взгляд, кажется, что в Советском Союзе было меньше развлечений, чем сейчас. Вспомните почетный титул самой читающей нации. За билетом в театр, на выставку, на стадион люди часами стояли в очередях. Количество музеев зашкаливало.
Но самая основная черта — все культурные мероприятия были доступны и зрителей радовали настоящие артисты, а не фанерные исполнители или горе —комедианты. Сейчас лица современных молодых людей часто вовсе не омрачены печатью интеллекта потому, что не ходят они в культурные заведения. А вот в ночной клуб — пожалуйста! А там ведь не диетические блюда и напитки подают, и не аспирин для болезных. Недавно показали, как служба по противодействию незаконному обороту наркотиков провела ночью рейд в одном из клубов Москвы. Шприцы на полу, рваные обертки от «колес» (таблеток, применяемых в психиатрии), экстази и проч.
У ТРЕТИ молодых людей выявлено наркотическое опьянение. Выражение их лиц — отсутствующее. Бегающие зрачки. И парни, и девушки с трудом соображают, о чем их спрашивают. И так — каждый ТРЕТИЙ! Это вам не танцульки в сельском клубе при советской власти. Тогда попробуй, появись в таком виде. Мигом отправят в отделение милиции. Затем — на лечение. Какие уж тут одухотворенные лица, если каждый третий в конкретном клубе — неадекват!
В заключение предположу, что люди в последние годы сбросили маску лицемерия советских времен и показали свое истинное лицо. То есть свобода развязала не только руки и языки (перестройка, гласность), но и явила миру истинный лик обывателя. Так ли это? К сожалению, тут нет однозначного ответа. Но то, что счастливых лиц начале восьмидесятых прошлого столетия было в сотни, в тысячи раз больше — это факт. Причем многие из сегодняшних озлобленных лиц три десятка лет назад искрились радостью и тихим счастьем. Да, времена были иные. Да, тогда эти люди были молоды. Но почему сейчас у молодых и юных совсем иное выражение лиц? Вышеперечисленные десять пунктов, я надеюсь, частично проливают свет на данную загадку.