Знавал я одного парня. Он у нас штурманом экипажа был. Звезд с неба не хватал, нигде не высовывался. Должностью штурмана был вполне удовлетворен. Родом из центра России, то ли из Рязанской, то ли из Тульской губернии. И руки имел золотые. Ножом и топором из дерева что угодно сделать мог. И командир у него такой же был. Они вдвоем срубили из лиственницы такую матросскую чайную в виде русского терема, что командующий пригласил их во Владивосток. Там, на Океанской, они ему такую же баню срубили. Но комиссия ГПУ художественную суть не поняла, а командующего авиации флота за барские замашки с должности сняла. Что это еще за царские хоромы!?
Мастеровой парень этот Гена был. От Бога. Но поразил он меня не этим. Сам он из бедной деревенской семьи. Помогал своим, чем мог. И любознателен был очень. Все увидеть своими глазами хотел. Он мне рассказал, что однажды, еще курсантом будучи, Ленинград посетил. Неделю там был. На всю поездку пять рублей израсходовал. А в другой отпуск, в Ялте две недели барствовал. Восемь рублей ушло.
— Это как это можно? На 5 рублей Питер и на 8 рублей Ялту посетить. Это даже в царские времена невозможно было. Одна дорога из твоей Кукуевки до Питера и обратно, даже в общем вагоне не меньше 15 рублей обойдется. А уж в Ялту…
— А я в товарняках. Или на электричках, зайцем.
— Ну, хорошо, а жил ты где, как ночевал?
— На вокзалах, на скамейках.
— И не гоняли?
— Бывало. Ел три пирожка в день. По семь копеек, пирожок с ливером. Водичка из фонтана. В Ялте вообще красота. На пляже у моря, на лежаках спал. В горы пешком ходил. Все посмотрел, все увидел.
— Да, но за вход в музеи и достопримечательные места платить надо.
— Точно. Это и была основная статья расхода. Самый дорогой музей Эрмитаж, за вход 50 копеек берут.
— Ну, что это за отдых? Ни в ресторан сходить, ни прокатиться, ни на чем.
— Кататься я катался. На канатной дороге в Ялте — сорок копеек. И на катере — тридцать. Мне ведь главное, посмотреть. Я не пью. Да и денег взять неоткуда.
Вот это человек. Мы-то по знаменитым местам ездим, в основном, себя показать. Едим и пьем то, что нам вредно. Деньги, что тяжким трудом зарабатываем, официантам и таксистам просто так отдаем. А что в пьяных мозгах остается от красот, что перед нами втуне проходят? А ничего.
Я Лондон, примерно как Гена Питер, посетил. Только на музеи и метро тратил. Но это была серьезная статья расходов. 10-12 фунтов стерлингов за посещение одного музея, меньше и не бывает. Там мне рассказали, как четыре директора шахт из Донбасса неделю в Лондоне провели. Остановились они в отеле «Хилтон Метрополитен». У каждого шикарный номер. Каждое утро они собирались по очереди у одного из них. Официанты с ног сбились, таская им яства и самую дорогую выпивку. Так они проводили день до ночи. Коридорные их за полночь по номерам растаскивали, а утром они опять в один номер сползались. Сколько их ни уговаривали: поезжайте в Британский музей, в Тауэр, музей мадам Тюссо, прокатитесь по Темзе, да просто по Лондону. Ни в какую. Когда неделя кончилась, умылись, побрились и в аэропорт.
Я думаю Гену и этих директоров надо в Книгу Гиннесса внести. В противоположные рекорды записать.