Top.Mail.Ru

Alekchandro — ФЕНОМЕН БРОДНИКОВ И БУРТАСОВ В АСПЕКТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И В СВЕТЕ ТЕОРИИ В.В. РЯБИКОВА

Статья написана в аспекте производственной деятельности бродников и буртасов дохристианского времени. Статья опубликована в журнале ВАК в Технологе 2014 1
блог Alekchandro: 14 стр.16-03-2014 20:47
Автор рассматривает феномены бродников и буртасов как профессиональные общности, а не народы, что полагает историческая наука. Исследование ведется в аспекте методологии, предложенной историком В.В. Рябиковым. В ее основе ‒ обычай славян давать на-звания людям, рекам, городам от рода деятельности. В.В. Рябиков выделил производственно-экономические зоны деятельности славян ‒ Орды, которые 7520 лет назад объединились в Союз славян ‒ Великую Скупь. Бродники занимались в ней проводкой судов по рекам, волокам, буртаси ‒ переправами на бродах, реках по всей Великой Скупи.

Ключевые слова: бродники, буртаси, славяне, летоисчисление, Орда, Великая Скупь, волок, вол, торговый путь, река, тюрки, болгары.


Проблема бродников и буртасов стоит в истории Древней Руси издавна. Заезжие исследователи, купцы, историки и летописцы Средневековья давали противоречивые и субъективные оценки, знания об этих общностях людей, считая их народами то тюркского, то славянского происхождения. В «Славянской энциклопедии» об этом пишут прямо: «Этнический состав Б. (буртасов ‒ автор) до сих пор не установлен» [1]. Ученые то «…видят в Б. (бродниках ‒ автор) потомков древних хазар, живших в долине Дона…», то полагают, «…что Б. ‒ остатки древнеславянского и тюркского населения южнорусских сте-пей» [1].

Пролить на эту «темную историю» какой-то свет пытались и советские ученые, и российские, но лишь в 2003 году Виталий Витальевич Рябиков смог не только дать определения понятиям «буртас» и «бродник», но и исследовать их роль и место в истории славян, постигнув ее «…сущности, законы и закономерности, к чему и стремится всегда наука» [2]. Кроме того, он создает научный метод, позволивший ему открыть Древнейшую цивилизацию Славян ‒ Великую Скупь. Ей, как и многим городам ее и селам, а также нашему городу Белгороду более 7520 лет. Древнейшее название Белгорода ‒ город Сарсклы, чуть искаженное ‒ «Саркел» приводится во многих исторических источниках [3]. Определить название города, исследовать феномены «бродников», «буртасов» помог все тот же метод В.В. Рябикова, в его основе ‒ обычай славян давать названия рекам, городам, людям от рода деятельности, «от дела». «Оценить науку с достаточной объективностью можно по тому, насколько строго определены понятия, образующие ее систему» [4]. Все предыдущие попытки определить феномены «буртасов», «бродников» основывались на разобщенных, метафизических подходах, а метод В.В. Рябикова ‒ на материалистическом, диалектическом подходе, на базисе культуры общностей людей ‒ производстве.

Исследователи, считая бродников, буртасов народностями, племенами, должны были определить их сущностные базисы: общность территории, языка, трудовой деятельности, религии. Но все они расходятся во мнениях: «В бродниках усматривают потомков сразу не-скольких народов: алано-булгар, славян, половцев, хазар и др.» [5]. Одни толкуют о единой территории: «Страна их как в ширину, так и в длину простирается на 17 дней пути» [6], другие полагают, что единой территории не было: «…в IX‒X вв. владения буртасов могли находиться не только на Средней Ворге и в лесостепном Подонье, но и в степях Волго-Донья и Предкавказья» [5]. Такие же разночтения в аспектах языка, трудовой деятельности, религии.

Для выявления истины мы выделили и исследовали следующие вопросы.

1. Анализ древних источников и последних публикаций о бродниках и буртасах.

2. Краткое изложение и научное подтверждение исследований В.В. Рябикова.

3. Бродники и буртасы в истории г. Белгорода и части Белгородской области.

4. Значение исследований В.В. Рябикова для Белгорода, России, и мировой культуры.

Анализ материала о проживании, как бродников, так и буртасов, приводит к выводу: единой территории у них не было. О расселении их пишут разное. Папа Григорий (1227 г.) дал гранскому епископу: «…полномочие в землях Кумании и Броднии, соседней с ней…» [5]. Другие «отправляют» бродников в Румынию: «…в 1222 г. венгерский король Андрей II пожаловал ордену Иерусалимских рыцарей земли в Трансильвании, в числе которых была и «usque ad terminos Prodnicorum». В 1223 г. он подарил клирику Гоцелину «terra Brodnic» [5].    

Историки XVIII‒XIX вв. высказывали свои предположения: «…Бродники живут где-то в степях, рядом с половцами… Бродники были смешанным населением степей Причерноморья… Приазовья и Тмутаракани до Побужья» [7]. П. Голубовский расширяет их границы: «Бродники жили… на Подоньи и по берегам Азовского моря». [8]. Со слов Н.М. Карамзина «Путешественник XIII века Рубруквис рассказывает, что между Волгой и Доном жили многие …» народности, что «…именуются в наших летописях Бродниками…» [9]. А белгородский археолог А. Г. Дьяченко, считает, что «…на берегу реки Везелки еще в древнейшие времена существовало поселение «бродников» [10] (здесь и дальше ‒ курсив автора статьи).

В землях буртасов ‒ такие же противоречия. Ибн-Даста пишет: «Земля Буртасов ле-жит между Хазарскою и Болгарскою землями…» [6]. Другой араб, Эль-Балхи, говорит: «…буртасы — народ, который соседит с хазарами… Они живут разбросано там и сям при реке Итиль» [11]. По Ю.Н. Дроздову их территория охватывала «…северную часть Волгоградской области, Саратовскую. Пензенскую, Ульяновскую области и Мордовию…» [12].

Хотя этнический состав как бродников, так и буртасов, «…до сих пор не установлен» [1], о языках их пишут разное. Так, летопись глаголет: «Ту же и бродници с Татары быша, и воевода Плоскына» [13]. «Славянское по своему происхождению имя… Полоскини, а также само название «бродники»… побудили многих… видеть в бродниках переселенцев с Руси» [5]. Н. Акомиат в своем «Слове» (1190) назвал их «Бродники презирающие смерть, ветвь Русских» [5]. Н.М. Карамзин, со слов Рубруквиса (XIII век), полагал, что называемые «в наших летописях Бродниками… Русские, Аланские, Венгерские и Башкирские разбойники» [9] ‒ разные народы. Другие видели в них «…остатки древнеславянского и тюркского населения южнорусских степей, ослабленного вторжением половцев и татаро-монголов» [1].

Такие же неясности и в языке буртасов: «…буртасы говорили особым языком, не похожим, ни на булгарский, ни на хазарский…» [11]. Монах Карпини (XIII в.) считал их русскими: «…поселок Русских, которые перевозят на лодках послов и купцов» [14]. С.К. Кузнецов считает их мордвой: «…в пользу тожества мордвы и буртас говорит масса документов…» [11], а Ю.Н. Дроздов отнес их к тюркам: «…составляющая бур восходит к существительному бура «сруб» или корневой части глагола бурарга, «рубить», «срубить». Вторая т — это сокращенный вариант аффикса обладания ты, а третья составляющая ас — это древне-тюрский этноним» [12]. Попов, в подаче Бубенка, предполагает их чеченцами: «…особый интерес представляет аварское название чеченцев burt, burtic, а чеченского языка ‒ burtijazuemaz’z’…» [5]. А «…Ибн Хаукаль отмечал, что «буртас ‒ не народ, а народы» [5].

Религии у бродников и у буртасов самые разнообразные. Ибн-Даста говорит: «Одни из Буртас сжигают покойников, другие хоронят…» [6], т.е. одни из них язычники, другие ‒ христиане или мусульмане. Ю. Н. Дроздов считает, что «Религиозные воззрения буртасов… как у тюркоязычных гузов» [12], и это же писал Ибн-Даста: «Вера их похожа на веру Гузов» [6]. В грамоте царя (1628 г.) велено… изготовить «новокрещеным и мордве и буртасам именные списки и ясачные книги…» [11]. А бродники, «принявшие» «…русский язык, ставший обиходным, и православие…», вписались в русский этнос [1].        

И в производственных делах ‒ такие же противоречия: «Занимались земледелием, скотоводством, охотой и бортничеством, вели торговлю мехами…» [1]. Монах Карпини говорит, буртасы (целый поселок): «перевозят на лодках послов и купцов» [14]. Другие полагают основным занятием бродников «…обслуживание переправ, бродов — отсюда и название «бродники» [5]. Ю.Н. Дроздов считал: «Семантика древнетюрского этнонима буртас будет «ас, обладающий срубом». Под срубом здесь, вероятно имелись в виду деревянные избы, которые строили себе эти лесные асы» [12]. А.Г. Дьяченко определил их как бродяжек: «…бродников» — людей, отпавших от своей общины и бродивших с места на место в районе южной лесостепи» [10]. Совсем унизил бродников Н.М. Карамзин: «…разбойники... они именуются в наших летописях Бродниками, то есть бродягами, сволочью» [9]. Но Бубенок О.Б. реабилитирует их: «…бродники» ‒ это название не бродяг, странников, а населения, обитавшего возле переходов рек, бродов» [5]. А разобраться в этой путанице поможет нам методология В.В. Рябикова.    Она проста, научна и практична.

1. Все те, кого ученые считали «народами», на самом деле были общностями профессионалов, объединенных нужным делом. Славяне называли их «от дела», от занятия, от них давали и названия рекам, городам, горам (материалистический подход).

2. В.В. Рябиков считал, что кроме артефактов, исторических документов «наибольшую ценность представляют… названия населенных пунктов, мест и местностей, рек, озер и морей… словарный запас русского, украинского, белорусского, польского.... и других славянских языков… в современных вариантах… и в литературных источниках…» [15].    

3. В методике использованы семиотические законы словообразования славян: а) «…за основу новых слов брали согласные звуки-буквы. Гласные использовались минимально и имели вспомогательное значение» [15]; б) употребление в окончаниях слов, обозначающих территорию, звука (буквы) «Ы» — печенегЫ. В случае обозначения людей, употреблялась буква «И» — печенегИ, и т.д.    Подтверждение ‒ в русских летописях.

Из положения пункта «б» выходит, что «народ буртас» имел название ‒ буртасИ, а территория их проживания ‒ буртасЫ. Произошло это понятие от славянского слова «БУРТ ‒ сложенные в виде вала и укрытые для хранения овощи, корнеплоды» [16]. Аналогичные сооружения «в виде вала» представляли гати для прохода по болотам, наплавные и стацио-нарные мосты над реками, оврагами, ручьями. А название «…населения, обитавшего возле переходов рек, бродов» [5], не «бродники», как полагает О.Б. Бубенок, а «буртаси». А если говорить «о деле», то БУРТАСИ ‒ «осуществляли регулировку и организацию проводки грузов по речным путям в местах наличия наплавных переправ на реках, на пересечениях сухопутных транспортных магистралей и водных путей и на водных и грязевых каналах» [17]. Поэтому их территории ‒ буртасЫ были разбросаны по всей Великой Скупи. Они жили везде, где требовалось наведение мостов на реках, «обслуживание переправ, бродов» [5].

Решился и вопрос с религией и языком: на территориях славян буртаси были русски-ми, у венгров ‒ венграми, у тюрков ‒ тюрками: «…Ибн Хаукаль отмечал, что «буртас ‒ не народ, а народы» [5]. Ошибка Ибн Хаукалья в том, что «буртас ‒ не народ», а профессииональное сообщество людей ‒ названия давались у славян «от дела», от профессии.

И бродники отнюдь не «сволочи», «разбойники» или «бродяжки», работали они не на бродах [5], а «осуществляли проводку груженых и порожних судов по водно-грязевым каналам…» [17], по рекам, волокам, по льду замерзших рек. По рекам: ВОЛга, ВОЛхов, ВОЛчья и др., они тащили корабли: ладьи, галеры, но не как трудяги-бурлаки в картине И.Е. Репина, а при помощи ВОЛов, пристегнутых к судам. Отсюда ‒ реки «ВОЛга», «ВОЛхов» и др. Название «ВОЛок» сохранены в названиях селений: Переволочное, Волоково, Волок, Переволоки, Вышний Волочок, и пр. И земли бродников (как и буртасов) были разбросаны по всей Великой Скупи, Азии, Европе ‒ повсюду, где были реки, волоки, опасные пороги, неудивительно поэтому, что «аварское название чеченцев burt, burtic» [5]. Становится понятным и разбросанность их территорий (буртасЫ, бродникЫ), разнообразие их языков, религий.

Чтобы понять причину этого многообразия и значимость этих профессий, необходимо «вникнуть в ситуацию», как говорил нам наш учитель, В.В. Рябиков. Историки славян обычно понимают как сообщество племен, отсталых и невежественных: «за тысячу лет пред сим жили народы кочевые, звероловные и земледельческие, среди обширных пустынь…» [18]. Обилие «культур» и «городищ», открытых археологами, историками, существенно влияло лишь на их карьеру, но не давало цельности культуры общества славян. Такую цельность дал ей В.В. Рябиков. Диалектически объединив в своих работах артефакты, исторические документы, историко-географическую семиотику, семантику, этимологию и пр. науки, он выделил природно-географические Зоны, которые были известны нашим пращурам. Там сохранялись генно-инженерные параметры определенных видов флоры, фауны, используя которые, славяне создали большие производственно-экономические территории ‒ Орды [17]. В них наиболее рационально и экологично использовались природные ресурсы, эти познания славян служили «…удовлетворению потребности многих последующих поколений, даже целых эпох» [19].    7520 лет назад все эти Орды объединились в Федерацию ‒ Великую Скупь [15].

О ней, ее народах, территориях писали Геродот и Иордан, Страбон, историки Средневековья. И Нестор тоже написал: «В лѣто 6415. Иде Олегъ на Грекы… поя же (взяв с со-бою) множество варяг, и словенъ, и чюдь, и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и ра-димичи, и поляны, и сѣверо, и вятичи, и хорваты, и дулѣбы, и тиверци, яже суть толковины: си вси звахуться от грекъ Великая Скуфь» [20]. И Лихачев, не сомневаясь, переводит: «Великая Скифь» ‒ так перевели эти слова историки 17-18 вв. в текстах Геродота. Отсюда выросла вся искаженная история славян и «скифов». Ведь «до 67 столетия знак «ф» использовался в славянской грамматике как твердое «п» [17], а летопись 6415 г., надо читать: «Великая Скупь», а не «Скифь». Великая Скупь, собравшая народы, земли: «варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян… » и т.д. [20], занимала всю Восточную Европу.

В.В. Рябиков заинтересовался также, а что это за дата в летописи ‒ «В лѣто 6415» [20]? И понял; если 907 г. ‒ летоисчисление от Рождества Христова, то «…лѣто 6415» [20] есть дата Объявления «…Начал (функционирования) Сотворенного Мира» [17] ‒ Великого объединения всех Орд в Великую Скупь (скупь ‒ старосл. «вместе», «вкупе»). Объединение было востребовано региональным разделением труда и рыночными отношениями: обменом регионального продукта, торговлей внутренней и вывозом всех излишков за пределы Скупи.

По древнему пути «Из варяг в грекЫ» везли различные товары. Так, Белая Орда (Псков, Новгород, Москва, Поволжье) давала полотно льняное, бель, парусину, веревочный такелаж, и пр. А Черная Орда (Курск, Брянск, Смоленск, Чернобль, Чернигов) везла древесный уголь, деготь и смолу. Синяя Орда (Белгород, Воронеж и Поволжье) давала масло: льняное, конопляное, горчичное. Зеленая Орда, являлась зоной скотоводства, в Тавриде (Крым) сохранялись генно-инженерные параметры элитноо скота: тавров, балыков, волов. Этот элитный скот перегоняли для обмена по МУравскому пути и к нам, на Таврову (Харьковскую) гору, и во все концы Великой Скупи. По Днепру лежала Желтая Орда ‒ Зона хлеба, зерновых, а по Днестру, Дунаю ‒ Голубая Орда. Эти цвета ‒ на знамени Украины.

А Красная Орда ‒ от красного красителя (их раковин моллюска, что добывали в Висле), им красили льняное полотно.    Еще одна, Залотная Орда, лежала на Левобережье Волги и простиралась далеко в Сибирь. Все Орды были связаны единой цепью САРов (баЗАРов ‒ САР), торговых площадей торговых городов: «Саранск, Царицын, Сараево, Саратов, Чебок-сары, Царьград (Стамбул), Сарынь, Сарапул, Сарны, Зарайск, Сарепта…» и т.д. [15]. Входил в нее и Белгород ‒ САРсклы (САРкел), о г. Саркеле говорится во многих документах [3]. Поскольку все «…этапы развития науки можно охарактеризовать как историю формирования, обоснования или опровержения гипотезы» [21], а подтверждение ее ‒ практика, мы по-стараемся создать картину проведения судов, работы переправ в Сарсклы. «Ведь только реальное производительное функционирование человека… позволяет ему реализовать первей-шее свое право ‒ право на деятельность» [22], т.е. оставить свой след в истории.

Товары поставляли на ВОЛах по трактам и на судах по рекам, волокам, каналам. Проводку по КАНалам (конная тяга ‒ КН), ВОЛокам (ВОЛовья тяга), вверх по течению (на ВОЛах) производили БРОДНИКИ. На переправах, бродах и разводных мостах работали БУРТАСИ. Так, волок по р. Везелке от п. ВОЛоково (Волохово) по р. Ворскле осуществляли бродники. Длина пути вола за день, поприще, — 20-25 км, одна бригада бродников водила в сутки по 3-и корабля. А 10 связок бродников водили в сутки 30 кораблей. Учитывая среднюю грузоподъемность судна ‒ 350 тонн (от общей «... грузоподъемности 200-500 тонн» ) [17], 10 бригад бродников перевозили в сутки более 10 тысяч тонн товаров в обоих направлениях. Буртаси обеспечивали проход возов с товарами через броды Везелки и Донца, а в полноводие устраивали разъемные мосты из плотов-сегментов (для пропуска судов). Вот вам значение бродников и буртасов для Сарсклы и для Великой Скупи.

И прав, оказывается А. Г. Дьяченко, считая что «…на берегу реки Везелки еще в древнейшие времена существовало поселение «бродников» [10], а вот, по сути, он не прав. Профессиональные сообщества буртасов, бродников, хорватов ‒ входили вместе в категорию болгар, осуществлявших, кроме функций бродников, буртасов, еще и «лоцманскую службу, парусное и весельное обслуживание, проводку судов на «бол»ах («балах»), длинных канатных веревках, в которые впрягались волы (быки) цугом, или которые выматывались или наматывались на барабаны воротов в сложных условиях речных поворотов и перекатов» [14]. Болгары, бродники имели базовое поселение в БОЛ(Г)ховце (современный Болховец), волов держали рядышком, в «Кошарах», с кормами, поставляемыми по р. ИсКЕРа (современная р. Искорка). КЕР, КОР, (КР) ‒ древнее название зерновых, отсюда реки КОРень, КОРоча, КАРьков (Харьков), центры продаж зерна в Тавриде ‒ КЕРчь, ИнКЕР-МЕНь (Инкермань).

БУРТАСИ проживали вдоль Везелки и Донца на Супруновке: Супрун ‒ это «ВОР-чун», а буквосочитание «ВОР» (ВР) обозначало у славян движение «туда-сюда» (ВОРота, ВОРот, затВОР и пр.) Движение товаров, грузов через мосты и броды («туда-сюда» ‒ ВР-ВР), производимое буртасами, дало название рекам, городам (ВОРскла, ВОРонеж, ВОРкута и пр.), а прозвище «ВОРчун» (Супрун) ‒ селению буртасов г. Сарсклы ‒ Супруновка.

«Новое рождается в развитии, которое есть переход данного в иное» [23], следствие этого ‒ результат, открытие. А функция, забота общества ‒ «…как его воплотить в жизнь, , т.е. ‒ поставить на службу человеку» [24]. Открытие Великой Скупи В.В. Рябиковым, значительно не только для истории, но и для сельского хозяйства, экономики, политики, и Белгородщины, и всей России. Исследование феноменов буртасов, бродников, логично объясняют исторически сложившиеся особенности этих профессий, названия селений, улиц г. Сарсклы, и всей Великой Скупи. Мы думаем, эти исследования, как и открытия В.В. Рябикова, могут способствовать значительному интересу к этим территориям, развитию туристического бизнеса, сельского хозяйства, экономики и всей культуры этих регионов. Огромный опыт Великой Скупи, производственный, сельскохозяйственный, экологический (сохранность рек, лесов, полей и черноземов,) и политический (демократические формы управления, рыночная экономика) нужно поставить на службу нашей Родине.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Славянская энциклопедия. Киевская Русь-Московия. / Сост. Богуславский В.В. — М.: Олма-Пресс, 2003. — Собр. соч.: В 2 т.— Т.1. — 816 с.

2. Шевченко, Н.И. Вместо предисловия: авангардизм и абстракционизм: новый поворот./ В.И. Пронькин и А.В. Пронькин. Авангардизм и абстракционизм от древности до Нового авангарда XXI в.: генезис, эволюция и будущее искусства.: монография — Белгород: ЭКАРТДИЗ, 2008. — С. 5 — 16.

3    История Белгородской епархии. — Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2003. — 400 с.    

4. Вейнгольд, Ю.Ю. Мечта и стремление к лучшему, высшему. // Духовное возрож-дение. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. — Вып.27. — С.47 — 50.

5. Бубенок, О.Б. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI — начало XIII века). / О.Б. Бубенок. — Киев: Логос, 1997. — 224 с.

6. Ибн-Даста. Известия о Хозарах, Буртасах, Богарах, Мадьярах, Славянах и Руссах. — Режим доcтупа: www.runivers.ru/...

7. Мавродин, В.В. Очерки истории Левобрежной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века). / В.В. Марводин. — СПб.: Наука, 2002. — 416 с.

8 Голубовский, П. Печенеги, торки, половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX — XIII вв. — Киев: Университетская типогр. И.И. Завадского, 1884. — 257 с.

9. Ламанский, В.О. О славянах в малой Азии, Африке и Испании. — СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1859. — 229 с.

10. Крупенков, А.Н. Пройдемся по старому Белгороду. /А.Н. Крупенков. — 5-е изд.Белгород: Константа, 2011. — 652 с.

11. Кузнецов, С.К. Русская историческая география. Мордва. / С.К. Кузнецов. — М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1912. — 76 с.

12. Дроздов, Ю.Н. Тюркская этнонимия древнеевропейских народов. / Ю.Н. Дроздов. — М.: Опора, 2008. ‒ 392 с.

13. Новгородская первая летопись старшего и младщего извода. / Полное собрание русских летописей. / Под ред. и с пред А.Н. Насонова; Отв. ред.М.Н. Тихомиров. — М.-Л.: Изд. АНСССР, 1950. — Т. 3.‒ 561 с.

14. И. де Плано Карпини. История Монгалов,    В. де Рубрук. Путешествие в Восточные страны.‒ СПб: Тип. А.С. Суворина, 1911. — 224 с.

15. Рябиков, В.В. История славян. Московский РУЖ (Москва). — Белгород: Крестьянское Дело, 2004. — Кн. 1. — 164 с.

16. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Н.Ю. Шведова    — М.: АЗЪ, 1995. — 907 с.

17. Рябиков. В.В. История славян. Казары и Великая Скупь. — Белгород: Крестьянское дело, 2003. — кн.4. — 84 с.    

18. Карамзин, Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. — Режим доступа: www.hist.msu.ru/...

19. Шевченко, Н.И. Истина свободы. — Белгород.: Изд-во БГТУ, 2007. — 408 с.

20. Повесть временных лет. / Подготовка текста, пер. статьи и комм. Д.С. Лихачева; под ред. В.П. Адриановой-Перетц. ‒ С-Пб.: Наука, 1996. ‒ 2 изд. испр. и доп. ‒ 669 с.

21. Вейнгольд, Ю.Ю. Основные законы и категории философии. // Духовное возрождение. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. — Вып.30. — С. 10 — 30.

22. Шевченко, Н.И. Обеспечение устойчивого развития системы безопасности жизне-деятельности. // Духовное возрождение. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. — Вып.30. — С. 4 — 9.

23. Вейнгольд, Ю.Ю. Сотружество наук и тайн творчества. // Духовное возрождение. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. — Вып.27. — С. 108 — 112.

24. Вейнгольд, Ю.Ю. Вернуть социализму его научный статус. // Духовное возрождение. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. — Вып.27. — С. 42 — 46.


 



Комментарии
Комментариев нет




Автор



Расскажите друзьям:



Цифры
В избранном у: 0
Открытий: 1341


Пожаловаться