Прожектора тревожно рыщут в небе
Лучами, растянув его на пяльцы,
Стараются проткнуть палящим светом
Летящего, не званного скитальца
И кто войну считал аттракционом,
И как хотел , статистикою правил,
И кто копьём стучался в Мир драконом,
И выше всех себя над миром ставил.
Столкнулись в небе точкою прицела
И самолёт, беременный смертями,
Готовый разорваться страшной плевой,
Мир перекрасить чёрными чертями...
И палец жал до боли на гашетку
И посылал, трассируя всё — матом
В расчерченное небо строгой сеткой
И счастлив был, когда злой ангел падал
И побеждал всегда, не тот, кто злее,
Не тот, кто Мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть для всех считал идеей,
А тот, кто смерти этой — в лоб бил пяткой!
Лев Фадеев.
Анализируя это стихотворение, которое явилось светочью среди анализируемых других произведений. Немногие из анализирующих поняли, что же хотел автор показать столь изящным творением. Многие больше стремились к уничижению автора. Показалось, что большинство стремились заработать баллы, нежели объективно подойти к анализу сего творения.
Как набат звучат строки " ... И побеждал всегда не тот, кто злее,.." Некоторые из критиков придрались к словам, что де автор не верно в реальном времени, действии и возможности нарисовал строки "... И палец жал до боли на гашетку...", не понимая, что любой автор имеет право применить гиперболу в своём творчестве.
Гипербола — это преувеличение. Происходит от греческого heperbole — это есть средство художественного изображения. Она исходит от фольклорных произведений многих народов, где созданы развёрнутые гиперболические образы.
Например, " История одного города" Михаила Ефграфовича Салтыкова — Щедрина. У многих писателей и поэтов гипербола явилась средством художественного изображения. Ф Рабле, В. Маяковский. Гипербола часто встречается в пословицах, поговорках, и в изречениях. Например, ( море по колено, слёзы ручьём ).
В представленном стихотворении присутствует гротеск. Образы гротеска символизируют страшное и зловещее: "...Прожектора тревожно рыщут в небе..." Само слово " ... тревожно..." у читателя вызывает тревогу. Если к этому слову мы ещё и добавим "... рыщут..." — совсем становится страшно! А если к "прожекторам" добавить вой сирены, то не то что человек, а муравей начнёт искать укромное место, чтобы спрятаться, чтобы выжить. Как правило, в этих случаях человек прячется, в бункерах, подвалах, даже в водном пространстве. Каждое земное существо на Земле подвержено страху. Боятся все! Дерево при сильных ураганах клонит крону к Земле, ища в ней защиты.
Ни один из рецензентов не обратил внимание на МЕТОД и СТИЛЬ.
Единство МЕТОДА проявляется в творчестве каждого писателя совершенно своеобразно. МЕТОД не подогнать под общую гребёнку ( словесные волосы) непременно станут запутанными — не разобрать будет к какому автору принадлежит это творение.
Никому не секрет, мы визуально авторов — поэтов, писателей, художников, скульпторов, архитекторов всегда узнаем по их почерку. Это индивидуально у каждого творца, как почерк и полосы на руках и пальцах.
Так почему же при анализе стихотворений все поэтические творения подгоняем под один НОЛЬ? Что и произошло. Как можно это понять? Самому ( ой ) поднять первому руку, как ученику в первом классе или это хитрая уловка со стороны авторов — рецензентов. Принцип: чем больше отметят "лайками" , тем больше будет авторитета, как человека творческого на сайте. А вот, кто — нибудь поставил перед собой вопрос: " А интересен ли я буду публике, как автор?"
СТИЛЬ — это и есть частное, конкретное проявление МЕТОДА.
Их единство зависит от личных свойств таланта, культурного кругозора, индивидуального жизненного опыта и многих других качеств, как положительных, так и отрицательных. Наконец, от жизненного устройства.
Сие стихотворение — художественное отражение современной жизни ХХ1 века , та к как оно и есть отражение жизни в образах.
Присутствует термин в литературе — ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ. Мы очень часто говорим произведение относится к художественным или нет.
Данное стихотворение является художественным, так как оно вырисовывает жизнь современного Мiра:
И побеждал не тот, кто злее,
Не тот, кто мир хотел одеть в заплатки,
Не тот, кто смерть считал для всех идеей,
А тот, кто смерти этой — в лоб бил пяткой.
В этом катрене ( куплете) лежит самая главная идея и жизненность изображения.
Почему — таки автор применил "... — в лоб бил пяткой".
А теперь обратимся к мифологии:
Ахилле́сова пята́ — после гомеровский миф, (переданный римским писателем Гигином), повествующий о том, как матьАхилла (Ахиллеса), Фетида, захотела сделать тело своего сына неуязвимым. Для этого она окунула его в священную реку Стикс. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и пятка осталась единственным уязвимым местом Ахилла. Впоследствии, именно туда Парис попал ему своей стрелой, смертельно ранив героя.
Сюжет мифа
Знаменитому герою Ахиллу ещё в детстве было предсказано, что он может прожить долгую, но бесславную жизнь, или героически погибнуть у стен Трои. Его мать Фетида не хотела, чтобы её сын умер так рано, и она решила сделать его неуязвимым. Для этого она, когда он родился, окунула его в священные воды подземной реки Стикс. При этом она держала Ахилла за пятку. Теперь Ахилла не могло поразить оружие, но пятка, которой не коснулись волшебные воды Стикса, осталась уязвимой.
Много лет спустя Ахилл отправился вместе с греками в поход против Трои. Во время одной из битв бог Аполлон(которого ранее оскорбил Ахилл) направил стрелу Париса прямо в пятку Ахилла. Рана, несмотря на то, что была небольшой, оказалась смертельной.
Логотип ВикисловаряВ настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо. Эта сторона может быть как физической, так и моральной.Так вот: автор показал , как Дьявола Ангел при необходимом и удобном, нужном случае может уничтожить пяткой. Представим, что " пятка" — это миролюбивое государство, хотя оно тоже может быть уязвимо, если нападёт враг с мечом. Но враг, как и Ахилл, будет убит Богом Аполлоном, так как Ахилл когда —то Аполлона оскорбил. Неуязвимых мест нет не только у живого человека, но и единоплеменного государства. Автор призывает быть на страже своей Родины, Отечества.
Разве нет здесь жизненности изображения!?.
В стихотворении соблюдены ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ. Эти литературные категории не могут сосуществовать одно без другого, как трапеза без еды.
О ТРОПАХ в рецензии было подробно указано.
ПОЖЕЛАНИЕ: возможно, редколлегия " Избы — Читальни" пересмотрит своё мнение, если это не затруднительно? Речь идёт о поэте — художнике Л. Фадееве, произведение которого является по-настоящему художественным и претендует на переформатирование критических статей.
04.02. 2022 год,
Крайний Север,
Северная Лапландия.
Фото автора.