Об авторе |
Павел Моисеевич Грушко — российский поэт, драматург, переводчик прозы и поэзии (преимущественно с испанского и английского языков), эссеист. Автор поэтических сборников «Заброшенный сад» (1999), «Обнять кролика» (2003), «Между Я и Явью» (2007) и «Свобода слов» (2011).
Весть
По сумеркам ветвилась весть,
и вес Вселенной стал реален:
пыль галактических развалин
легла на кровельную жесть,
на зелень и на купола,
а впрочем, это дождь летучий
на миг связал дома и тучи
пригоршней звонкого стекла.
Под шелест экстренных газет,
шуршащих по сырым кварталам,
стал запад нестерпимо алым,
и плоский театральный свет,
как это водится в июле
в неяркой здешней полосе,
сиренево окрасил все
поверхности в столичном улье.
Обыденность житейских дел
в сравненье с этой вестью новой
в земной сумятице бедовой
среди разгорячённых тел
была укором, словно ты
мог отличиться, а в итоге
махнул рукой, сошёл с дороги,
ведущей в область пустоты.
И в эту пору космонавт,
прикладываясь к сладкой тубе,
рассказывал, восторг познав,
о бесконечно чёрной глуби.
Огромный город догорал,
и людям от небесной вести
стал внятней ровный гул созвездий,
их светодышащий хорал.
Самотёка
Сначала выступали акробаты,
потом из мухи делали слона,
а там взошли танцоры на канаты,
и в цирке воцарилась тишина.
Потом ещё два рыжих в шуме-гаме
по-лягушачьи дёргали ногами,
и всё такое...
А потом Москва
с бульварами и гравием шуршащим,
со светом фонарей ненастоящим,
с мальчонком, вдевшим руки в рукава,
с кружащейся у ног лиловой тенью,
с расплывчатой трамвайной дребеденью
и гулким моционом мотоцикла:
всё это объявляется, когда
выходишь из гогочущего цирка
в ленивый листопад и в провода.
И этот день осенний в небыль убыл,
в прохладном небе ожил звёздный купол.
Как меркнущее эхо, постепенно
Москва гасила звуки и огни,
кружащаяся пёстрая арена,
где все мы —
скоморохи искони.
Всю ночь куда-то далеко-далёко
бессонная катила Самотёка,
легко жонглируя грузовиками
и деловыми снами москвичей —
жонглёрка в нескончаемой программе
с короткими антрактами ночей.
*устар. одно из названий реки Неглинная в г.Москва ◆ Это река Напрудная, она же Самотека в центре Москвы. Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко, «Какой сейчас век?», 2002 г.
Теорема
В жизни — как в теореме:
дано — некое время.
Докажи —
что можно и безо лжи.
Эту задачу решают все сами,
она — не из новых.
Это экзамен.
Без переэкзаменовок.
Есть третья сторона листа…
Есть третья сторона листа,
исписанного с двух сторон,
там обитает чистота
без дат, событий и имён, —
непознанная белизна,
не воплотившаяся взвесь,
и пониманье, что она,
пером не тронутая, есть,
покоя не даёт перу, —
в сравненье с этой чистотой
всё, что напишешь поутру,
предстанет к ночи суетой.
Какая глубь и широта
в пространстве этом всех времён —
на третьей стороне листа,
исписанного с двух сторон…
1980-1998