Top.Mail.Ru

Roman SHТРЕУГОЛЬНИК ВЛАСТИ В ОТНОШЕНИЯХ.

блог Roman SH: 554 стр.26-11-2025 05:51
ТРЕУГОЛЬНИК ВЛАСТИ В ОТНОШЕНИЯХ.


Концепция дополнительности описывает сбалансированную, реципрокную природу интерперсонального поведения — не может существовать лидера без ведомого, спасителя без жертвы или преследователя без убегающего. Каждый должен взаимодействовать в исполнении своих реципрокных взаимодополнительных ролей. Как только некто перестанет быть жертвой, он больше не будет нуждаться в спасителе, и наоборот».


Фактически борьба идет не за поиск путей выхода из трудной ситуации, в которой все оказались, а за признание того, кто прав. Внимание каждого приковано к действиям другого, которые постоянно им обесцениваются. Поэтому еще одно название, четко описывающее происходящие при такой борьбе процессы, — «треугольник Власти».


Суть общения составляют следующие задачи:


1) найти виноватого,


2) занять позицию жертвы,


3) уйти от обсуждения проблемы и ответственности.


Наиболее частый цикл общения:


— Преследователь нападает на Жертву,


— Спасатель нападает на Преследователя, сам им становясь,


— Преследователь становится Жертвой, причем борется за это со Спасателем («кто больше жертва»),


— Жертва становится Спасателем.


Жертва, предъявляя свою нежизнеспособность, демонстрирует, что для нее не подходит и/или не хватает из того, что предлагает и делает Спасатель. В то же время Жертва сохраняет свою беспомощную позицию, пользуясь подтверждением ее несостоятельности со стороны Преследователя. Тем самым Жертва вынуждает Спасателя наращивать свои усилия по ее обслуживанию, а Преследователя — выявлять все новые стороны как неспособности Жертвы, так и несостоятельности Спасателя в отношении их компенсации.


Спасатель, прилагая усилия и выполняя действия по собственному разумению, часто вместо Жертвы, которую рассматривает как полностью неспособную существовать самостоятельно, убеждается, что его роль неизменно нужна всегда. Кроме того, Спасатель постоянно побуждается к поиску и находит все новые пути совершенствования своих усилий под давлением обвинений и критики со стороны Преследователя. Этим они закрепляют Жертву в состоянии ее безынициативности, а самого Спасателя — в бесполезности его усилий ей помочь.


Преследователь, нацеленный на поиск и выявление недостатков, ошибок в действиях других людей, постоянно находится в отрицающей, критикующей позиции по отношению как к Жертве, так и к Спасателю. Тем самым он, с одной стороны, обесценивает все то, что они делают и чего добиваются, а с другой — стимулирует их непрерывное наращивание усилий по поиску все новых средств, сохраняющих их роли. Таким образом, Преследователь получает все новые объекты для критики, находя в этом подтверждение необходимости существования своей роли для их выявления.


Таким образом, существование каждой из ролей невозможно без других. Это находит выражение в их позиции «Я не в порядке, ты — в порядке» (Жертва) или «Я в порядке, ты — не в порядке» (Преследователь и Спасатель). Одна Жертва не может существовать без подтверждения своей несостоятельности. Жизнь одинокого Спасателя оказывается бессмысленной без приложения им усилий по обслуживанию нужд других людей. Преследователь, не имеющий поля приложения для своей критики, теряет свою значимость, а с ней и чувство принадлежности к миру вообще. Все они не могут обходиться без других людей, занимающих комплементарные им роли.


Супружеская пара обратилась за консультацией по поводу участившихся конфликтов. Таня и Иван в браке восьмой год, имеют дочь пяти лет. Таня с подросткового возраста озабочена своим внешним видом — считает себя непривлекательной, толстой, нескладной. Старается ограничивать себя в еде, худеет до тех пор, пока вес не падает настолько, что состояние слабости становится превалирующим. Оно сопровождается обмороками, снижением настроения, плаксивостью, самоуничижением и фиксацией на таких явлениях, как выпадение и тусклый цвет волос, плохое состояние кожи. Таня жалуется своей маме, та организует госпитализацию дочери. Таня начинает лечиться, «правильно питаться». Повышается ее активность дома и на работе, но через какое-то время наступает период, когда на нее «нападает жор». Тогда она «ни в чем себе не отказывает», а потом появляются вечера, когда Таня ест все подряд и до тех пор, пока не ощутит переполнение в желудке настолько, что становится легко вызвать рвоту. Вес ее начинает увеличиваться, и с ним число попреков в адрес своей фигуры и недовольства состоянием здоровья — появляются одышка, беспокойный сон, пассивность в деятельности.


Таня считает, что в значительной мере стабилизировать свое здоровье ей мешают попреки и даже насмешки мужа, от которого она ждет и не получает сочувствия, поддержки, а главное — восхищения и любви, как это было в период ухаживания и в начале брака, до рождения дочери.Иван злится на жену и попрекает за «бесконечные фокусы с едой». Сам он любит плотно покушать, что считает нормальным.


Возможность побаловать себя пивом и деликатесами расценивает как свидетельство их растущего финансового достатка. Изменения собственной фигуры из-за постоянно растущего веса проблемой не считает. Ухудшение своего физического состояния (одышка, трудно передвигаться пешком, частое желание полежать и ничего не делать, сон не приносит отдыха) относит на счет «естественных», по его словам, возрастных изменений (им с женой по 32 года), а также на счет усталости от постоянных волнений вокруг состояния жены и беспокойной жизни из-за наличия у них маленького ребенка. Он считает, что жена настраивает дочь и тещу против него, поэтому обижается на нее и видит в этом причину своей практически постоянной теперь раздраженности и несдержанности.


Ниже приводится характерный для этой пары диалог, наблюдавшийся автором на первой встрече с ними.


Таня (Т). Мы к вам обратились, так как наши отношения превратились в постоянный скандал. Муж кричит постоянно, и теперь не только на меня, но и на дочь. Она нервничает, не спит, много плачет.

Психолог (П). Как вы каждый видите причину ваших скандалов?

Иван (И) (обращаясь к жене). Ты избаловала ее. Позволяешь ей спорить со мной, и она не слушается, когда я ей говорю идти спать или вести себя тихо.

Т. Ей всего лишь пять лет! И она защищает меня, когда ты на меня орешь.

И. Нечего прикрываться дочерью, когда ты опять уходишь вырвать весь ужин! Нечего наедаться до такой степени. С тобой жить противно.

Т. Я не могу. У меня не получается (плачет)... (Обращаясь к психологу.) Помогите нам. Он меня совсем не любит.

И. Вот-вот — то мама твоя помогала, теперь дочь против меня настраиваешь и к психологу пришла жаловаться.


В этом ролевом треугольнике все участники обеспечивают друг другу и себе постоянный процесс общения, необходимый каждому человеку. Однако каждая жизненная ситуация требует своего разрешения, а при подобном способе взаимодействия она никак не меняется, так как целью коммуникации стало сохранение ролей, а не решение ситуационной задачи. Это приводит к конфликтам, поддерживаемым постоянным недовольством собой и/или другими участниками «Треугольника Власти».


Наталья Манухина.

"Созависимость глазами системного терапевта"


 



Комментарии
Комментариев нет




Автор



Расскажите друзьям:



Цифры
В избранном у: 0
Открытий: 52


Пожаловаться