Феминизм и женственность
Несколько лет назад в Молдове слова "феминизм" и "женственность" были пугалом не
только для мужчин, но и для женщин, даже если эти последние непроизвольно становились на феминистские позиции, стремясь к феминистским идеалам — равные права с мужчинами, равные шансы в плане профессиональном, экономическом, политическом и т.д. Большинство мужчин имели неприкрыто враждебное отношение к этому феномену и намеренно преувеличивали
отрицательные стороны феминизма, вернее, его экстремистских отклонений. В настоящее время феминизм обрел право на существование и у нас в Молдове, вследствие чего многие женщины уже не стесняются заявлять о своей причастности к феминистской идеологии. Более того, многие мужчины солидаризируются с ними, обьявляя себя сторонниками этой идеологии.
Несмотря на это, антифеминисты (т.е. женоненавистники), хотя и проиграли несколько очков, не отступают. Сегодня они уже не могут делать вид, что путают феминизм с моральным либертинизмом, но продолжают выдумывать все новые, не менее шаткие и причудливые аргументы против процесса женской эмансипации, пытаясь остановить или хотя бы замедлить его насколько это возможно. Пользуясь невежеством населения в этих вопросах, они ищут (и находят!) союзников даже среди женщин, спекулируя на их слабостях — на женской сентиментальности и их естественному стремлению к красоте и женственности.
Таким образом, дутый шар о якобы неминуемой утере женственности эмансипированными
женщинами, особенно теми, что стремятся сделать серьезную карьеру в политике, запускают
снова и снова в масс-медиа и с различных трибун. Некоторые женщины слегка напуганы такой
перспективой, не желая отказаться от своего естественного права ... на что? На красоту? На
очарование? На приятную для мужчин манеру поведения? На любовь и нежность? Дорогие мои!
Какое отношение имеет все это к феминизму? Не зависит ли это от нас самих? Женщины ведь
бывают очень разные — некоторые предпочитают очень женственный тип поведения, имея
подходящую психологическую конституцию и/или соответствующий тип красоты, другие же,
будучи от природы жестче, сдержанней и серьезней, предпочитают другой тип поведения.
Я лично замечала не раз, что женщина которая сделала важный шаг в карьере, стала
руководителем, вдруг расцветает, становится красивей, элегантней, раскованней, лучше одевается и держит себя с большоим достоинтством. Я бы сказала, что успех ее окрыляет, помогает ей чувствовать себя лучше во всех проявлениях ее натуры, включая чисто женские свойства и наклонности. С другой стороны, хотелось бы спросить: неужели не теряет свою женственость, наравне со здоровьем и красотой, женщина, которая всю свою жизнь работает на поле или у станка, делая тяжелую работу с утра до вечера, куда я включаю и домашние дела? Боже правый! Если потеря женственности — самая страшная опасность, которая грозит нашим женщинам, то я предпочитаю чтобы они ее теряли с достоинством — не занимаясь рабским трудом дома или на работе, на самых унизительных и плохо оплачиваемых "должностях", заслуживая не благодарность и уважение, а пренебрежение и презрение. Если с возрастом нам все равно предстоит потерять свежесть и женское очарование, пусть лучше это произойдет в иных условиях, при полной реализации наших возможностей в блестящей профессиональной или политической карьере, в соответствии с нашими талантами, умом, предпочтениями и уровнем образования.
С другой стороны, антифеминисты суть мужчины как и все прочие (за небольшим исключением) и предпочитают женщин, пригодных для наилучшего удовлетворения некоторых чисто мужских
потребностей, в частности, они предпочитают молодых, красивых и "женственных" женщин,
иногда даже чересчур женственных. Поэтому потеря женственности воспринимается ими как
трагедия с их чисто мужской точки зрения. После определенного возраста они не считают уже женщину "функциональной", поскольку роль женщины на земле, по их глубокому убеждению, состоит в том, чтобы радовать и удовлетворять все их желания — подается же это с обычным демагогическим соусом о роли женщины как матери и хранительницы домашнего очага. Я встречала мужчин, которые самоуверенно заявляли, что "женщина после 30 лет уже не женщина". Для этой категории мужчин интеллект женщины является свойством, которое резко снижает ее женственность. Однако отсюда не следует, что женщины должны подделываться под эти вкусы — играть дурочек и вести себя преувеличенно женственно (примерно как киношные геи), как будто они желали бы очаровать все мужское население земного шара. Это достойно сожаления, когда
сексуальная озабоченность настолько овладевает женщиной, что заставляет ее ронять себя до такой степени.
Все хорошо в свое время и на своем месте — на работе мы должны вести себя с достоинством, не прибегая к излишнему кокетству, эксплуатируя свою женственность и сексуальность, что может быть по праву квалифицированно мужчинами как своеобразное "сексуальное домогание" (на что они, впрочем, еще не привыкли жаловаться). При других обстоятельствах — на отдыхе, на вечеринке, на свидании, мы ведем себя раскованней, улыбаемся чаще, болтаем и смеемся, если есть на то наше желание — стараемся очаровать понравившегося нам мужчину, но ни при каких обстоятельствах мы не должны терять достоинство.
Какой же видит женщину средний мужчина, каковы критерии, по которым он оценивает ее
женственность и привлекательность? Я была невольным свидетелем одного разговора в
транспорте, когда один подвыпивший старичок стал делать восторженные комплименты одной, в самом деле очаровательной молодой женщине, хваля ее красоту и называя ее куклой, в полной уверенности что это наивысшая похвала женщине. Он говорил, что она настоящая дорогая кукла, а поэтому вправе претендовать на лучшее, что есть в жизни. Этот разговор заставил меня задуматься, если такое сравнение живого человеческого существа с куклой в самом деле может быть приятным и лестным, или же оно унизительно. Очень часто мужчины, желая угодить и подольститься, делают нам подобные комплименты, не задумываясь над тем, что мы желаем быть замечены и под другим углом зрения, не только "эстетическим", чтобы не сказать — с точки зрения своей сексуальной привлекательности. Это обстоятельство содержит в себе нечто унизительное для современной женщины, которая желает быть ценимой со всех точек зрения, как полноправное (и полноценное) человеческое существо, а не как игрушка, созданная для удовольствия мужчин.
Эта потребительская концепция, как и романтический идеал, который к физической красоте
прибавляет все приятные свойства домашнего животного — избалованного, любящего и верного, добродушного, мягкого и пушистого, очень удобного во всех своих проявлениях, есть продукт патриархального менталитета в мире, принадлежащем мужчинам и только мужчинам. Без сомнения, эти качества тоже хороши, но это не те качества, которые мужчины считают обязательными для себя, однако полагают обязательными для женщин. Благодаря им, их придирчивому, но одностороннему сексуальному отбору, женщины и в самом деле обладают
этими качествами в гораздо большей степени, чем мужчины (большое спасибо!). Психологическая наука подтверждает это, что же касается красоты, мужчины признают это сами. В итоге, весь человеческий род эволюционировал в этом направлении — стоит сравнить
современных людей с их доисторическими предками, чтобы убедиться в этом, по крайней мере в отношении физической красоты и привлекательности.
Что же касается других качеств — ум, воля, способности к различным видам деятельности, то они оказались полезны не только для мужчин, но и для женщин, так что они развивались параллельно, более или менее равномерно. Это и понятно — ведь наследственная программа женщин и мужчин совпадает в очень большой степени, различаясь только в одной хромосоме их 42, которые она содержит. Но даже и эта единственная мужская хромосома Y отличается, по-видимому, от женской хромосомы X не тем, что содержит некий дополнительный материал, а скорее, отсутствием одной "ножки". Стабильность наследственной программы обеспечена тем фактом, что вся наследственная информация дублируется — любая человеческая хромосома имеет своего двойника, эа исключением хромосомы Х, которая дублируется такой же хромосомой только в женских организмах, у мужчин же она дублируется лишь частично хромосомой Y, которая не может содержать полностью информацию хромосомы Х, будучи меньше по размерам. Это может обьяснить, по-видимому, почему женский организм отличается большей "живучестью" по сравнению с мужским. Природе, к сожалению, неизвестно понятие справедливости, она устраивает свои дела согласно собственной логике, которой чужды эмоции и сантименты. Все же не думаю, что мужчины должны сокрушаться по этому поводу — ведь Мать-Природа возложила на плечи хрупкой женщины больше ответственности и ношу потяжелее, связанные с продолжением.
рода.
Природе неведомо понятие справедливости, но разумному существу — человеку — оно ведомо.
Человеческое общество стремится к гармонии и равновесию, что предполагает исключение всех факторов, порождающих конфликты и напряженность. Отсутствие равенства в отношениях между мужчинами и женщинами является, без сомнения, одним из факторов, порождающих
напряженность и отрицательно влияющих на общественное развитие, даже если "забыть" о том
факте, что потенциал человеческого общества реализуется лишь наполовину в условиях, когда женщины оттеснены на задворки общественной жизни. Мне лично не кажется трагедией, что мужчина и женщина стремятся к одному человеческому, а не кукольному идеалу, а различия между ними постепенно стираются. Думаю, что этот сплав из мужских и женских качеств и достоинств окажется не столь взрывоопасным, чтобы спровоцировать мировую катастрофу. Скорее наоборот, может случиться, что он станет ценным приобретением человеческого рода — ведь если различия стираются, значит они уже не столь необходимы, как это было на заре человечества. Точно так же, нет никакой трагедии в том, что женщины заменяют иногда мужчин в различных видах деятельности, жаль только, что мужчины заменяют женщин на всех ключевых позициях в обществе, во всех областях общественно-политической жизни, включая парламент и правительство страны.
О какой демократии может идти речь в стране, в которой женщины учавствуют в органах власти чисто символически? Во-всяком случае ясно, что мужчины еще не принимают нас всерьез — они думают, что могут всегда пустить нам пыль в глаза, льстя нам, целуя белые ручки, расточая комплименты и уверения в вечной любви и уважении, пытаясь соблазнить и поразить наше воображение карамельным изображением некоего домашнего рая, в котором женщине отводится роль главного украшения — женщине холеной, полной женского очарования, которая с удовольствием купается в роскоши, оставив им, мужчинам, все заботы о государственном обустройстве, общественном благе, мировых проблемах и высоких материях, а заодно и радость общественно-полезной, активной жизни, прожитой с полной отдачей своих способностей и талантов.
Хотела закончить здесь статью о женственности и феминизме, но в канун 8-го марта услышала радио-передачу, на которую были приглашены женщины-депутаты и муниципальные советники. Радио-журналистка задавала им вопросы о роли женщины в обществе, о необходимости принятия законов, которые обеспечивали бы женщинам равное участие в профессиональной, экономической иобщественно-политической жизнию Казалось бы, что эти женщины, которым удалось реализоватьсебя в таком трудном деле, как политика, должны бы голосовать обеими руками за права доброй половины граждан этой страны, в основном законопослушных и полезных. Каково же было мое удивление, когда одна из женщин-депутатов (не помню имени, к сожалению) безапелляционно заявила, что нам такие законы не нужны, поскольку наши женщины не желают заниматься политикой.
Госпожа депутат сокрушалась по поводу того, что ракого рода деятельность отрицательно
сказывается на женственность (!), и что место женщины — у домашнего очага. Она поделиласть своими впечатлениями о Швеции, говоря почти с ужасом о том, что встречала на улицах множество мужчин, гуляющих с малыми детьми. Позвольте, мадам депутат, может быть, это были их собственные дети? Может, шведские женщины недостаточно женственны, чтобы изменять своим мужьям втайне, поэтому шведские мужья в них уверены? Может они переняли у своих жен кое-что из женственности, а именно любовь к своим детям, которая не боится чужих глаз? Может быть, они не считают унизительным для себя гулять со своими детьми, может быть они даже гордятся ими? Может быть, они даже не считают зазорным для себя приготовить гостям по чашечке кофе, пока жена занимает их приятной беседой (иногда даже у наших женщин это получается куда лучше)? И даже, конце концов, может быть они перебороли примитивный, иррациональный страх перед перспестивой "оказаться под каблуком", которой поголовно страдают наши мужчины. Может быть, они и в самом деле, а не только на словах, предоставляют женщинам равные шансы, взяв на свои широкие плечи равную долю семейных проблем и ответственности.
О,госпожа депутат! Вы действительно верите в то, о чем говорите? Я лично думаю, что многие из наших женщин с удовольствием отказались бы от этой пресловутой женственности, за удовольствие сидеть с вами рядышком в Парламенте, или в кабинете министров! Вы ведь
отказались! Или нет? Может быть, Вам удается с успехом совмещать политику с женственностью? Думаю, что удается. Поэтому я не верю Вам, когда Вы с жаром восклицаете: "Но ведь наши женщины не хотят, не желают заниматься политикой!"
И еще, госпожа депутат, которая твердо уверена в том, что нам нечего менять в законодательстве для обеспечения равноправия женщин и мужчин во всех сферах экономической и общественно-политической жизни. Знаете ли Вы, что происходит с женщиной, которая утрачивает здоровье и женственность, занимаясь непосильным трудом на предприятии? Закон требует, чтобы в таких случаях женщине предоставили "легкую работу". Какую работу ей предлагают? Вы угадали, наверное — ей предлагают место уборщицы. Думаете, это и в самом деле легкий труд? Почему бы и нет, это ведь совершенно женская работа, то же самое она делает дома. Мыть туалеты — безусловно женская работа, способствующая сохранению женственности.
Так что не сокрушайтесь, Госпожа депутат, не оплакивайте незавидную судьбу тех дам, которые неукоснительно теряют женственность, сидя в руководящих креслах, и которых, впрочем, довольно мало. Они все же имеют выбор — могут оставаться женственными, если захотят. Ведь женский стиль руководства, основанный на женской мудрости и интуиции, дипломатии и умению понимать и сочувствовать — ничуть не хуже мужского прямолинейного и жесткого стиля, а может быть и лучше. Во всяком случае, жизнь доказала, что этот стиль более эффективен, не говоря уже о том, что он более приятен подчиненным, а это немаловажно.
Антифеминисты — вовсе не одно и то же, что и женоненавистники.
"Если потеря женственности — самая страшная опасность, которая грозит нашим женщинам, то я предпочитаю чтобы они ее теряли с достоинством — не занимаясь рабским трудом дома или на работе, на самых унизительных и плохо оплачиваемых "должностях", заслуживая не благодарность и уважение, а пренебрежение и презрение." — гениальная мысль. Полностью согласен.