Последняя ночь перед экзаменом. Ты сидишь, и в голове ни одной мысли. Целая неделя, чтобы выучить, пролетела очень быстро. Особенно если вспомнить, что за все это время ты ни разу не притронулся к учебникам и лекциям. Каждый день у тебя находились дела важнее.
Сейчас это не вызывает у тебя ничего кроме грустной улыбки, наполненной сожалением. Момент, когда ты винил себя за то, что не взялся за ум раньше, прошел. Рассуждения о том, что такого можно сделать на экзамене, чтобы над тобой сжалились и поставили несчастную четверку, останутся просто словами. Ты никогда не решишься изобразить эпилептический припадок. Надежда на то, что ты сможешь за ночь запомнить огромный объем информации, с каждым мгновением становится все прозрачнее.
Время неумолимо. Оно холодно отсчитывает минуты, оставшиеся до начала экзамена. Минуты до начала твоей маленькой смерти… Конечно, в экзамене нет ничего страшного, ведь тебя никто не убьет и даже не побьет. Это просто оценка… не более. Ты прекрасно это понимаешь, но легче не становится. Нет, ты не волнуешься. Паника придет гораздо позже, когда ты будешь стоять перед столом, раздумывая, какой билет взять. И тут вся надежда только на удачу, наличием которой ты никогда не отличался. Глубокий вздох, твоя дрожащая рука, тянущаяся к билету. Вот ты берешь тот, на котором еще вначале остановился взгляд. Ты переворачиваешь и читаешь вопрос…
Жаль, что нельзя заглянуть в будущее. Нельзя заранее знать, что ждет тебя и к чему готовиться. Хотя бы маленькая подсказка, тонкий намек, но напрасно ждать чего-нибудь подобного — шестое чувство у тебя напрочь отсутствует.
Тут тебя посещает безумная идея. А может вылезти в полночь в окно и попытаться поймать халяву? Но ты сразу же одергиваешь себя. Что за глупость? Ты уже на пятом курсе, разве пристало верить в такие приметы? Несолидно. Еще одна грустная усмешка.
И вот опять, в который раз ты повторяешь свою ошибку. Вместо того чтобы сосредоточиться на учебе, ты слушаешь музыку и пишешь это. Можно подумать от того, что ты выскажешь все свои мысли, что-нибудь изменится. Знаний от этого не прибавится уж точно. Опять усмешка. Плевать, на все плевать. Хочется, чтобы завтрашний день поскорее прошел. Чтобы больше не было этого легкого волнения, присутствие которого ты, наконец, начал ощущать. Чтобы можно было спокойно заниматься тем, что тебе на самом деле нравится, и не думать ни о чем.
Усмешка и равнодушный взгляд в потолок. С одной стороны надо просто хотя бы сдать, а с другой, совсем не хочется получать тройку. «Ох, какие мы разборчивые», — это твой внутренний голос, не самая лучшая твоя часть. Он редко удостаивает тебя разговором, что тебя не особо расстраивает. «Раньше надо было думать, а не сидеть теперь и надеяться на чудо», — недовольно бурчит он. Да уж, «поддержал». «Еще часик почитаю и сяду учить. Схожу покурить и сяду учить. Поем и сяду учить. Вылезу в интернет и сяду учить», — противным голосом повторяет он то, что ты говорил сам себе в течение недели. «Что? Допрыгались, ваша гениальность. Как теперь выучить полсотни вопросов за ночь. И ты ведь еще и спать собираешься?» — что-то сегодня он разошелся. Ты не можешь сдержать смешка. «Ну смейся, смейся. Встретимся завтра во время твоей истерики» — недовольно хмыкает он и замолкает.
А ты опять смотришь в потолок. Просто оценка, от которой, в принципе, ничего и не зависит. Разве что, только самооценка немного покачнется, если ты получишь удовлетворительно. Только самооценка…
Под утро, с трудом осилив примерно половину вопросов, ты решаешь немного вздремнуть. Балансируя на грани реальностей, повторяешь то, что успел выучить. И когда ты устаешь прокручивать в голове бесконечные определения, типы и функции, приходит сладкий сон, каким он бывает только в шесть утра.
Ты идешь по узкой тропинке. Ни справа, ни слева ничего нет, одна пустота. Она не мрачна и не пугающа, просто пустота. А под ногами жидким серебром течет тропинка. Навстречу тебе кто-то идет. Ты не можешь разглядеть его лица, да тебе и не интересно. Всего лишь еще один фантом из твоего сна.
И вот вы стоите напротив друг друга. Чем больше ты в него вглядываешься, тем большую четкость приобретают его черты. Спустя несколько мгновений ты смотришь на самого себя. Фантом слегка усмехается, заметив твое недоумение.
— Неожиданно? — спрашивает он.
Его голос несколько мягче и ниже чем твой собственный, именно такой тембр у твоего внутреннего голоса. «Вот мы и встретились», — мелькает у тебя мысль.
— Зачем ты звал меня? — фантом заинтересованно смотрит на тебя.
Ты удивленно приподнимаешь брови:
— Я? — твой голос эхом раздается в пустоте.
Он кивает. Ты неопределенно пожимаешь плечами.
— Всего лишь экзамен, да? — вдруг усмехается фантом. — Всего лишь оценка? Возможно. В конце концов, ты сам расставляешь приоритеты.
— Я тебя не звал, — невпопад произносишь ты.
— Не мне тебе указывать, что хорошо, а что плохо, что надо делать, а чего не стоит, — он не обращает на твои слова внимания. — Ты уже достаточно взрослый, чтобы выбирать. Смотри не ошибись. Вдруг эта оценка на многое повлияет?
— Я тебя не звал.
Смешок:
— Будет обидно, если кто-то глупее тебя, получит отлично, а ты будешь с трояком в зачетке. И обвинить будет некого, только себя и свою лень, за которую ты так цепляешься, считая ее достоинством. Ты поступил глупо.
— Я тебя не звал, — повторяешь ты громче.
Фантом ерошит волосы и продолжает:
— Одна оценка… А если тебе повезет, что ты будешь делать? Решишь, что и в следующий раз можно не особо напрягаться? И в итоге завалишь диплом. А, может, и нет… Как долго удача будет улыбаться тебе? Сколько она будет терпеть твое безделье?
— Я тебя не звал!
Фантом делает шаг к тебе и слегка прикасается указательным пальцем к губам.
— Говоришь, самооценка — единственное, что зависит от этого экзамена? Да, ты же плохо переносишь неудачи. Тройка ох как ударит по твоему самолюбию. Может, даже депрессия начнется, а? — он ехидно усмехается. — Несмотря на то, что ты упорно это отрицаешь, эта оценка для тебя очень важна. Ведь это же способ самореализации, которой ты просто бредишь.
Ты отталкиваешь его руку и:
— Я тебя не звал!
— Ну, ну, — недоверчиво хмыкает он. — Самореализация, слово-то какое…
Ты зло смотришь на свое ухмыляющееся лицо. Секунда, вторая, третья — его ухмылка становится шире. Ты сжимаешь кулак, готовый ударить. Фантом делает еще шаг и обнимает тебя, крепко прижимая к себе:
— Тише, тише, — шепчет он тебе в ухо, его голос становится серьезным. — Запомни, я — твоя самореализация. И мне действительно плевать на твои оценки, глупости и лень… Я всегда приду на твой зов и повторю эти слова столько раз, сколько понадобится.
Ты резко открываешь глаза, перед тобой потолок твоей комнаты. Переводишь взгляд на часы, стрелки показывают девять утра. Вот и кончилась последняя ночь перед экзаменом.