В заключительной части нашего обширного исследования современной Беларуси мы коснемся несколько разнородных, но весьма примечательных моментов из жизни простых людей. Попробуем выделить некоторые черты характера белорусов как культурной и этно-общности. Этот будут такие точечные штрихи, которые, возможно, помогут лучше понять тип мышления наших замечательных братьев — белорусов.
По — прежнему семья в чести у молодых людей. Лично мне показалось, что в Минске женятся и выходят замуж непрерывно, невзирая на день недели и погодные условия. Белоснежные невесты, элегантные женихи, весьма нетрезвые свидетели наполняют улицы центра белорусской столицы. Люди, как то было всегда, стремятся создавать семьи и рожать детей. Хотя официальная статистика говорит о том, что белорусские мужчины все чаще становятся бесплодными. Не женщины, а именно мужчины. Это признают официальные органы здравоохранения республики.
Причины называются примерно те же, что и в России. В первую голову — это влияние стресса жизни. Стресс давит на мужиков, очевидно, разрушительнее, чем на представительниц слабого пола. Во-вторых, позднее вступление в брак. Теперь парни не идут «под венец» с первым «залетом» подруги, хотя «залет» вряд ли рассосется сам собой. Но все же, как ни крути девку, а беременность теперь не рассматривается как сигнал к созданию ячейки общества. Нынче, как в песенке: «Ты — беременна! Ты — беременна! Это — временно! Это — временно!»
Раньше молодые люди женились и выходили замуж в более крепком и молодом возрасте. Теперь же — дряхлеет население, и стареет семья как общность двух людей. Хотя в Минске эту тенденцию сильно не видно. Во всяком случае, все невесты кажутся молодыми, да и женихи, вроде бы, не покрыты нафталином. Третья, и традиционная причина бесплодия белорусских мужчин — чрезмерное увлечение их спиртными напитками и табаком (о проблеме курении — чуть ниже), а то и чем-либо посильнее. Пару раз я стоял в очереди в аптеках Минска (почему-то там всегда очереди!) и каждый раз видел, как группки молодых людей покупали шприцы. Хочется надеяться, что для поддержания здоровья больной бабушки. Однако, судя по ажиотированному поведению, приходится версию помощи бабусям отринуть.
Несколько слов скажу и о табакокурении, как и обещал. Обратимся к конкретике: в Центральном детском парке им. Горького в Минске, например, висит категоричная табличка, запрещающая курение. Логика здесь есть — парк-то детский Что удивительно, за продолжительные гуляния по территории парка я так и не увидел взрослых мужчин и женщин, выпускающих облака дыма. Отсюда я заключил, что законопослушность зрелых белорусов достойна всяческого уважения, особенно взрослых.
Но вот молодые юноши и девушки уже чувствуют себя более вольготно. Во всем парке я приметил троих курящих: парень и девчонка лет по четырнадцать-пятнадцать с банкой пива и скейтбордом (странное сочетание!), и пьяного в «дупель» мужика на отдаленной скамейке. Курят в Белоруссии не меньше, чем в России, но тут в парке, где живет официальный запрет, посетители терпят и соблюдают установленные правила, за исключением молодых сорвиголов и набульбенившихся горячительными напитками индивидуумов. Но зайдите во двор отдаленного района города Борисова, к примеру, и картина уже иная. У лавочек понакидано окурков тьма-тьмущая, один раз я увидел даже буквально ковер из «бычков». Таким образом, курение в республике не приветствуется, но вовсю процветает.
Теперь о широте души, так сказать. Белорусы, особенно девушки, в Минске весьма смешливы, здорово разбираются в юморе и довольно открыты. А вот мужики…Занесло меня далеко от столицы РБ как-то раз. И вот я стоял на трассе километрах в 60-ти от Минска, на остановке, и «голосовал». Проехали многие сотни машин, а никто не остановился. Может, они посчитали меня за лешего, что вылез из леса. Может, я зверски как-то зырил на водителей.
Никто не тормознул, чтобы подобрать голосующего, в течение трех часов! Обалдеть! Согласен, место безлюдное, крошечная деревня. Но хоть бы «подбросили» немного до промежуточного райцентра! Шиш! Бояки. На данном конкретном примере, испытанном на собственной «шкуре», я заключил, что боязливость есть в характере белорусских мужиков. Подобрал меня у той заброшенной опушки только редкий рейсовый автобус. Если б не он, пришлось бы податься в белорусские обширные леса и выйти где-нибудь за Беловежской Пущей реальным снежным человеком.
Кстати, к лесу. Вот еще одна черта: белорусы очень берегут лес. Куда ни поедешь, повсюду камни с надписями: «Лес — жемчужина природы», «Не соришь дома, не сори в лесу!», «Лес — источник жизни!». Я думаю, что раз в Беларуси ничего особенного нет из природных ископаемых, руководство стремится беречь главное богатство страны — лес. Сколько раз хотелось остановиться в дороге, выйти из авто и потрогать камень с подобными надписями. Потому как сделаны они на загляденье. Складывается впечатление, что не лесники разрисовывают камни, а истинные художники.
Что еще удивляет в белорусах, так это медленность, так сказать. Итак, около 20.00 центральная улица Могилева. Вначале улицы Первомайской — Аллея Славы с фотографиями тех, кто храбро исполнял свой воинский долг. Здесь есть и герои революции, и ВОВ, и Афганистана. Низенькие фонари освещают аллею. Все местное население, еле двигаясь, прогуливается. Кто с ребенком, кто семьей целиком. И обсуждают, к примеру, в таком торжественном месте, как правильно подбить форточку на кухне! Размеренно, вдумчиво. Сам слышал.
Чем еще, как не заторможенностью, объяснить такую престраннейшую деталь: в кинотеатрах Минска до сих пор афишу именно РИСУЮТ. Да, Брюс Уиллис в такой афише в картине «Суррогаты» выглядит как лысый гуманоид! С трудом в созданном лысике признаешь звезду саги об «Орешках крепких». Но ведь куда быстрее прилепить на стенд официальную афишу фильма, сделанную в графическом редакторе с цифровым качеством, и в ус не дуть.
Так ведь нет: художник тратит время, рисует ВРУЧНУЮ. Натуральными красками. Кисточки, берет с помпоном. И все это — неторопливо. Почти никто не куда не бежит, не летит, не бьет тебя в бок. Стоят, зевают, ждут своего часа. И что поразительно, хоть бы кто без очереди лез бы! Нет, не лезут. Не с кем поругаться. Тишь, да гладь, да размеренность.
Пару слов скажу и о милиции и отношении к туристам. В Минске патрульные экипажи МВД непосредственно «на земле» несут, в основном, вахту на стареньких автомобилях. Небогатость материально-технической базы, однако, не мешает сотрудникам вполне вежливо относиться к гражданам. Во всяком случае, в электричке патруль, что циркулирует из вагона в вагон, случайно дверью тамбура задел мне плечо. Стражи порядка спокойно попросили извинения. Я без задержек их простил, и работники МВД Беларуси чинно проследовали дальше. Без скандала, без взаимных упреков типа «Чего это вы тут все столпились в тамбуре!», и ответного недовольного бурчания из цикла «А чего это вы тут ходите!» в спину. Полагаю, при адекватном поведении проблем с милицией у туристов быть не должно.
На этом я заканчиваю весьма обширное исследование о современной Беларуси глазами рядового российского туриста. Наверное, многое я упустил. Где-то была однобокость взгляда на проблемы. Может, где-то есть приукрашенность, а где-то — излишняя мрачность. Но все равно, от посещения республики братьев-славян у меня осталось самое положительное впечатление. Мне говорили при отъезде, как по — белоруски будет «Добро пожаловать в Беларусь!», но я, к сожалению, не успел записать это словосочетание, так как был нетрезв (процесс «на посошок»).
Посему спокойно повторю на русском: «Добро пожаловать в Беларусь, турист!»