Интеллигент приехал весной на дачу. Стоит в семейных трусах, пузо на солнышко выставил, кружечка пива в руке. Глядит на деревце, чешет затылок и обращается к жене, женщине крутого нрава:
— Еленушка! А чего это у нас в этом году такие яблочки маленькие?
— Да какие это яблочки, интилихент ты хренов! Это — вишня!
(Реальный случай из жизни семьи автора)
-Чем меньше имеешь, Миша, тем меньше нервничаешь! Реже плачешь! — дедушка сильно за шестьдесят, стоял у ворот гаража, и я видел, что сухие глаза Николая Алексеевича увлажнились. Он пытался удержать рвущийся наружу поток слез, но старая закалка бойца не позволяла железам, ответственным за увлажнение зрачка дать слабину. Я сразу понял, что у деда случилось нечто неординарное. И вот, утро. Гаражный кооператив. Многие друг друга знают. Николай Алексеевич давний участник кооператива. Он сам захотел поделиться горькой информацией.
Оказалось, что вчера дед приехал с дачного участка. Итог: «какие-то уроды» спалили его баню. Основной дом вскрыли, своровали консервы, унесли почти новую блестящую стремянку, ложки, вилки, водопроводные краны и прочее. А баньку, что Николай Алексеевич с братом и его сыном некогда постороили — спалили. Видимо, разводили костер внутри. Доподлинно неизвестно.
В главном двухэтажном домике печка маленькая, а в бане — массивная, с камнями, да дровами уже нарубленными, сухими в пристройке для дров. Лютая зима нынче случилась, в 2010 год. Сорок лет таких снегопадов, по официальным данным, не регистрировалось. Очевидно, замерзли воры дачные в означенный лютый на холод год, и решили погреться, заночевать. Избрали участок Николая Алексеевича.
Вообще, садовое товарищество деда далеко от МКАД. Вроде бы есть сторож — ветхий дед — в покосившейся избушке чаевничает. Охраняет, якобы. Сам мужик родом из соседней деревни. Так он все три последние дня у себя в деревне ночевал, а не на посту в садовом товариществе. Что поделаешь — лютые морозы. Прервал я горькие стенания Николая Алексеевича бытовым вопросом: «Много ли денег садоводы платят за охрану дач?». Поморщился старый человек сквозь всхлипывания: «Пенсионеры одни на участках копаются! Кто ж платить много будет? Пенсии, чай, после выплат за «коммуналку», немного остается. Платим, но, так — символически». Эх, вздыхает, вот и получилась символическая охрана…
Воры, что нарочно ли, али по недомыслию баньку уничтожили, душу старика, почитай, напалмом выжгли. «Чем меньше имеешь, Миша, тем меньше — плачешь!» — вновь всхлипывает дед. Сколько Николай Алексеевич уже с этой дачей неприятностей, да горестей хлебнул! И не первый раз его обворовывают, и добирается он до нее с пробками и приключениями, и урожай воровали. Я и говорю ему, включая логику:
-Николай Алексеевич! Так на кой вам нужна эта дача, если столько слез из-за нее пролито? Продайте ее, и дело с концом! Отдохните!
Но вот тут как раз дед и преобразился, коршуном обозленным взглянул на меня: «Продать?! Да как можно?!»
Что ж, давайте и мы вместе с дедом рассмотрим, стоит ли дача тех нервов, времени, денег, что тратит горожанин на ее содержание.
Окунемся в недавнее прошлое по шкале эпох. В советское время, когда продукты были в дефиците, дача подкармливала миллионы простых советских людей. Государство и выделяло населению земельные наделы, дабы не случалось голодных бунтов. Чтобы люди от дыма и копоти городов отдыхали, легкие чистым еловым воздухом прокачивали, да трудом занимались. И после — со свежими силами — в бой, за планы пятилеток! Добраться до дач горожанину тогда было делом плевым.
Какие там пробки? Машины (на ходу) мало у кого были! Проезд в электричках стоил копейки. Ту-ту-ту-ту на зеленом пригородном составе, и горожанин уже на своих шести сотках! На машине (если бензина добыл) — би — би — би-би — ка — и ты уже на природе! Но нынче-то совсем иной коленкор! Имея дачу сегодня, здравомыслящий горожанин вступает на кровопролитную тропу войны с самим собой, с отсталой инфраструктурой, со своей родней, с органами государственной власти как на высшем уровне, так и районном, а еще ниже — с правлением товариществ.
Дачник помогает нефтяным олигархам покупать дополнительные футбольные клубы и яхты. Ему придется вступить в сражение с нарастающими атаками земноводных, как в книге Михаила Булгакова «Роковые яйца». Со стаями брошенных, голодных псов. Жизнь вынудит рвать голосовые связки в спорах с такими же дачниками и проч. Рассмотрим подробнее боевые ряды войск, действующих ПРОТИВ дачников:
1. ИЗНУРЯЮЩИЕ ПРОБКИ.
Помню, как я в июне месяце, в пятницу вечером, 3,5 часа выбирался только из столицы и все, чего я достиг, так это того, что немного отъехал от МКАД. Вся дорога от квартиры до дачи заняла 5 часов, притом, что спидометр показывает расстояние «от двери до двери» в 34 км. 34 км я ехал 5 часов! И сотни тысяч таких же «мазохистов» едут не быстрее меня. Нагрузив салон рассадой, собаками, кошками, тещами, рубероидом, ползут из мегаполиса дачники на машинах. В электричках людей набивается столько, что вагоны округляются и тяготеют к форме «колбаса на колесах», образно говоря. И тут тот же набор — лопаты, рассада, саженцы деревьев, биотуалеты и туалеты «а-ля» ведро.
В автобусах пригородного сообщения стекла трещат от количества выезжающих до дачных соток людей. Везде духота, пот. Залейся дезодорантом типа «Рексена» хоть с ног до головы, в подмышках, прысни в носки, пусти распыляющую струю в свои трусы и чужие, итог — один. Пот, вонь, духота, перегар. Люди падают в обмороки. Некоторые — умирают. Но с каждым выходным все повторяется.
Пока доедешь на машине, сожжешь море бензина, проорешься матом до легкой щекотки в горле. Напоешься песен, перекусишь бутербродами, перетолкуешь с кучей других водителей, таких же бедолаг. Даже узнаешь, как правильно выращивать гладиолусы и вишню, как грамотно рыть яму под туалет, как гуманно упокоить тещу в этой яме ( головой вверх/вниз?) и еще кучу тонкостей.
К запахам. Придорожные кусты трассы за город обильно политы мочой. А что? Те, кто не за рулем, активно пьют пиво. Как же, пятница, впереди — выходные! А пробка — мертвая. Пиво имеет особенность быстро проситься наружу. Цикл «Внутрь — сквозь почки — хочу в кусты!». Так дачники превращают в отхожие места ландшафт, сорят, пыхтят в воздух бесчисленными сигаретами, а выхлопные трубы автомобилей чернят небо. Нервы водителей на пределе. Случаются драки, часто с разбитыми носами, за не уступленное место на дорожном полотне. К смрадному запаху сожженного в двигателях бензина прибавляется соленый вкус крови.
От духоты, жары, от отсутствия движения собаки в салонах машин сходят с ума, зрачки их глаз накачиваются кровью и четвероногие «друзья» впиваются клыками в горло своих хозяев.… Ну, это я может и переборщил немного, но был недалеко от истины! От пробок плохо всем, кроме топливных компаний. Вот глядите: вы маетесь в пробке, жгете и жгете топливо, вовсю пашет кондиционер. Снова нужен бензин прожорливому двигателю! И вы платите в кассу топливной компании. А тем временем владелец этой компании в Англии, к примеру, покупает, почитай, на ВАШИ же деньги очередной футбольный клуб или яхту размером с авианосец! А имея ВАШИ деньги на авианосец и футбольный клуб, владелец топливной компании совсем перестает уважать других участников движения и может выехать на шикарном лимузине на «встречку», объезжая пробку. И будут вновь погибшие на тропе войны дачников с окружающим миром. Садовод, разве оно того стоит?
Продолжение — в части 2.