zhurnal.lib.ru/...
В литературоведении существует ... точка зрения, выделяющая миниатюру в отдельный жанр по аналогии с другим относительно новым жанром — романом. Между этими двумя жанрами имеется много общего: как и роман, миниатюра во многом стала "жанром жанров" малой прозы, своеобразной квинтэссенцией идей, приемов и выразительных средств, широко применяемых в других жанрах. Иллюстрации этой точки зрения посвящена данная статья.
Само явление миниатюры известно достаточно давно, однако до начала Нового Времени как литературный прозаический феномен практически не встречается. Впрочем, широко развито в других областях культуры, прежде всего — изобразительном искусстве, прямую аналогию с которым мы считаем возможным установить, основываясь на общности некоторых понятий. Так же, проводя прямые параллели, мы сможем увидеть наглядную иллюстрацию различий некоторых жанров, зачастую неправомерно смешиваемых между собой.
На протяжении почти трех тысячелетий искусство малой портретной и пейзажной живописи активно развивалось на востоке. Широкую известность получили индийские, китайские, персидские и японские миниатюры. Параллельно с живописью, развивались и другие виды искусств, и почти всегда процесс развития миниатюры шел по пути все большей детализации, филигранности выделки. Своего подлинного величия жанр миниатюрной живописи достигает в эпоху Возрождения, когда в Европе приобретает популярность жанр портретной миниатюры.
Портретная миниатюра — особый жанр портретной живописи, отличающийся повышенным вниманием к деталям. Фактически, в эпоху своего наибольшего расцвета, миниатюры превращаются всего лишь в уменьшенную копию "больших" портретов, меняется лишь формат. Не удивительно, что минимизация размеров и повышенное внимание к деталям потребовали создания определенных техник и поиска особого художественного решения.
Таким образом, портретная миниатюра отличалась от "большого" портрета размером и техникой исполнения, фактически оставаясь лишь многократно уменьшенной копией последнего. Иными словами, портретная миниатюра подчинялась тем же художественным законам, каким подчинялся портрет, общая классификация в том и ином случае была идентичной. На наш взгляд, справедливо провести некоторые параллели между изобразительным искусством и литературой, тем более что понятие "миниатюра" пришло в литературу именно из живописи.
Но вернемся к литературе.
Революция — хотя многие исследователи склонны говорить об эволюции — произошедшая в литературе в конце XIX — начале ХХ веков, породила ряд вопросов, не нашедших у специалистов исчерпывающего ответа до сих пор. Неделимость поэзии и прозы, роман, как "жанр жанров" и, конечно, миниатюра — все эти вопросы не находят исчерпывающих ответов до сих пор. Учебники по теории литературы не выделяют миниатюру как жанр, а в некоторых даже не упоминается такое определение.
Краткая литературная энциклопедия обозначает это явление следующим образом: "миниатюра — маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение, обычно заключающее в себе мысль (образ) широкого обобщения или ярокой характеристики... соответствие большому литературному жанру (новелле, повести, поэме и т. д.) выражается в композиционной полноте и тематической законченности, а так же масштабности идеи и образа. Одновременно литературная миниатюра может быть весьма изобразительной, с наглядно зримыми или эпически точными деталями. Поэтому не всякое короткое произведение, тем более эскиз или фрагмент можно отнести к миниатюрам.
Обычно термин "миниатюра" применяют к эпическим (лироэпическим) и драматическим произведениям, так как у них тематически композиционное соотнесение малых и больших жанров более возможно"
.
То есть миниатюра понимается как новелла, повесть или рассказ (если рассматривать прозаическую миниатюру), но в сильно сжатом виде. Автор словарной статьи Л. А. Левицкий условно выделяет основные признаки миниатюры такие как:
1. малый объем
2. композиционная и содержательная завершенность
3. миниатюра содержит мысль (образ) широкого обобщения
4. эпически точные детали
Но так же отмечает, что "жанровые признаки миниатюры весьма относительны, а сам термин в значительной мере условен".
Несомненно, следует разграничивать жанр "стихотворение в прозе" как жанр лирический, и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический. И если для лирической миниатюры жанрообразующим фактором является чувство, мысль, переживание автора, т.е. лирическое начало, то для миниатюры эпической — фабульный сюжет, событие, имеющее пространственно-временную протяженность. При этом, как отмечает И.А.Смирин "хронотоп миниатюры проявляет тенденцию к сужению, к сжатию до одномоментности, до масштабов точки, то есть время и пространство внутреннего мира миниатюры становятся в идеале неопределенными, нефиксированными, универсальными".
Другими жанрообразующими признаками миниатюры являются сверхмалый объем, детализация: "в прозе начала ХХ символика сцен и деталей неизмеримо возросла, стала проникать в малые жанры, превращаясь в один из ведущих поэтических приемов".
Одним из стимулирующих моментов развития жанра миниатюры было, как отмечал В.А.Келдыш, тяготение к "более обобщенному и концентрированному изображению действительности".
Попытаемся определить критерии отличия миниатюры от новеллы, очерка, эссе, способы проявления авторского начала в тексте. В эссе за изображением впечатлений, ассоциаций скрывается факт действительности, то есть происходит своего рода "отталкивание" от конкретного факта и на первый план выступает личность автора с выраженными индивидуальными впечатлениями. В миниатюре же достигается такая концентрация деталей, фактов, что авторское обобщение строится по иному принципу, это не абстрактная отвлеченность, а конкретные детали, которые показывают авторскую оценку. Если посмотреть в сравнении с таким малым жанром, как новелла, то можно сделать вывод, что данному жанру присущ острый и быстро развивающийся сюжет, сведение жизненного материала в фокус одного события, что не свойственно жанру миниатюры, так как нет динамики сюжета, события представлены как описание жизненного факта со слов автора-рассказчика. У очерка же, в отличие от миниатюры, другая задача: описать события как таковые, без характеристики и оценки.
Важным и, несомненно, актуальным является разграничение таких понятий, как "миниатюра" и "скетч". В драматургии скетч (англ. "набросок") — короткое театральное представление шутливого или сатирического характера, построенное на неожиданных забавных положениях. Обычно исполняется на открытой эстраде, на арене цирка, в театрах миниатюр. В живописи скетч — набросок, делаемый перед работой с краской, отличающийся фиксацией центрального образа и игнорированием деталей, которые вписываются в композицию позднее.
В литературе скетч — или зарисовка — отличается отсутствием фабулы и игнорированием деталей, как правило, посвящен единственному событию, не имеющему продолжения во времени. Часто окрашен в сатирические цвета, отличаясь от анекдота общей шутливостью действа без акцентирования на ключевых событиях или фразах в финале.
Жанр миниатюры — это своеобразный показатель мастерства, так как в выборе этого жанра проявляется стремление, желание, умение писателя насытить предельно малый объем значительным содержанием, которое, подчиняясь требованиям формы, концентрируется, сгущается, уплотняется. Анализируя художественное пространство миниатюры, Д.С.Лихачев писал: "Современный человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своем восприятии, создавая "модель" мира — как бы микромир". Стремясь заключить в тесные рамки миниатюры модель своего мира, писатель сталкивается с неразрешимым противоречием — кризисом содержания и формы. Отдавая дань миниатюризации формы, писатель рискует свести богатство индивидуального, личностного — к общечеловеческому, внеиндивидуальному; мир образов — к системе символов, миниатюру — к притче. Уступая содержанию, писатель должен или расширить миниатюру, тем самым уничтожить её как жанр, или создать цикл миниатюр — парадоксальное и уникальное жанровое образование, позволяющее при сохранении формы (иногда чисто внешнем) выразить целостность миросозерцания.
Таким образом, мы можем попытаться определить основные отличительные черты миниатюры, как жанра: эпическое произведение; малый или сверхмалый объем; фабульность действия, композиционная и содержательная завершенность; в центре — мысль (образ) с высокой степенью обобщения; высокая степень детализации, как в "крупной" прозе, или выше.