Жил на свете музыкант, который столь виртуозно исполнял музыку, что люди говорили, будто он может подобрать свою мелодию для каждого человека.
Однако сам музыкант был несчастен.
«Не может быть, — думал он, — что нот на свете всего лишь семь. Должна же быть еще хоть одна…»
Музыкант посетил лучших мастеров музыки, но все они лишь разводили руками.
— Нет восьмой ноты, — говорили они, — по крайней мере, нам она не известна.
Музыкант и сам попробовал извлечь эту ноту, но его попытки не принесли успеха…
Однажды музыкант услышал о мастере дзен, который, говорили люди, мог решить любую проблему.
И музыкант пошел к мастеру.
— Да, — сказал мастер, выслушав музыканта, — есть восьмая нота. Точнее она самая первая.
— Покажите же ее мне, мастер! — воскликнул музыкант.
— Ты и сам ее знаешь, — ответил мастер, — ну все, иди-иди, у меня нет времени на пустую болтовню.
Счастливый музыкант покинул мастера и вновь попытался найти эту загадочную восьмую ноту, которая была самой первой.
Безуспешно.
Музыкант опять пошел к мастеру дзен.
— Я не смог ее найти, — сказал он.
— Ее и не надо искать, — ответил мастер, — я же сказал, ту уже знаешь эту ноту. Просто до сих пор ты учился делать музыку, теперь же должен научиться ее слушать.
Музыкант забросил свои инструменты и стал посещать выступления других музыкантов, пытаясь услышать новую ноту в их музыке. Однако и теперь не открыл новой ноты, зато услышал много великолепной музыки, которую, как оказалось, раньше он совершенно не слушал.
— Вы научили меня слышать музыку, — сказал музыкант, вновь явившись к мастеру.
— А нашел ли ты восьмую ноту? — спросил мастер.
— Нет, — сказал музыкант, — но я…
— Значит, я зря теряю с тобой время, — перебил музыканта мастер и взмахом руки отослал его прочь.
Через несколько дней мастер сам вызвал музыканта.
— Завтра меня должны посетить важные гости. Я хотел бы попросить тебя сыграть для них.
Музыкант согласился.
— У меня есть только одна просьба, — сказал мастер, — ты должен начать играть лишь после того, как я махну рукой. Это очень важно.
— Хорошо.
На следующий день музыкант пришел к мастеру, приготовил инструмент. Маленькая комната мастера уже была полна людей, а гости все прибывали. Мастер с каждым здоровался, расспрашивал о здоровье и сам усаживал на определенное место.
Приглашенные с любопытством поглядывали на музыканта, и громко разговаривали.
Музыкант ждал.
Наконец все расселись, и мастер стал рассказывать гостям известную притчу об императоре. Рассказывал он безвкусно, да и гости не слушали и продолжали свои разговоры, так что в общем шуме мастера почти не было слышно.
Музыкант ждал.
Наконец мастер объявил музыканта. В комнате сразу же стало тихо. Музыкант приготовился, положив пальцы на струны.
Мастер поднял руку и вдруг застыл каменным истуканом. Застыли в самых разнообразных позах и гости. Застыл и музыкант в ожидании взмаха руки мастера.
Воцарилась полная тишина, даже дыхания не было слышно. Музыкант смотрел на мастера и невольно вслушивался в тишину. Но мастер стоял не шелохнувшись, будто и вправду был всего лишь каменным изваянием.
Музыкант пропустил вдох, не смея нарушить тишину. Тишина была столь полной, что стала звуком.
«Это му — нота безмолвия и самого громкого крика. Нота молчания и всех слов. Нота пустоты и знания…»
Музыкант поклонился мастеру и в полной тишине покинул комнату.