«Не числом, а уменьем!» — говаривал наш русский великий полководец Суворов. Много позже жития достопочтенного воителя режиссер Зак Снайдер снял американский фильм «300 спартанцев», который, как никогда, подходит под девиз нашего славного предка! И неудивительно: и там и там речь идет о войне, и о полководцах от Бога.
Повествование в картине ведется от третьего лица, то есть мы видим экранизированный рассказ о последнем отрезке жизни царя Спарты Леонида (актер Джерард Батлер). Авторы фильма создали как бы рассказ в рассказе, и авторским текстом пытаются отделить суть событий тех лет от шелухи. Мне кажется, что от этого фильм не потерял жизненности, а наоборот, приобрел. Сия своеобразная «изюминка» фильма меня порадовала.
Коротко о канве картины. Бесчисленная армия персидского вождя Ксеркса прет на Спарту. Леонид задумал остановить неприятеля в узком проходе под названием «Огненные ворота». Как это сделать? Без чудес тут не обойтись! В основу сценария легли комиксы, а комиксы, как мы знаем, есть обилие чудес.
Посему, коль мы говорим о Древней Греции, авторы вносят мифическую составляющую. А куда же без нее при подобной тематике. Появляются некие бессмертные персидские призраки, которые способны рвать плоть человеческую на куски. При вере древних греков в потусторонние миры, спартанцы должны бы были испугаться и двинуться восвояси, только завидев призраков. Но не из того они сделаны теста!
Режиссер Зак Снайдер ставит перед 300 спартанцами задачу невыполнимую: остановить армию персов числом невиданным, да одолеть бессмертных монстров, боевых носорогов, предательство спартанца и много-много еще чего. Испытание прямо скажем леденящее кровь. От этого фильм смотрится с приятным напряжением.
Главный герой — царь Спарты Леонид (Джерард Батлер) предстает перед зрителем бородатым, мускулистым мужиком. Персонаж Батлера явно наделен государственным мышлением и в жестком лице актера есть нечто из этой области деятельности. Мы видим признаки государственного мужа! И вот что еще интересно: его жена царица Горго
( актриса Лена Хиди), провожая мужа фактически на смерть, окликает Леонида не «Муженек! Куда же ты намылилси?!», а коротко, пружинно: «Эй! Спартанец!».
Да! В Спарте нет места нюням из цикла «Ах, куда же ты милый пошел? — На войну!» Посему, герой Джерарда Батлера жестко прощается с красавицей женой и малым сыном. Вернее, без эмоционально.
Сколько я помню ролей, сыгранных Батлером, он везде почти создает образ непреклонного человека. Без колебаний делающих свое дело. Так и тут: он нарушил запрет уродливых старцев –оракулов, которых подкупили персы, не начинать войну против Ксеркса. Леонид же понимает, что если неприятеля не остановить — Спарте конец. И тогда он всем сообщил, что идет, дескать, на прогулку. С собой берет на променад 300 отменных бойцов. Странная прогулка для такого количества взрослых мужиков с мечами и щитами! Но кто запретит царю гулять по своим владениям.
Особо запоминаются в фильме уродцы, как ни странно. Те же оракулы — Леонид вынужден просить разрешения на войну у уродливых предсказателей, что покрыты бородавками, как лягушки. Когда зритель видит их на экране, то поеживается от мерзости (браво гримерам фильма!). Оракулы не запросто так дают свои «ценные» советы: в ответку деву им подавай! Причем, восхитительную спартанку! Губа, вспухшая от герпеса, не дура, как говорится, у этих монстров!
Не менее здорово авторы создали еще одного уродца — бывшего спартанца, в будущем предателя, Эфиальта (актер Эндрю Тьернен). Его даже немного жалко: эк его скособочили авторы картины! Хотя он и мерзавец.
Яркость всего действа под названием «300 спартанцев», поставленного режиссером Заком Снайдером, проявляется в образе одного из лучших персонажей фильма — предводителе персов Ксерксе. Злодей великолепен! Понавешал на себя столько золота, что на нем все золотовалютные запасы небольшой страны вихляются! А уж пирсинг такой на нем, что любая нынешняя красотка, любой пирсинг салон обзавидуется!
Трон Ксеркса похож на золоченый дом. Могущество Ксеркса проявляется даже в том, что подданные его сразу падают ниц, чтобы подставить спину под его шаги. То есть они делаются ступеньками. Ах, как мне понравилась вся эта сцена знакомства царя Леонида и лидера армии персов! Уверен, это лучшая сцена. Два великих воина сошлись лицо к лицу.
Вообще иногда создается ощущение при просмотре, что авторы сознательно стремились привлечь как можно больше женской аудитории к картине. Это может показаться странным, ведь речь идет о мифическом историческом боевике. Но обилие мускулистых мужских торсов не оставило равнодушными женские сердца. Вероятно, те кто набирал актеров на этот фильм (кастинг –директора) немало пошарили по «качалкам» и клубам культуристов!
Молодцы! А даме — зрительнице приятно будет на экране увидеть настоящие рельефные мужские тела, особенно в том случае, если дома на диване лежит лысый, с бородавкой на носу, волосами из ноздри пузатый супруг. Фильм «300 спартанцев»— это вполне мифическое произведение режиссера Зака Снайдера, и посему здесь играют мифические, геракловидные, я бы так скаламбурил, мужчины. Сей ход создателей вполне логичен, ибо не любители же пива с бесконечными чипсами могли бы быть спартанцами! Тут нужен иной человеческий материал, и нам его подобрали.
Боевые сцены отличаются немалой кровожадностью и главное, они все как бы летучие. Скучать фильм не дает, это точно. Видимо за счет того, что основа фильма — правдивая история о том, что невозможное возможно, если за дело берутся столь славные молодцы. В фильме «300 спартанцев» я увидел стилистику во многом схожую с картиной «Апокалипто» Мела Гибсона, который вышел в том же году, что и «300 спартанцев» —2006. «300 спартанцев» — это смесь из боевого мифа, мистики, преданности, любви и все это подано авторами масштабно. А подчас чересчур натуралистично (что есть и у Мела Гибсона — режиссера).
Реально захватывающе выглядит в кинопроизведении Зака Снайдера, когда показывают отрубленную голову, что летит в воздухе, делая повороты вокруг своей оси (ось, правда, отрубили. Ну, шею). Но и легкая тошнота у зрителя тут как тут! Фильм «300 спартанцев» весьма кровавый, но здесь кровавость героическая, а не мерзкая, какую часто мы наблюдаем в фильмах ужасов.
Но есть и светлые моменты, благо в основе сценария комикс: забавно выглядит подчас музыкальный и видеоряд. Вот суда персов рушатся под гневом Зевса, наславшего на них шторм. Персы, ясное дело, тонут пачками, их мечи идут ко дну, а щиты беспомощными блюдцами колышутся на воде. И все это показано под современные супердискотечные, и даже немного металлические мелодии! Мне, зрителю, даже хочется станцевать. Но не только мне! Персонажи картины — бравые спартанцы — тоже пританцовывают в потоках дождя, видя, как враги их отправляются на бессрочное изучение дна морского. Весьма динамичный эпизод, очень танцующий.
Царю Леониду(Джерард Батлер) повезло во многом. Он — спартанец, царь, его воины готовы сложить за него головы лишь по движению его шлема. А какая ему досталась жена! Царица! Актриса Лена Хиди создала в фильме образ женщины-идеала. Да-да, идеальной жены! И не просто женщины. Царица Горго играет роль той самой стены позади Леонида, на которую он может всегда облокотиться. Как важно это и для простого мужика, а особенно для царя. Она на все готова ради мужа, который бьется вдалеке с тьмой захватчиков. Даже на то, чтобы ее тело осквернил политичес кий деятель Совета, от мнения которого зависит решение вопроса, послать ли армию на помощь Леониду, или нет. Самопожертвование ради мужа, ради Греции. Актриса лена Хиди смогла создать героический женский типаж.
Жена Леонида в исполнении Лена Хиди очень красивая женщина, особенно в открытом греческом костюме. Она, правда как-то слишком уж пафосно ведет беседы. Мне это показалось перебором.
А вообще, хочется выделить работу костюмеров фильма: немало они покопались в исторических источниках, чтобы воссоздать одежду тех далеких времен. Как женскую, мужскую, так и боевую экипировку. Что же касается пейзажей фильма, то они довольно безжизненны. Основное действие разворачивается в скалах — какое уж там разнообразие…Так что именно действо привлекает внимание и мастерская игра актеров. Все это привлекло огромное количество зрителей, и выход фильма стал настоящим событием в 2007-м году для кино общественности.