“Жемчужная» — в этом поэтически-чистом нике для жителей авторнета многое слилось и отозвалось. Кажется, что всё известно и понятно о персоне, имя которой Илона, и нечего её мучить вопросами. Но так ли всё очевидно? Кажись, Гюго ещё молвил, что у человека три характера: что думает о себе он сам, что думают о нём люди и то, что есть на самом деле. И в данном смысле я с Гюго согласен: далеко не все грани личности остаются освещенными солнцем, многое остаётся в тени — так преподнес себя человек, что-то мы не разглядели или не пожелали видеть, что-то представилось ошибочным… И я с согласия Илоны принялся исследовать своими вопросами её духовный мир, подобный вселенной, как у каждого из нас. Возможно, читатели откроют в ответах моей собеседницы новые галактики.
ВОПРОСЫ
1. Существует довольно распространённое мнение, что интервьюер для журналиста — не более чем материал для «слагания» очередной статьи «на вкус» редактора» и под формат издания. Кто же лично для тебя человек, у которого ты берёшь интервью? Какая собственная благая цель скрывается за парой десятков вопросов, задаваемых собеседнику?
Жемчужная: Все зависит от формата издания, Ром. В одних и в самом деле интервьюируемый — всего лишь источник получения нужной информации. В других упор делается на личность. Я имею счастливую возможность выбирать. Заказными материалами занимаюсь очень редко. Поэтому и интервью беру у тех, кто в первую очередь интересен лично мне. Конечно же, в разговоре я стараюсь удовлетворить не только свое любопытство. Но помню о читателях, поэтому часть вопросов адресую от их имени, а также стараюсь выяснить ту информацию, которая может оказаться в дальнейшем полезной всем и каждому. К примеру, была я на днях в гостях у экспертов-криминалистов. По-человечески любопытничала. В одном отделе расспрашивала как, к примеру, составляют портрет подозреваемого (даже попросила, чтоб мой изобразили), в другом просила дать совет, где лучше приобретать машину, чтобы не стать жертвой мошенников, в третьем расспрашивала о свойствах тех или иных лекарств (вредных, конечно)... И мне было интересно, и читателям, надеюсь, тоже будет. Так и появляются на свет интервью.
2. «Россия — страна предрассудков», однажды сказал мне человек. Куда ни плюнь — сплошные стереотипы… Можно ли воспитать благожелательность общества к людям или же эта народная особенность зарождается и исчезает стихийно?
Жемчужная: Я думаю, возможно все. Особенно, если это касается воспитательных процессов. Особенно — если в воспитании принимают участие СМИ. Собственно говоря, зачастую телевидение, радио и газеты этим и занимаются. Только у разных изданий и каналов — разные цели. Есть такая штука, называется техника нейро-лингвистического программирования. Она как раз занимается тем, чтобы заставить человека думать и действовать так, как тебе нужно. Не знаю, как в других вузах, а на факультете журналистики эту дисциплину преподают. Применяют ли ее СМИ с целью воспитания благожелательности у читателя? Не могу ответить на этот вопрос.
3. Три самых главных слова для тебя?
Жемчужная: Родные, порядочность, оптимизм.
4. Веришь ли ты, что лет через сто, а может и раньше, из гигабайтов посредственных, несуразных и ненормативных рифмованных строчек сетевых поэтов выкристаллизуются новые «Пушкины», «Лермонтовы», «Маяковские». Или же поэзия будет воспринимаема всерьёз только благодаря музыке?
Жемчужная: Я точно знаю, что они есть. Как минимум одного гения я знаю лично. Получит ли он известность, не меньшую, чем Пушкин? Надеюсь. Потому что верю в справедливость.
5. Немножко пофантазируем. Представь себе диалог Иисуса Христа и Зигмунда Фрейда в наши дни. Кто бы для тебя был бы более убедителен?
Жемчужная: Смотря о чем они бы стали рассуждать. О сексе? Я недостаточно хорошо знаю историю религии, чтобы приписывать Иисусу возведение секса в порок. О любви? Достаточно ли Христос понимающий, чтобы поддержать разговор, к примеру, о том, каково было Фрейду любить платонически чужую жену и при этом, извините, спать с сестрой? В общем, я даже не представляю, какой разговор бы у них получился. Но с большим интересом бы их послушала.
6. Твоё жизненное кредо.
Жемчужная: Мое личное убеждение, что любой цели можно добиться — надо только приложить достаточно усилий. И этому я вижу массу подтверждений. Надо только верить в то, что поставленная задача осуществима. И все получится.
7. Когда тебе в первый раз удалось прокатиться на эскалаторе? Твои ощущения в тот момент?
Жемчужная: Это было так давно... Помню очень смутно. Шла с папой. Он мне объяснил, что важно вовремя сойти с движущейся лестницы. И, кажется, я была сосредоточена на том, чтобы сделать все правильно. По сторонам не смотрю до сих пор — всегда только на лестницу и на последнюю ступеньку.
8. Как ты считаешь, в связи с не так давно прошедшей выставкой «Осторожно, религия!», быть атеистом в нашей стране — мягко говоря, дурной тон? И, если обобщить, какой философской парадигмы ты придерживаешь: «агностицизм», «материализм», «идеализм»…
Жемчужная: Я атеист. Пыталась поверить, так как мне кажется это очень удобным. Удобно верить, что после смерти есть жизнь. Удобно думать, что там, в небе, есть кто-то большой и добрый, кто любит тебя. Удобно помнить, что, если оступишься, то можно раскаяться и все — ты в дамках (можешь даже стать святым). Цинично звучит, я знаю. Наверное поэтому и не получилось. Но я с большим уважением отношусь к вере — любой (кроме сект, разумеется). Что касается моды, она, безусловно, в какой-то мере есть. Но я не скрываю своего мировоззрения, и что-то не замечаю, чтоб меня окружающие считали «не такой как все».
9. Как ты полагаешь, тенденция переноса сознания в виртуальную реальность (я имею в виду — социальные сети, онлайн-игры, ЖЖ, блоги) является ли признаками разобщения общества, всевозрастающей степенью закомплексованности, нарциссизма, инфантильности индивидуума? Или ты склонна считать, что данное явление современного общества несёт в себе созидательный заряд?
Жемчужная: Люди хотят общаться. В реале у них на это мало времени, так почему бы им не сидеть в соцсетях и так далее? Я думаю, это всего лишь один из вариантов дружбы «по интересам». А эгоисты и закомплексованные чебурашки в обществе были всегда — поэтому они есть и в Сети тоже.
10. Если рассматривать абстрактно тезис «Движение — это жизнь», всегда ли это утверждение верно? Как на счёт «остановок»? С твоей точки зрения «непрерывный бег вперёд» и «созерцание мира» взаимоисключающие способы достижения субъективного счастья или же взаимодополняющие?
Жемчужная: Я много думала об этом, когда уходил из жизни близкий человек. Помню, он говорил — вот я выбрался на улицу, смотрю на небо, птиц, цветы и ощущаю жизнь в полную силу. отчаянно не хочу уходить, но понимаю, что придется, и готовлюсь к этому. Тратить время на грусть не хочу. Хочу радоваться каждому дню. Поэтому смотрю, слушаю, наслаждаюсь. Он был прав. Уверена в этом. Надо обязательно останавливаться и оглядываться вокруг. В эти моменты мы и живем.