Глава 2. Вотум недоверия
Каждому человеку нужно излить душу, и даже если я стопроцентный одиночка, мне тоже необходимо с кем-то поговорить. Конечно, можно воспользоваться зеркалом или же записывать себя на диктофон, но лично мне это не помогает. И поэтому я прибегаю к помощи своей самой верной приятельнице Галка Писалко.
Обычно мы с Галиной общаемся по интернету, однако сегодня моя подруга проездом в Питере, и мы можем встретиться. Наша короткая встреча должна была состояться в Макдональдсе на Петроградской. Мне место подходило на все сто: во-первых, фаст фуд находиться недалеко от работы, во-вторых, можно будет совместить обед и беседу. Я был уверен, что Писалко мигом вывалит на меня информацию о нелегкой женской доле. И я буду стойко слушать полный бред моей подруги, лишь для того, чтоб самому рассказать историю.
А уж поведать то мне было что! Странности Тюркова набирали обороты, и уже начали выводить меня из себя. Но я стойко терпел все трудности, ведь в конце меня ждала награда. Так, наверное, прошло пару недель, а потом чудачества писателя переросли в самую настоящую патологию. Ну, дорогие читатели готовы узнать продолжение истории?
Конечно, после своих извинений Тюрков не открыл всех комнат своего жилища. Видимо тем самым он давал мне понять о своем недоверии. Я рваться в запертые двери не стал, как-никак у меня был другой более доступный путь к писательской славе. Но он, по правде говоря, оказался весьма извилист и полон препятствий.
Думаете, это было единственным проявлением вотума недоверия Тюркова? Как бы ни так! Меня же так до сих пор еще не посвятили в детали сюжета. Писатель по-прежнему давал мне задания описать тот или иной эпизод из жизни персонажа. Но короткая миниатюра, не давала ни малейшей зацепки к сценарию романа Тюркова.
Я бы смирился с этими обстоятельствами совместной деятельности с великим автором, если бы не его поведение. Каждый принесенный мною текст воспринимался маэстро пера по-разному. То Анатолий хвалил меня, приговаривая о возможности будущего развития моего таланта. Те минуты доставляли мне истинное удовольствие. Я и раньше слышал хвалебные отзывы о своих работах, но то, были рецензии читателей из интернета. А получить отличную оценку от успешного автора совсем другое. После слов Тюркова, казалось, что заветный приз уже в руках, но как всегда писатель преподносил сюрприз.
Подобные презенты меня как раз и раздражали. Я уже стал думать, что Анатолий принимает наркотики или нечто подобное, уж слишком часто у него меняется настроение. Были ситуации, когда после хвалебной речи Тюрков поливал грязью все тот же материал. Я только диву давался. Ну, зачем тогда вчера было распинаться и говорить о моем таланте, если сейчас вообще считать глупостью совместную работу.
Писатель с пеной у рта говорил о русской классической литературе. Чаще всего речь его повторялась, но иногда добавлялись и забавные моменты. Так, например, автор криминальных романов говорил о вкладе Достоевского, а потом переключался на «писак детективщиков», разрушающих культуру России, не задумываясь. Один раз я все же не выдержал и ответил Тюркову:
— Если вы считаете детектив мертвым жанром, то зачем пишите свои романы, — во время своего выступления я так жестикулировал руками, что едва не уронил старинную лампу в квартире писателя, — Не легче ли сразу писать эпопеи в духе Льва Толстого?
От подобного высказывания Тюрков побагровел, я же счел лучшим убраться из квартиры. Пусть писатель-неврастеник успокоиться, а уж тогда продолжим работу.
***
— И всё! — удивилась Писалко — А я то, думала — в конце рассказа будет труп. Ты чего-то явно не договариваешь. Ну не может быть, чтоб жмурика не было.
Да, хорошая беседа у меня с Галкой получается. Я ей высказал всё наболевшее, а она надо мною потешается. Ну, бывали в моей жизни криминальные истории, но после устройства в ПЕТРОСТАТ моя жизнь перестала напоминать бесконечный детектив. Мне бы стоило зажить нормальной жизнью: оттягиваться в клубах, завести девушку, заниматься сексом или кататься на велосипеде. Но, вместо этого, я нахожу автора криминальных романов и погружаюсь в его мир полного недоверия.
— Нет, что реально жмурика не было, — Писалко от смеха чуть не подавилась гамбургером — Это на тебя совершенно не похоже. Может все-таки труп был в той самой комнате…
— ХВАТИТ! — не выдержал я — Вообще я с тобою нормально разговариваю. Хочу совета услышать, но моя подружка кормит меня «трупами».
Галка проглотила последний кусок гамбургера и запила колой. После чего девушка выразительно показала средний палец.
— Вот это ты должен был продемонстрировать своему писаке, — дала мне совет подруга, — Если тебе не нравиться, как он с тобой обращается — зачем терпеть. Ты же сам радовался, что публикуешься в нете и не связан контрактными обязательствами. А что теперь? Уже захотелось славы и популярности. Да, после этого и я тебе не доверилась бы.
Я смотрел на Писалко и совершенно не понимал, что за чушь несет подруга. Ну, может, я приврал слегка о своем нежелании быть звездой литературного небосклона двадцать первого века. Единственного, чего мне хочется так общаться со своими читателями. Хочу, чтобы пользователи литературных сайтов задавали мне вопросы, и я как маститый автор отвечал бы им. Мне же все время приходят либо хорошие, либо плохие отзывы — и всё. Дальше мои произведения начинают забывать, и так из публикации в публикацию. А быть может, будь я на прилавках, то все сложилось бы иначе. Меня бы приглашали в различные магазины, где я смог встречаться с поклонниками своего творчества.
В интернете подобных вещей не происходит. Там для того, чтоб получить отзыв нужно писать остальным. Я, конечно, стараюсь читать других авторов, но не всегда находиться время. От того и не получается написать рецензию, из-за чего я наверное и нахожусь в сетевой яме безызвестности. Есть люди, которые оставляют свои мнения о творениях Леонида Балашова. В большинстве случаев это положительные впечатления от моих текстов, и мне, как автору, нравятся подобные комментарии.
Но все же, хочется чего-то еще. Так сказать обратной связи, или точнее диалога с читателем. Я стараюсь писать ответы на отзывы. Иногда даже завожу переписку с пользователями, но чаще я перекидываюсь с ними лишь парой предложений.
— Балашов, да ты гениальная сука, — может, хочу услышать я перефразированную фразу Пушкина. Но я далёк от «гениальности», как рак от горы. А посему подобному высказыванию я пока не поверю. Хотя, может, пока иду к своему Эвересту, то насвищу бестселлер.
— Ты хочешь упрекнуть меня в двуличности, напрасно, — возразил я, — У публикации есть свои плюсы, но и у обычного автора есть чем похвастаться. И если начинаешь сравнивать, то выходит…
— Что ты в пролете, — продолжила за меня Галка, — Но ты подумай о пути проделанном другими. Большинство их рукописей истлели в ящиках стола, и никто не увидел их. А что же у тебя? Ты можешь публиковать свой шлак, и даже получать на него отзывы. То есть читатель помогает тебе двигаться дальше, но ты не замечаешь этого. Больше же всего ты грезишь о славе и даже не осознаешь, что за шанс выпал тебе. Ты можешь набраться опыта у маститого писателя и любимца миллионов. Чтобы радоваться и впитывать знания подобно губке, ты и в этот раз ищешь загадки. Пойми Лёня, отношение Тюркова к тебе оправдано. Вдруг Анатолий думает, что ты хочешь спереть его рукопись. Тебе не кажется, что писатель чувствует твоё стремление к популярности.
— То есть, — решил подвести я итог Галкиному монологу, — Мне надо радоваться выпавшему счастью, а не мечтать о будущем.
— Вот именно, — подтвердила Писалко, — Все твои фантазии отвлекают тебя. Это как с твоими историями. Они постоянно крутятся в твоей голове, мешая сосредоточиться. И лишь, забив их в комп, ты вздыхаешь спокойно. Пиши и радуйся жизни — вот мой совет.
Безусловно, в словах подруги содержалась истина. Но я душой чувствовал, что помимо обычного творческого опыта получу и ворох неприятностей. Быть может и жмурик встретиться на моем пути.
***
На следующий день я снова работал в квартире у Тюркова. Странности писателя никуда не делись, но мне теперь было плевать на эти мелочи. Больше всего на свете меня занимала моя работа. Как и советовала Галка, я писал и получал истинное удовольствие. Подруга оказалась совершенно права, погрузившись в свои мечты я совершенно забыл, какое же счастье видеть, как постепенно твои мысли реализуются на бумаге. Эх, если бы изобрели прибор, способный воплощать фантазии… Вот тогда бы я точно стал гениальным режиссером или писателем. Так я снова сел на своего любимого конька.
Процесс настолько меня захватил, что я совсем забыл о времени. Лишь трель мобильника вывела меня из оцепенения. Я стал судорожно искать телефон, но как позже выяснилось — звонок предназначался Тюркову.
— Дима, ты где? — голос писателя был пропитан нотками беспокойства. В тот момент я счел лучшим имитировать рабочий процесс. Хотя на самом деле весь обратился в слух.
— Нет, я не дам тебе денег, — отвечал писатель своему собеседнику, — Скажи, где ты? И я заберу тебя.
На пару минут в квартире повисла тишина. Лишь мои «постукивания» по клавиатуре не позволяли ей полностью воцариться в квартире. Я искоса поглядывал на Тюркова. Писателю явно не доставлял удовольствия этот разговор. Любимец миллионов походил на девочку, разговаривающую со своим парнем. Казалось пара слов на том конце и Тюрков бросит телефон в стенку, как подобное проделывали разгневанные леди.
— Жди меня! — крикнул писатель — Скоро буду!
Забыв про меня, Тюрков покинул квартиру. Не успел я и со стула встать, как защелкал дверной замок. Теперь у меня даже не было возможности покинуть квартиру. В ужасе я бросился на кухню, если повезет то докричусь до писателя. Но, как назло, Анатолий Тюрков не появился во дворе. Я стоял у окна, размышляя над ситуацией.
Значит, мой соавтор отправился за Димой. Где находиться дружок Тюркова неизвестно, и как скоро писатель до него доберется тоже. В общем, мне ничего не остается, как писать до прибытия хозяина квартиры.
Я сел на своё место, но творческий процесс не пошел. Возможно, я уже устал, или же мысленно ощущал себя затворником. Не стоит говорить, что творческому процессу это не особенно помогало. Но особенно сильно меня угнетала тишина. Поэтому я отправился на поиски приемника, решив скрасить своё времяпровождение.
Ничего похожего на магнитофон или музыкальный центр в отведенной мне комнате не было. Что ж видимо писатель не любит отвлекаться от работы. Хотя, может музычка находиться на жестком диске его ноутбука. Я осмотрелся, любимый инструмент писатель под маркой «Apple» спокойно поджидал своего владельца. Главное, что бы Тюрков не поставил пароль.
Комп оказался включен. Я буквально запрыгал от радости. Но она сразу же прекратилась, едва я услышал треск. Видимо мои эмоции так били через край, что я сломал пол Тюркову. Пришлось нагнуться и посмотреть на поломку. К моему удивлению одна из половиц отошла. Минуту я смотрел на образовавшуюся дыру, а потом засунул в нее руку. Если моя догадка окажется верной, то это окажется тайником. И действительно я, кажется, что-то нащупал. Двигаемый любопытством я решил поближе посмотреть на свою находку.
Это оказался паспорт. Причем документ был выдан в другой стране. Я стал с интересом разглядывать книжицу. На первых страницах сразу же увидел фото Тюркова. Вот только меня смущал один момент… Дело в том, что удостоверение было выписано не на Анатолия Тюркова. Конечно, имя могло оказаться псевдонимом, но зачем тогда прятать документы. Нет у творческих людей просто множество странностей!
Я же решил не играть с судьбой и вернуть находку обратно в тайник. Лучше включу музычку и продолжу писать. Может из памяти и сотрется эпизод с паспортом. Мне очень хотелось следовать совету Галки Писалко, но уж много тайн стало окружать успешного писателя. И это не давало мне покоя.
Вообще во всей этой истории мне много чего не нравилось. Например, от чего Тюрков предложил роль соавтора мне? Неужели у автора не оказалось под рукой людей, которым можно довериться? От чего выбор пал на Леонида Балашова? Да писатель объяснял, что совершенно случайно столкнулся с моими работами, но …
Почему мне тогда не раскрывают сюжета романа? Галка может быть и права по поводу воровства. Я же не знаю, вдруг кто-то из соавторов уже подставлял Тюркова и прихватизировал общую рукопись.
А запертые двери как объяснить?
Я решил игнорировать эти вопросы. Как никак ведь принял же решение «писать и получать удовольствие». Мне лишь бы музыку найти на компьютере, и все сразу станет хорошо. Но вместо MP3 я нарыл рукопись. Я во все глаза смотрел на файл. Безусловно, это именно наша с Тюрковым совместная работа. В этот момент, стоя перед ноутбуком, я стоял перед извечным вопросом.
Быть или не быть? Сделать или нет? Передо мною невольно встал вопрос доверия. Я мог спокойно скопировать на флешку файл и тем самым развеять облако тайн над этой историей. Но одновременно, я как бы и доказывал Тюркову, что на меня положиться нельзя. Если писатель узнает, что я посвящен в сюжет, в его голове возникнут определенные мысли.
— Как я за порог, — может подумать мой соавтор, — И этот парень уже копается в моем компьютере. А что если…
Дальше подозрения со скоростью чумы могли заполонить голову автора. И как бы средствами не старался я исправить свой поступок, сделанного не воротишь. Тюрков бы уже никогда мне не доверился, а мог и перестать со мной работать. А этого мне совершенно не хотелось?
Быстрее молнии я отошел от компьютера. Хотя любопытство все еще разрывало меня изнутри, я дал себе слово. Возможно я никогда и не получу ответы на мучающие меня вопросы, но и образ шпиона поддерживать не буду. Пусть Тюрков видит, что ошибался на мой счет. Может в скором времени он откроется мне…
Наконец я услышал спасительный звук — Тюрков отпирал квартиру. Быть может, приди писатель на час позже, я бы в корне поменял свое решение. Но, честно говоря, мне больше не хотелось думать об этой ситуации. Я словно домашний питомец прогалопировал к входу.
— Дима, так больше не может продолжаться, — услышал я в прихожей. В ту же минуту я решил вернуться в кабинет. Не стоит сейчас выходить к писателю. Не дай бог у него снова возникнет мысль, что я шпионю за ним. Лучше уж отсижусь за ноутбуком.
Дима ответил писателю невнятной речью. Такое ощущение, что человек был пьян. Уж больно плохо он владел языком, ни одной фразы я разобрать не мог. А может быть я просто оглох от музыки Кристины Агилеры.
— Ты себя в гроб загонишь! — уловил я хорошо поставленный голос Тюркова, — Вспомни, как было с матерью. Неужели хочешь закончить, как она.
— Вы вернулись, — дал я о себе знать. Разговор с Димой стал приобретать слишком личный оттенок, и мне не хотелось становиться его случайным слушателем. Благо голос мой громкий, поэтому писатель должен был услышать меня и прервать свою беседу.
— Леонид, ты еще здесь! — Тюрков даже не скрывал удивление. Видимо звонок Димы сильно выбил его из привычной колеи.
— Да, — ответил я, — Я боялся, что вы не вернетесь. Вы больше никуда не уйдете, я просто абзац закончу и уйду.
— Нет, — заверил меня, — Ты пока не уходи, я с тобою хочу побеседовать…
Пришлось сделать вид, что я поверил в треп писателя. Хоть слух мой весьма плох, но все же уловил он многие манипуляции Тюркова и его друга. Как же Анатолий хочет спрятать от меня Диму, даже завел его в одну из запертых комнат. Я лишь повторно сохранил файл и приготовился к беседе со своим соавтором.
Тюрков не заставил себя ждать, едва он закончил с Димой, как принялся за меня. Вначале мужик извинялся за свой внезапный уход, но после разговор перешел в другое русло. Тюрков решил подготовить меня к предстоящему походу в издательство.
***
Издательство меня особо не впечатлило. Обычная конторка, в которой каждый занят своим делом. Меня сотрудники обходили вниманием, но завидев Тюркова, их лица моментально расплывались в улыбке. Хотя чему удивляться. Приоритеты издательства мне ясны. Каждый понимает, что лелеять будут писателя многотиражника, а не мальчика с улицы.
Единственной, кто удосужился со мной поздороваться, оказалась редакторша. Но и то через пару секунд ее внимание переключилось на Тюркова. Мне лишь оставалось пить кофе в сторонке и наблюдать за происходящим.
А посмотреть было на что. Всю жизнь меня интересовало, а как происходит работа между автором и редактором. Теперь вот я наблюдал за ней воочию. И по правде говоря — сильно разочаровался. Я все время представлял дискуссии, попытки автора защитить свой текст от нападок новоиспеченного критика, а на деле всё оказалось иначе. Редакторша Алиса Олеговна, миловидная блондинка, лишь протягивала Тюркову исчирканные листы. Как правило, женщина подчеркивала лишь моменты нуждавшиеся в исправлении и давала небольшую консультацию. То есть, если бы мы с писателем сочинили историю, происходившую в девятнадцатом веке, редакторша бы обращала внимание на отображение исторической достоверности. А так как наше произведение принадлежало к разряду классических детективов, то Алиса Олеговна уделяла больше внимания нормам права.
— Процедура описана не совсем корректно, — поясняла свою позицию женщина, — Я бы посоветовала Вам обратиться к…
Итак, продолжалось в районе получаса. Как понимаете все это время я скучал в уголочке и изредка думал о своей нелегкой доле. Но одна фраза, брошенная редакторшой, заставила покинуть мой внутренний мир.
— И честно сказать меня заинтриговал сюжет, — произнесла Алиса Олеговна, — Очень не похоже на ваши прошлые работы.
— Там что-то не так отражено, Алиса Олеговна, — отреагировал автор, — Тоже подработать.
— Ну, — редакторша развела руками, — Это уже не в моей компетенции. Вы автор, и вам по праву решать, как поступать со своим текстом.
Я с большим интересом слушал их разговор. Может быть, сейчас меня отведут в доверенную зону, откроют самую сокровенную тайну. Но, видимо, мне была уготовлена роль истинного фаната детективного жанра.
Возможно, Вы не поняли моего сравнения, но я вам сейчас объясню. Знаете ли Вы, чем отличается детектив от криминального романа. В первом произведении читателю лично приходиться искать разгадку преступления, с помощью автора конечно. Писатель играет с сюжетом и постепенно подкидывает главному герою и вам некие факты, а иногда и улики. Внимательный читатель запоминает все детали и постепенно он, как и главный герой, начинает выстраивать собственную теорию преступления. На мой взгляд, автор должен так запутать своего читателя, чтоб развязка для него была самой полной неожиданностью. Может и Тюрков играет со мной подобным образом.
Только зачем? И почему мой соавтор не оставляет мне подсказки? Неужели это связано с недоверием? Или же у Анатолия Тюркова имеются другие причины? А вот какие именно, придется выяснять в ходе совместной работы…