Очень часто, проходя по улице с ребенком, мы с мужем ловим на себе взгляды прохожих, в которых читаются: удивление, умиление, ирония, раздражение, отвращение — в общем, самые разные человеческие эмоции. Для таких случаев у нас даже появилось особое слово — «обезьянки».
И ведь действительно, для большинства людей в нашем маленьком городке мы и есть обезьянки из зоопарка! Молодой человек в берцах и с зеленым ирокезом, девушка с красными волосами и бритыми висками в черной футболке и ребенок в джинсах с анархикой и кофточке с черепами выглядят необычно, интересно и даже дико. Люди «старшего поколения», пытаясь научить «уму-разуму», восклицают: «Когда же вы, наконец, повзрослеете?», «Хоть над ребенком-то не издевайтесь!» и «Покрестите его, наконец, и так Бога гневите костями своими и дьяволами!» — совершенно не принимая во внимание, что нам уже не 15 и даже не 20 лет, а ребенок вполне себе помыт, накормлен, одет и совершенно не жалуется на жизнь. И ведь мы же не навязываем окружающим свой образ жизни, хотя точно так же считаем его правильным.
Опуская дальнейшие мысли по этому поводу, перейдем к заявленной теме, а именно, попытаемся разобраться в вопросе: «Что такое рок-семья? И чем же эта самая семья отличается от среднестатистической «попсовой»?». Для этого, на наш взгляд, необходимо провести границы между рок— и поп-музыкой и соответствующими им образами жизни.
Только давайте не будем поддаваться таким стереотипам, как «все панки — засранцы», «рок — музыка подростков», «большинство рок-музыкантов спилось или умерло от передоза, поэтому слушаешь рок — значит, наркоман и алкоголик» и т.п. Как засранцев, так и наркоманов и алкоголиков полно и среди «обычных» людей, просто они слишком закомплексованы и конформны, чтобы выставить эту часть своей жизни напоказ, — как же, «это же стыдно и неправильно, когда тебя в твоей жизни что-то неустраивает настолько, что ты уходишь от реальности!». А вот когда рок-группа пропагандирует здоровый образ жизни — этого не видно, потому что не соответствует стереотипу, так же, как и не всегда видно, когда пьет, курит и матерится в реальной жизни поп-дива.
По данным Википедии, «рок — это рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности[5]».
Из того же источника: «Важную роль в поп-музыке играет ритмическая структура: многие поп-песни пишутся для танцев и имеют чёткий, неизменный бит. Тексты в поп-песнях, как правило, посвящены личным переживаниям, эмоциям: любви, грусти, радости. В поп-музыке популярность зависит не только от способностей исполнителя и композитора, но и таких не связанных с музыкой факторов, как внешность, сексуальная привлекательность, репутация, освещение прессой. Для привлечения внимания прессы и публики многие поп-исполнители и их продюсеры не брезгуют провокацией скандалов, эпатажем».
Как мы видим, основное отличие рок— и поп-музыки изначально в целях исполнения. Рок — это протест, призыв и пример свободного мышления для той небольшой части слушателей, которые солидарны с исполнителем. Поп, тем временем, — лишь музыка для танцев со словами на несложную, знакомую большинству тему. Как культура, поп — это лишь следование веяниям моды, обезличивание аудитории и культ конкретных личностей вне их связи с творчеством и образом мышления.
Обратим внимание на то, что ни в одном, ни в другом жанре изначально нет ничего осудительного — выражать мы пока еще имеем право все, что угодно, а любили, грустили или радовались в своей жизни все. Просто на данный момент в погоне за «видавшей многое» публикой представители поп-культуры в песнях и в жизни творят невообразимую нелепицу (а цели, заметьте, остались те же — обратить на себя внимание ради ничего, ради того, чтобы просто потанцевали именно под их музыку, именно к ним направляя «зеленые» потоки бумажек). А ведь толпы фанатов (коих у попсы всегда было больше, нежели у рока, благодаря незамысловатости текстов) кидаются эту самую нелепицу повторять!
Таким странным образом (уж простите за это автора с его особенностями мышления и изложения), мы выходим на образ жизни. Образ жизни рок-музыканта, как и рок-фаната, и просто человека, предпочитающего рок, направлен на следование идее. В каком бы виде она не реализовывалась, будь то синие волосы, индастриал в ухе, кеды на ногах, или акции поднятия настроения прохожим, флеш-мобы «hug me», протестные песни и политический стеб, — это убеждение личности, которое делает ее индивидуальной и свободной, никак не принижая среди других и (в идеале) не затрудняя существование. Предпочитатели же «попсы» ведут традиционный образ жизни во всех его вариациях, потому что в данном случае музыка лишь подстраивается под него, ничего не изменяя в головах.
В итоге мы можем сказать, что рок-семья практически ничем не отличается от среднестатистической: в ней есть все те же радости и печали, торжества и траур, романтика и скандалы, свадьбы и разводы, дети… Единственное отличие — общие идеи и увлечения. «Нормальное» общество, к вам вопрос: «Это плохо?».
Луиза Боженко, 2015