За последние полвека и сотни миров Мари не встретила ни одной живой души. А может, и больше. Счет дней сбился очень давно. Слишком много звезд миновал ее корабль. Зачем отсчитывать привычные двадцать четыре часа там, где день не отличен от ночи? Время, которое было ей так привычно на Земле, теперь стало пустой условностью.
Но теперь она чувствовала, что все изменится. Эта планета отличалась. Датчики показывали наличие кислорода за бортом. Мысли путались. Но только усталость убивала какие-либо эмоции. Нужно сначала найти следы жизни.
И она нашла.
Город, прекрасный и завораживающий. Белокаменные грани крыш отражали свет нескольких солнц и несколько ухудшали видимость. Но Мари смогла разглядеть порт в самом центре огромного города, окруженного высокой стеной. Вход в город был лишь один — через этот самый порт. К нему и направилась уставшая женщина, потирая глаза, в ужасе от собственной находки.
Мари практически не помнила того, как совершила посадку. Словно это и не она сажала корабль, а лишь следовала чужому молчаливому желание.
Ощущение присутствия чего-то неведомого в собственном сознании не покинуло ее, и когда Мари покинула корабль. На посадочной площадке сновали фигуры в белых одеждах, высотой не больше мера. Их тела были полностью покрыты плотными балахонами, а лица спрятаны под капюшонами. Количество кислорода было достаточно для жизни, но все ж возникали некоторые трудности с дыханием. Искательница начала думать, что от нехватки кислорода она лишь стала пленницей какого-то безумного ведения.
Попытки наладить контакт с местными жителями не принесли никакого результата. Эти причудливые создания двигались по четким траекториям, от одного корабля к другому. Кто-то из них загружался на корабль. Кто-то проверял оборудование. Отвлечь их от своего занятия было просто невозможно. Отчаявшись, Мари перегородила дорогу одному из пассажиров и попыталась его схватить. Он ловко увернулся и ответил я набором шумных сигналов, которые она не могла никак идентифицировать. Ни в одном из секторов вселенной она не слышала ничего подобного. Но она была готова к новому.
Нетвердым, но решительным шагом она направилась к одному из десятка лифтов, ведущих на поверхность. Порт был высочайшей точкой города, но отсюда она могла лишь лицезреть остроконечные вершины построек.
Только лишь за ее спиной закрылись прозрачные двери, как она снова начала терять контроль над собственным телом. На панели перед глазами замигали сотни огоньков. Пронзительные звуки стали заполнять ее мозг, среди которых она начала находить отголоски множества языков, которые прежде слышала. Постепенно шум рассеялся. Ледяной голос в ее голове произнес: «Пожалуйста, соблюдайте инструкцию. Вернитесь на посадочную площадку и покиньте город вместе с другими его жителями». Мари не сдвинулась с места. Она понимала, что не может покинуть город. Столько времени пустых поисков, и вот теперь, когда под ее ногами твердая почва, некто безликий пытается выдворить ее? Ну, уж нет. Она останется. Останется и узнает, что здесь не так, кто эти маленькие существа и почему они не хотят с ней контактировать. Она чувствовала, что силы на исходе. Жизненные силы. До другой такой планеты она могла уже никогда не добраться. Так пусть ее убьют здесь за нарушение чье-то приказа. По крайней мере, она умрет на твердыне.
Не успела Мари подумать о своих дальнейших действиях, как лифт начал опускаться на поверхность. «Что Вы хотите?» — мысленно спросила она, несколько растерявшись от того, что ей уже не оказывали сопротивления. Между тем, первые белоснежные, как и сам город, корабли стали отрывать от поверхности посадочной площадки и взмывали в темное небо. Мари смотрела на них сквозь прозрачный потолок.
«Это эвакуация?» — догадалась она. «Вы отказались от эвакуации, Мари. Желаете изменить свою позицию?» — голос звучал так же холодно и равнодушно, как и в первый раз. «Вы… мертвы?» Ответ последовал незамедлительно: «Искусственный разум не может быть ни жив, ни мертв».
Вот как. Здесь нет жизни. Это всего лишь кучка роботов, которая коротала свое время на этой пустынной планете. Мари ощутила легкое разочарование и горечь. Не суждено мне умереть рядом с живыми.
Лифт медленно погружался под землю. Прошло долгих 20 минут, прежде чем прозрачные двери снова открылись. Мари шагала по пустынным темным коридорам. Долго. Так долго, что ноги наполнились тяжестью. Скоро она увидела свет в боковом проеме. Она ощутила, что здесь уже легче дышать. Заглянув в помещение, Мари остановилась. Деревья? Что это? Яблони?
Мари очнулась в комнате, среди сотен мерцающих огней и тихих шорохов. Она не сразу осознала, что произошло и где она находится. Только почувствовала, что сознание ее свободно. Тело ее кто-то заботливо уложил на мягкий диван, совсем как те, кто она запомнила из детства. Те, что она видела на Земле. Осматривая комнату, она не сразу заметила сухую фигуру стрика в темном углу.
— Человек?
— Человек-человек.
— Что вы здесь делаете?
— Я.. забочусь о тех знаниях и тайнах, что привезли с собой последние земляне.
— Последние?
— Да… хотя скорее, последние — мы с вами.
— И кому нужны эти знания?
— Да, в сущности, никому. Но они создали его, — он кивнул на аппаратуру вокруг.
— Его?
— Это «Хранитель». Последний оплот всего человеческого во вселенной. Память о миллиардах прожитых жизней, о событиях и всем том, что делает нас с вами людьми.
— И что будет дальше?
— Мы уничтожим «Хранителя» и планету.
— Я не могу Вам помешать?
— А хотите?
— Нет.
— Спокойной ночи, Мари. Это всего лишь конец. Будут новые. Они создадут новые миры. А мы можем отдыхать. «Хранитель» только ждал вас, чтобы все закончить.
Мари почувствовала, что вернулась домой. Повернулась лицом к спинке и мирно задремала. Старик откинулся в кресле. «Хранитель» приступил к завершению цикла.