Сборник рассказов
"Два редактора и карикатурист"
Алик Ветроф
Рассказ с карикатурами "Два редактора и карикатурист".
Автор писатель Алик Ветроф.
Три штриха о конкурсе карикатуры "Город и море".
Оглавление:
Рассказ с карикатурами "Два редактора и карикатурист".
• Пара слов о Петре Сегута.
• Немного о конкурсе карикатуры "Город и море".
• Семнадцать лет спустя.
• Конкурс — выставка "Город и море".
• О живописи — как можно о ней умолчать.
• Продолжаем размышлять вслух о конкурсе — выставке "Город и море".
• А зритель кто?
Рассказ "Шоколадная конфета".
"Два редактора и карикатурист".
Рассказ.
Автор писатель Алик Ветроф.
Три штриха о конкурсе карикатуры "Город и море".
Рассказ.
"Два редактора и карикатурист".
Карикатура в переводе с итальянского, означает преувеличение (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) — изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями; жанр изобразительного искусства (обычно графика), являющийся основной формой изобразительной сатиры, часто обладающий тенденциозной социально-критической направленностью, подвергающей осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальных лиц или характерные типы людей.
Мне не хочется быть банальным, и не ждите, не буду. Это не обычное интервью, и обычных вопросов о том что, кто, кем двигал, не будет, звучат в этом рассказе.
И так все по-порядку сегодня мы гостим в редакции журнала " Деловая среда " у редактора Петра Сегута, карикатурист Валентин Стоянов и я редактор — писатель Алик Ветроф.
— Петя пришлешь пару слов о себе. Безусловно, могу, написать и сам. Но за достоверность не ручаюсь, так что ты перешли, а то я такое понавыдумываю…
И Петя прислал немного официально, но, тем не менее, читайте.
Пара слов о Петре Сегута.
Человека знающего свое дело всегда узнаешь… Петя Сегута мужчина лет пятидесяти пяти подтянутый и в меру стройный. Пробившая проседь некогда черные волосы, не способна скрыть живой и озорной характер. Слегка ироничная грустинка придает в его благородном выражении лица отчетливые черты мудрого человека.
Фрагмент текста временно не размещен.
Немного о конкурсе карикатуры "Город и море".
Тема конкурса "Город и море" — события, люди, природа, архитектура могут быть отражены в юмористическом виде, возможно, с надписями на русском или английском языках.
Условия для участников; в конкурсе могут принять участие все желающие. Рисунки (электронные копии) могут быть выполнены в любой технике. Количество рисунков ограничено пятью. Могут принимать участие рисунки, награжденные на других конкурсах карикатуры.
Семнадцать лет спустя.
Почему мы говорим о карикатуре. Ответ лежит на поверхности. Мы говорим о событии, которое достаточно традиционное и культовое для Одессы. Юмор и живопись, в сочетании дают конкурс карикатуры. И далеко не каждому удалось ее посетить, именно по-этому мы не только будем говорить, но, и покажем работы призеров.
Прошло семнадцать лет с момента проведения последнего конкурса карикатуры в Одессе. И вот благословенны миг фестиваля карикатуры "Город и море" наступил!
Встречайте "Город и море" и его организаторы!
— Здравствуй Петя.
Мы обменялись, дружественными рукопожатиями.
— Привет. Проходи.
— Как тебя карикатуриста занесло в издательский бизнес?
— Да как меня привело в издательский бизнес? Это тема.
— Двигай ближе микрофон, — проверяя настройки записи на ноутбуке, сказал Ветроф.
По слышалось не громкое шуршание передвигающейся микрофонной стойки, которая была вынута из походного набора вместе с ноутом, и перемещалась по натруженному редакторскому столу.
Письменный стол, повидавший за свою бытность столько разного творческого материала, не удивился этому перемещению. От талантливых захватывающих статей, до бессмысленных опусов, стартовавших со скоростью реактивного двигателя в корзину для бумажного мусора.
— Меня в издательский бизнес привела карикатура, — начал собственный рассказ Петр Сегута.
— Я долгое время служил в армии. Затем наступил период, когда все рушилось, и нужно было себя найти в новой жизни. Мне в 1993 году предложили пойти карикатуристом в одну из одесских газет. Начал со штатного художника, затем стал главным художником и пошло.
— Резкий переход карикатура, армия или это очень близко?
— Нет, это все-таки разное, долгое время я порисовывал карикатуры.
Не будучи сильным знатоком такого оригинального жанра как карикатура, смогу сделать лишь предположение;
— Карикатура, шарж, как жанр живописи стоит особняком. На кажущуюся простоту исполнения этот жанр далеко не каждому подвластен. Следует обладать хорошим чувством юмора, иронией и наблюдательностью. Для точной и удачной карикатуры следует подметить и отобразить то, что вызовет улыбку зрителя и не обидит объект карикатуры.
— Для меня карикатура это, прежде всего доведение ситуации до абсурда.
— Петя ты достаточно давно начинал как карикатурист. В твоем арсенале, много острых карикатур?
— Очень много большинство моих работ до сих пор многие мои работы актуальны по сею пору. Смотри, — с этими словами Петр, протянул несколько своих карикатур, которые лежали на верхней полке офисного стеллажа, — пятнадцать лет прошло, а многие мои работы актуальны. Злободневные карикатуры я не люблю. Это не мой стиль.
Ветроф;
— Валентин, четверть века как художник, карикатурист и иллюстратор, что скажешь? Не мочи.
Начал Валентин Стоянов тихим голосом.
— Мне хочется достучаться до каких то закоулков души человека. Неожиданно взглянуть по-новому на жизненные повседневные ситуации. Почувствовать новизну.
Валентин производит впечатление сковного человека по сравнению со своими собеседниками. Возможно, что мое наблюдение поверхностное. И основано на эмоциональном восприятии. В работах карикатурист Стоянов раскрывается как озорной художник.
Алик Ветроф;
— Карикатура как жанр переживает свое второе возрождение в Украине. Благодаря телевидению, которое иногда приглашает карикатуристов на свои ток-шоу. В основном это политические шоу, карикатура носит форму легкого шаржа…
***
По сути, мы встретилась обговорить результаты прошедшей выставки карикатур "Город и море" в Одессе на день города, 2— 3 сентября 2008 года. Петя сколько авторов, и из каких стран, прислали свои работы карикатуристы?
Петр Сегута;
— Да, большая география. По факту можно считать выставку международной.
— Как всегда шкурное любопытство. Победители и призеры есть? И сколько денег получили призеры? Интерес, каков?
— Такова судьба автора, оставаться при своих интересах.
С не скрываемой иронией парировал Петя.
— Как администратор что нового ты получил от конкурса?
— Массу новых наблюдений и самое большое удивление. Но о нем ниже…
— Задаю самый сложный и не удобный вопрос. Твое самое яркое впечатление от выставки?
— Международные конкурсы проходят каждый месяц, по десять и более конкурсов и того сто двадцать в год, это немало. Художникам карикатуристам безусловно есть куда приложить свои усилия, — продолжал Петр Сегута. — Призовые фонды совершенно разные от 3000 тысяч долларов в Румынии до 80000 тысяч долларов в Корее. Главный приз может составлять 20 тысяч евро. Второй — 10 тысяч евро и т.д. Поэтому есть куда приложить силы…
С брендом Одессы мы вторглись в это пространство. И мы не ожидали что такое кол-во художников, из такого кол-ва стран примет участие. Обычно о конкурсе объявляется за полгода, мы же объявили за месяц, 25 июня. А дед-лайн был обозначен 25 августа. Вот такое кол-во работ нам прислали. И они продолжали еще идти до середины сентября, но мы уже не могли их рассматривать, они уже не участвовали в конкурсе. Поэтому мы считали, что здесь сработал бренд Одессы, как ни парадоксально. Казалось бы, бренд Одессы работает на постсоветском пространстве. И я рассчитывал, что половина работ будет из России, Украины, Азербайджана, Молдовы. Это превзошло наши ожидания. Мы не рассчитывали, что такое кол-во работ придет из такого количества стран. И в нашем конкурсе очень явно проявились последние тенденции в мире карикатуры, имею в виду географические. Смотри что происходит, пресыщенная Европа уже ушла в утилитарное искусство, это рисунки, скорее для юмористических журналов…
С этими словами Петя протяну мне большой фотоальбом, европейских карикатуристов, выполненных в графическом стиле, рассматривая его с большим любопытством, я согласился со своим собеседником;
— Эти карикатуры слишком утилитарны, и сделаны с высоким мастерством. Чувствуется что художник работал долго тщательно вырисовывая каждую линию. Можно сравнить с профессионально выполненной гравюрой. Ближе к тонкому — ироничному стилю европейской карикатуры.
Надеюсь на то, что искушенный читатель простит меня и моих собеседников за то что мы, возможно, не все свои рассуждения о живописи и карикатуре раскрываем на страницах одного рассказа.
Пока я продолжал рассматривать альбом и рассуждать про себя о европейской карикатуре, Петя продолжил свой монолог;
— А на первую позицию выходят страны восточной Европы, и не говорю уже о Польше и Румынии. Эти страны с очень давними традициями карикатуры особенно Польша. Для многих Польская карикатура послужила образцом и сподвигла многих рисовать.
В 70-е годы, в продаже, был, почти единственный юмористический журнал из соцстран это Польский "Шпильки" и позже Чешский "Дикобраз". И ГДРовский "Ёленшпигель". Словацкий или Чешский "Рогач". Для нас советских карикатуристов приходило это через страны Восточной Европы. В этих изданиях мы увидели лучшие образцы Европейской карикатуры, потому что поляки перепечатывали очень много американской, английской, французской карикатуры — лучшие образцы. Вот на этом мы воспитывались, мы смотрели, как работает Европа.
В географии нашего конкурса отразились современные тенденции. когда карикатура шагнула за рубежи Европы, и вышла в Азию это очень хорошо. Сейчас одними из лучших карикатуристов являются Турецкие карикатуристы, Иранские, Корейские. Из турецких авторов мне особенно хочется выделить работы Eray Özbek. Взгляни…
Изображение карикатуры № 1 Eray Özbek — Турция.
— Но опять таки, если Турки и Иран работают в русле мировой тенденции, то Китай забивает сейчас валом, массой работ. Вот у нас сейчас, порядка четверти работ это работы авторов из Китая, с совершенно своеобразным чувством юмора. Китайская карикатура которая по нашему понятию достаточно проста и наивна.
— И в мире искусства, как и в промышленности, Китай берет массовостью. Количество превосходящее качество и индивидуальность. Мировоззрение потребителей все больше становиться неотъемлемой частью культуры. — Выдвинул свое предположение Алик. — Возможно, эта наивность и есть новая волна в культуре — современный примитивизм двадцать первого столетия?
— Нет, я думаю…. Она настолько пресытилась этой свободой, что там образцов роскошного юмора нет. Хотя очень хорошо сейчас работают латиноамериканские художники, это Бразилия, Мексика, Никарагуа. Вот недавно мне прислали книгу «World press cartoon» , это есть замечательный конкурс куда, собираются лучшие работы, опубликованные в периодических изданиях за весь год. Ну, просто шедевры, прежде всего с Латинской Америки. Очень хорошие работы. Таким образом, мы видим, что это явление живое, оно как-бы перекатывается из одной страны в другую и вот может быть на стыке, и рождаются шедевры достойные самого лучшего.
Конкурс — выставка "Город и море".
— Вернемся все-таки к выставке. Кто же все-таки победил?
— А победил, начнем с первого места, итальянец Пауло Дельпонте (Paolo Dalponte).
— Пресс-релиз пришлешь?
— Да пресс-релизы я пришлю, и работы пришлю.
Немного позже разговора, Петя прислал работы призеров.
— Ну, естественно, чтобы была визуальная картинка она особенно важна когда мы говорим о визуальном виде творчеств. Лучше один раз увидеть…
Изображение карикатуры № 2 Пауло Дельпонте (Paolo Dalponte) — Италия.
— А здесь в отношении работ Пауло Дельпонте, можно поговорить, что может быть она решена в графическом плане. Цвет он не использовал, только тушь, перо.
Это бутылка, в которой расположен храм. Как известно в морском деле в бутылку вкладывают записку с призывом о помощи, а в этой бутылке храм. Вот такой вот смысл заложен. Нам очень понравилась эта работа. Там никакого смехачества нет. Как не парадоксально, он рисовал с учетом нашей страны, он рисовал православный храм. Здесь есть комплимент в честь той страны, куда он прислал свои работы, с таким же успехом он мог нарисовать католический храм или буддисткий. Нам очень понравилась эта работа.
Второе место занял Валентин Георгиев. Его работа сделана тоже в живописной манере.
И третье место занял польский художник Павел Кучинский (Pawel Kuczynski).
Изображение карикатуры № 3 Павел Кучинский (Pawel Kuczynski) Польша.
— Вот так, ни одного украинца, — с нескрываемым удивлением и разочарованием подметил автор этого материала.
— Два призера. — Продолжал Сегута. — Среди художников есть такая тенденция, что они что-то дорисовывают, тянут с отправкой работы, и присылают, как правило, к дед-лайну Мы же хотели сделать из этого события Ivent — то, что не используется в карикатуре. Обычно выставка карикатуры длится от двух дней до недели.
Мы решили с учетом опять таки туристического потенциала, о том, что это будет август месяц, насколько это получилось не нам судить, но мы решили, чтобы работы присылали буквально с первых дней, мы определили приз зрительских симпатий. Это крайне редкая номинация, она вообще, насколько мне известно, практически не используется. Мы ввели эту номинацию специально, для того чтобы художники работы присылали пораньше, чтобы их работы могли участвовать в этой номинации. Чем раньше будет работа, чем больше она будет экспонироваться, тем больше у нее шансов получить этот приз. И здесь два украинца стали лауреатами этой номинации. Это Валентин Стоянов, который присутствует у нас. И Евгений Самойлов, это полтавский карикатурист, лауреат многих международных конкурсов. Так, что здесь вот такое новаторство мы применили.
— Одна из тем, которая всегда вызывает оживление, это тема денег. Поговорим о призовых, для участников конкурса. Сколько денег получили призеры?
— Скажем так, есть более скромные призы на международных конкурсах. Бывает, что стартуют, чуть ли не с 300 евро. Мы обозначили 1000 долларов, первый приз. Второй 500 долларов. Третий приз 300 долларов. И приз зрительских симпатий 500 долларов. Которые разделили пополам вот эти вот два товарища, по 250 долларов. Для Восточной Европы, к которой мы себя причисляем это нормально. Это не Китай, не Корея, не Япония и не Бразилия где призы достигают 20 тысяч евро.
Авторское отступление от разговора; Суммы, которые озвучил Петр Сегута, безусловно, не высокие и они требуют больших усилий от организаторов. Ведь призовой фонд это только видимая верхушка конкурса. Мы не будем рассказывать обо всех сложностях и затратах которые понес организатор в конце концов мы не преследуем цель описать бизнес план художественного конкурса. Пустое это.
Наша задача передать атмосферу, царившую в преддверии кульминационного момента — объявления призеров и выставки карикатур под открытым небом, на Думской площади, возле муниципалитета на день города второго и третьего сентября.
Мне хочется, чтобы организатор конкурса раскрылся перед читателем словно рисунок перед зрителем. Поделился своим богатым духовным миром и жизненными переживаниями, связанными со всем, что происходило до и после. Потому что, описывать саму выставку карикатур мы не будем, мы приглашаем ее посетить, и насладится собственным присутствием и вкусить атмосферу, царившую вокруг работ участников… Тем более что благодаря усилиям организаторов выставка станет постоянно…
— Петя как администратор, организатор, что для себя нового почерпнул из этой выставки?
— Прежде всего, я не ожидал, что так сработает бренд Одессы, я рассчитывал на более скромный отклик со всего мира. Второе что на самом деле сумма приза не так важна. Да не легко было эти деньги тоже выложить, но это сыграло свою партию. Вернее даже не так важно чтобы тема была очень интересна. Я ожидал большого кол-ва вторичных работ.
За восемьдесят лет серьезного существования карикатуры… Карикатура ценна, прежде всего, ни художественным изображением, она ценна идеей, которая в ней заложена и методами реализации. Сейчас очень много вторичного рисунка. Поскольку большое кол-во конкурсов и многие художники часто повторяют то, что уже было использовано. В частности тот же Владимир Козаневский приводит в качестве образца, такой пример когда, ситуация с Моисеем раздвигающим воды перед евреями которых он ведет за собой и перед которыми пробегает черная кошка. Этот сюжет использован не менее чем пятью авторами, совершенно разных стран — Россия, Украина, Бразилия, и Израиль и масса других городов. И таких примеров масса. На доску "Почета" вывешиваются работы, в которых идет явное заимствование.
— Существует проблема оригинальности.
— Скажем так, есть несколько ключевых тем и персонажей, которые известны всему сообществу, и всеми эксплуатируются.
Алик Ветроф;
— И которые не потеряли своей актуальности на фоне этой эксплуатации.
Петр Сегута;
-Да. Бесконечно может обыгрываться образ Дон Кихота с мельницами, Ноя с ковчегом и с животными, образ того же Моисея. Есть исторические персонажи, которые обыгрываются, есть литературные и мало того есть художественные персонажи. Допустим у Микеланджело «Девушка с горностаем»… Есть какие-то штампы. И очень их тяжело сейчас… Роденовские мыслители, я уже не говорю о мыслителях, которые создавались в тридцатых годах или в соковые годы когда. Бесконечные бюсты пиджаки и пальто на постаментах. Он используется бесконечно.
Алик Ветроф:
— По сути, могу сравнить, как в литературе существуют графоманы, которые пишут на одни и те же темы. Как пример — фантастика, детективы. Избиты темы. Так же и в карикатуре… есть просто в карикатуре жанр детектива или фантастики можно там эксплуатацию одних и тех же образов, которые часто встречается. В современной литературе, как в жанре сложно быть оригинальным. Многое было создано до нас, поэтому он и называется современным. Авторы стараются отобразить свое видение. Нечто новое внести. Новые формы, стилистику и слова придумывают… нечто, чтобы зацепило читателя. Мы живем в прекрасное время, когда старое отмирает постепенно, а новые формы рождаются чтобы со временем стать классикой. Которой будут подражать и восхищаться…
— И действительно с литературным сообществом много схожего, когда существует так называемый бульон, вот эта бродящая масса. Бульон …
— Это не бульон, — сделал свои уточнения. — У нас в литературе это называется гумус. Обычный литературный гумус. Разновидность графомании.
— Ну, хорошо, — нехотя согласился Петя, — назовем это гумусом, к которому мне и Валентину не хотелось бы принадлежать, но, тем не менее, — с расстановкой и увлеченно продолжил собеседник, который как никто знает, о чем говорит.
— Я ловлю себя на мысли, что и я грешил этим, влезал в какую-то тематику, которая оказывается до меня была не единожды рисованной другими карикатуристами. И мало того одна из моих работ тоже была на этом сайте повторов. Но есть явное заимствование, а есть по незнанию. Поэтому для того чтобы профессионально работать и находиться на уровне все время надо быть в этом материале, ты должен просматривать огромное кол-во журналов, а сейчас это огромное кол-во сайтов.
Надо работать на современном уровне, ведь манера изображения меняется. Если 30 лет назад, прежде всего это была линеарная карикатура. Бывает одним штрихом можно очень глубочайшую мысль. Сейчас в связи с тем, что полиграфия стала, поскольку карикатура предназначена, прежде всего, раньше была для полиграфии, а сейчас и для интернета то, прежде всего цвет, яркость, броскость, визуализация образов. Тем не менее, в основе карикатуры лежит, прежде всего, мысль и оригинальность рисунка.
Сейчас современные компьютерные средства позволяют достичь нового эффекта.
— В отношении такого компьютерного жанра как коллаж. Это уже не шарж и не карикатура, а компиляция изображений.
— Человек рисует рисунок, и в программе Photoshop правит, — развил свое мнение худощавого телосложения в вязанного свитере Валентин, — делает заливки и раскрашивает. Изображение получается ярким и готовым к полиграфии или к отсылке по интернету. Это удобно, сегодняшний день диктует такие условия работы.
О живописи — как можно о ней умолчать.
— Я могу назвать человека, который совершенно не умеет рисовать это Артур Бахчирнян, который работал в семидесятые годы в литературной газете. Он не художник, и свои коллажи он просто вырезал и наклеивал. И это было так смешно, для меня это было шедевром карикатуры. Вот мы смотрим работы одесского художника Дмитрия Сытникова, вот отряд пионеров, — Петр протянул увесистую стопку с карикатурами и пока я с интересом рассматривал, не смотря, что видел их и прежде, на самой выставке, он продолжил свою мысль.
— Вот Пушкин в Одессе, это коллаж, он использует фотографии или элементы от других художников, т.е. он сочетает разные элементы, представляя их в таком виде… что мы, например, можем говорить о любвеобильности Пушкина… ради чего он приехал в Одессу? На теток смотреть! И таково мнение карикатуриста…
А другие художники используют для подкраски, для заливки, для тонировки компьютер.
У многих художников узнаваемая манера. У каждого художника есть авторский бренд. Достаточно посмотреть на характерную манеру рисунка, и уже можно сказать, что это Иванов, а это Петров, это классно, по определению, потому, что это Иванов.
— Мы вернулись обратно к стилю. Все определяет авторский стиль!
Сегута положительно покачал головой, соглашаясь с собеседником;
— Но и прежде всего авторский стиль! Здесь кроме зрительного изображения есть еще манера взглянуть абсурдно на ситуацию. Московский художник Андрей Бельжо, психолог, медик, он психолог по образованию…
С точки зрения художника, вообще он не владеет рисунком. Но он нашел свой стиль, и на столько точно почувствовал время. Емко лаконично в органичном пространстве простых линий…
— С именем его персонажа, Петровичем связана целая эпоха в карикатуре и проекция событий сквозь этого персонажа. То, что не решались сказать на прямую, со страниц изданий опасаясь расправы со стороны властей России, говорилось Эзоповым языком карикатуры.
— Да. У него есть, сквозной персонаж Петрович. В честь этого имени бренди назван ресторан, совладельцем которого Андрей и является сейчас. Андрей сейчас живет в Париже. Мечется между Москвой и Парижем и занимается уже больше культурологическим проектом. Но его многолетняя работа в газете «Коммерсантъ» оправдала все его существование как психолога. Вот это один из образцов. Хотя сейчас у меня есть дарственный его альбом, который он мне подарил, я смотрю его работы, то, что было хорошо в начале 90-тых, сейчас оно не всегда даже и смешно. Это не потому, что я такой крутой. Вот он попал в нужное место. И это было прекрасно.
— Очень часто в мире живописи успеха добиваются люди, которые и рисовать то толком не умеют и они это признают, эта тема поднимается практически в каждом разговоре с художниками. Видимо что в это есть, это нельзя научить чувствовать настроение зрителя магия предвкушения вкуса. Он принимал участие в выставке?
— Нет, он сейчас вообще не принимает участия в выставках.
— Он не рисует?
— Я просто не вижу нигде его новых работ. Мы с ним познакомились, когда он приезжал в Одессу, и мы много беседовали. Он подарил мне несколько своих работ. Это цеховое. Скажем так, любой карикатурист, какой бы он известный не был, он не будет заноситься перед коллегами. Он знает насколько это тяжелый жанр. И для того, чтобы добиться в нем вершин надо пройти многое. Много лет нужно рисовать, для того чтобы тебя признало сообщество. У карикатуристов есть очень хорошо применимое понятие Гамбургского счета. Внутрицеховая оценка зачастую значит ничуть не меньше чем признание сообщества, мирового общества.
— Как и в любом деле. Признание в среде профессионалов которые посвятил свою жизнь излюбленному делу стоит того чтобы отдаваться на полную не жалея своего времени и сил. Дилетантизм не приемлем. Как среди врачей и ученых, так и в культурной среде если ты случайный человек в литературе, то тебя попросту проигнорируют. Нужно каждый день, в своей работе доказывать, то, что ты имеешь право называться мастером своего дела. И в живопись людей, которые умет рисовать много, но не каждый их них художник. Есть матера которые привлекают к своим картинам внимание зрителя, не оставляю его равнодушным и именно это художники.
— Поэтому одной из моих заветных мечт является сделать не просто конкурс. В следующем году, а фестиваль. Сюда должны приехать карикатуристы из Украины, в Украине очень сильная школа карикатуры, прекрасная, которая занимала, ну что говорить порядка 700 международных призов завоевали карикатуристы из Украины только за последнее время. Есть монстры карикатуры, это уже называемый мною Владимир Козаневский, Юрий Кособукин, Виктор Кудин, Дмитрий Скаженик это первые три человека, это те которые, уже работают по тридцать лет.
А есть очень молодые карикатуристы, Дмитрий Скаженик, из Мелитополя…то Киевляне, а это Мелитополь. Олег Локтев, который сейчас работает в Москве, Валентин Дружин. Это всеукраинские художники, есть великолепная школа Украинских художников. Особо разделять даже и не надо украинские, российские… Это сообщество так и перетекло из Советского Союза и когда мы встречаемся на каких то конкурсах и фестивалях, мы прекрасно дружим…
— У нас прекрасные отношения с польскими карикатуристами, — продолжил Петя, — тоже благодаря, наверное, славянскому братству. Тоже открытые, хорошие ребята, да и румыны тоже нормальные. Так что…
— В будущем, на фестивале который будет, мы увидим не только работы художников карикатуристов, но и самих карикатуристов?
— Мы рассчитываем, потому, что открываются совершенно новые имена. Когда съезжаются карикатуристы, которые проводят семинары, проходит процесс общения. У художников это называется выезд на пленер. А у нас это семинар, мы можем избрать, любую тему, скажем так, кто-то выступает докладчиком. Остальные участвуют в этом обсуждении, это всегда очень остро, это всегда очень бывает нелицеприятно, но всегда это хорошо, это очень полезно, такое общение просто необходимо, нельзя запираться. Сейчас отчасти эту проблему помогает решать интернет, есть очень много хороших сайтов, где в непосредственном общении вскрываются темы. Вот в частности очень хороший сайт, у Андрея Фельдштейна.
Андрей Фельдштейн есть бывший наш соотечественник, из Питера, он, кстати, тебе передавал привет, — сказал Сугута, обращается к Стоянову.
— Я тебе говорил, да? Он мне написал и тебе попросил передать привет.
— Где он, в Израиле?
— В Штатах. Вот, поэтому сейчас отчасти эту проблему помогает решать интернет, но и живое общение,… но опять таки это очень затратное, пригласить двадцать — тридцать человек, накормить их, поселить, дать экскурсии, это затратное, поэтому для этого нужны спонсоры.
Алик Ветроф;
— Муниципалитет по этому поводу молчит.
Петр Сегута;
— Поэтому будем искать. Сейчас мы занимаемся этим поиском. Кстати …
Валентин Стоянов:
— В этом случае лучше по выжидательному принципу. Будем смотреть, выживет или не выживет это мероприятие, которое у нас сейчас. Потому, что если не выживет, они скажут, что туда деньги вкладывать, все равно это не рентабельно. А если вот мы засветились там, показали себя хорошо, много художников было со всего мира, много стран участвовало, тогда в следующем году, да может быть…
— Здесь есть опасность, — взыскал Петр с осторожностью свойственному только мудрому организатору, — муниципалитет опять может увести все это, для того чтобы это было нейтрально, чтобы смешки были, не больше. А чтобы острый, хороший конкурс, сделать тематику, муниципалитет на это не пойдет. Поэтому для него идеальная ситуация, когда будет найден спонсор. Они в свою очередь, может быть, помогут предоставить площадку. Это все на что я рассчитываю. Никаких иллюзий на этот счет я не питаю. И не хотелось бы.
— Это классика жанра. — Согласился я. — Так было во все времена меняются имена правителей остается одно неизменно. Отсутствие способности критически относится к свое деятельности. Обычно у провинциальных князьков, со временем развивается мания величия собственных дел, и эти люди напросто забывают о том, что ни всего лишь люди. А способность улыбаться над собой, это как хорошие манеры и воспитание либо оно есть, либо его нет. Проблема спонсирования конкурсов актуальна для всех, кто связан со зрелищными мероприятиями, как например, могу привести, Болдинская осень.
Кто-то из организаторов сказал, что в Одессе спонсорами культурных мероприятий не хотят быть предприниматели. И видимо, тон этому задет руководство города и области. Одни заявления председателя Одесского облсовета Николая Скорика на встречах с дипламатами различных стран, я иногда посещаю; "… В начале бизнес. А культурные связи потом…". О чем можно говорить? Не кому, — подавать позитивный пример, в работе с носителями культуры. Хотя Болдинская осень уже пять лет проводится.
Петр Сегута;
— Ну пять лет, если не для микрофона. Там же раньше Олегу помогал Фрадков и мастерство культуры России… Я в курсе всех перипетий, и мне искренне жаль, что вот так вот оно происходит,… поэтому честь им и хвала, что они вытянули это. Даже в таком виде, хотя задумка была совершенно другая.
Алик Ветроф;
— На местных спонсоров рассчитывать не стоит их попросту нет. В Одессе меценатов нет. Вымерли как мамонты в доисторические времена.
— Ну, мы ищем, пытаемся увлечь…
— Может быть в Киеве.
— Можно я скажу?… Сейчас единственный конкурс, который постоянно проходит, это конкурс в Полтаве. Под названием «Карлюка». Они собираются в пятый раз. Это наши братья, побратимы. Очень хорошие друзья. Там тоже все держится на двух, трех человеках, энтузиастах. И благодаря их участию,… но там мэрия предоставляет много чего,… помогает с печатью. Сейчас у них другая проблема, они выбили гранд Министерства Культуры на проведение конкурса посвященного 200-летию Гоголя. Ну, вот годовщина, это совершенно нормально, они включены в обще полтавскую программу проведения этого праздника, который, кстати, состоится, Первого апреля. Мы туда уже приглашены, мы поедем туда, у них там будет фестиваль. А мы их в свою очередь приглашаем. Я решил, целенаправленно… мы решили отмежеваться от Первого апреля, для того чтобы нашу выставку не затоптали…
— Очень мудрое решение, — согласился Ветроф.
— …В этих условиях первоапрельской вакханалии, которая происходит в городе.
— Думаю не только во время первого апреля, но и в течении всего года.
— Да но тема первоапрельская как-то не вписывается в формат того что существует сейчас в Одессе на первое апреля.
— Я не могу назвать это даже карнавалом. Нет желания комментировать это…
Продолжаем размышлять вслух о конкурсе — выставке
"Город и море".
-…Кстати сейчас выставка находится в Турецкой провинции Анталья. Вывезена… в город Моновгад. Фотографии могу показать. Сейчас открытие этой выставки. Мы были приглашены на день города Белгород-Днестровска. У них день города проходил 25 сентября. Выставка находилась там три недели…
— Петя, я понимаю, вышло, так что круглогодичная экспозиция выставки продолжает свое существование, и живет собственной жизнью.
— Выставка живет, и сейчас опять в Турцию может быть поедет в провинцию Мугла, сейчас в провинции Анталья. По туристическим маршрутам, опять таки с учетом той тематики, которая была задана, она пользуется достаточно большим успехом. Может быть, я оказался не такой дурак, закладывая совершенно нейтральную тему "Человек и море".
— Все города Причерноморья с огромным интересом должны ожидать появления у себя этой выставки, … так что конкурс может проводиться не только в Одессе, а и в других городах.
— Абсолютно верно, Алик, смотри, сколько у нас городов побратимов, которые все приморские начиная с Европы, Ливерпуля и заканчивая Китайскими городами…
Петя открыл в компьютере файл с фотографиями. Развернув двадцать двух дюймовой монитор в сторону собеседников и продолжил пояснения.
— Смотри… Это вот группа Украинских журналистов. Вот открытие выставки. Это чиновники турецкие… Не в пример украинским, а они заинтересованы…
Вот открытие выставки в галерее «Подвал»… Ну и так дальше. На Думской площади есть… Если говорить о прошедшей выставке. Но сейчас все наши мысли направлены на будущее. На новую выставку.
— Как ты планируешь ее проводить?
— Я очень рассчитываю… прежде всего, мы патриоты не взирая на все отношения муниципалитета, скажем так достаточно холодные.
— Власть приходит и уходит, а культура остается.
— Совершенно верно. Мы начали это дело, мы его будем продолжать.
— Есть пара вопросов… — с иронией в голосе сказал Алик Ветроф, — и кто организатор?
Петр Сегута;
— Вот организатор. Без него я бы не справился.
С этими словами Петя протянул, распростертые руки в сторону Валентина Стоянова.
— Спасибо, за доброе слово, — поблагодарил то за искреннюю оценку его усилий.
Алик Ветроф;
— Друзья Вы вообще долго организовывали первую выставку. Какой путь прошли от идеи до воплощения?
— Ну, поскольку идея, — продолжил Валентин, — пришла в голову все-таки Пете, то он, наверное, точнее скажет, когда началась. Потому что идея носилась в умах и в воздухе уже давно. Много лет как подходило первое апреля, художники и карикатуристы одесские, бывшие члены клуба одесского, собирались вот тут вот у Пети и говорили, что надо бы опять оживить, потому что хочется и есть работы. Я даже не знаю, не хочу про материальную сторону говорить. В целом, нам удалось найти какие-то средства, это было не легко, и на сколько я понимаю, и это было решающим, потому что идея была давно. Вот, а потом было продумано уже, как бы инфраструктура этого всего мероприятия, организационные моменты были продуманы. Дальше рассылали приглашения. Очень удобно было то, что действительно сейчас есть интернет. Потому что когда-то выставки организовывались двенадцать лет назад. Было условие такое. Прислать только оригиналы работ. Это почта, а почта работает не всегда хорошо.
Петр Сегута;
— Я уже сейчас подскажу, что действительно интернет нам здорово помог. У нас есть огромная база адресов по всему миру, и мы сделали сугубо адресную рассылку и не тратились на почтовые расходы, то, что раньше рассылалось почтой, и часто терялось…
Алик Ветроф;
— Называется хороший админресурс. Знаем.
Петр Сегута;
— Свыше пятисот художников по всему миру, поэтому мы совершенно целенаправленно рассылали приглашения, и интернет нам здорово помог.
Валентин Стоянов;
— Конечно, информация доходит практически мгновенно, а раньше для этого нужны были просто недели. Поэтому все так оперативно сработало.
Алик Ветроф;
— Валентин и как помощника в организации конкурса, автор, который принимал участие в этом конкурсе. Или ты не был членом жюри?
— Да. Я членом жюри не был. Это было бы не корректно.
Алик Ветроф;
— А как участник, как ты оцениваешь мнение жюри? Объективно были выставлены оценки при обсуждении призовых мест?
— Да я думаю, что да. Любое решение является субъективным и личностным восприятием.
— Ну, понятно, что поспорить всегда можно. В среде участников всегда найдутся не довольные люди, которые наивно полагают, что конкурсы созданы, для того чтобы удовлетворять их амбиции. Обычное потребительское отношение, авторский эгоцентризм "мне должны"…
— Всегда есть обиженные… Вот недавно прозвучал этот вопрос об остроте, о том что если делать карикатуру, какой-то персонифицированной. По поводу каких-то людей, которые возглавляют город, тогда это было бы интересней. Как раз у нас был одесский художник, который дал вот такую пачку работ своих, — Петя продемонстрировал большим и указательным пальцем какой именно объем работ, предоставили карикатуристы, — кстати, ему, наверное, лет под шестьдесят. Он известный художник, еще и карикатурой занимается. Там была карикатура на нашего мэра Эдуарда Гурвица. И эту работу запретили к показу на открытии выставки.
— Судя по всему эти городские чиновники действительно не далекие и далеки от культуры. Петя как зовут художника?
— Я тебе сейчас скажу, как зовут. Но нужно ли это упоминать?
— Думаю что да. Читатель должен знать, в какой социальной и культурной среде живет художник. Мы должны говорить и писать не столько для себя, сколько для читателя. Люди должны знать имена авторов. Мы должны, открыто говорить, что даже во время свободы слова существую запреты со стороны властьимущих — и это желание по запрещать неистребимо. Опять же чем меньше чиновник тем больше стремление запрещать — маленькие люди стремятся доказать свою значимость и важность не делами, а запретами.
— Синишин, фамилия художника, которому чиновники Одесского муниципалитета запретили выставлять свои работы.
— Вот и была в частности одна работа, ну там где…
Сделал свои пояснения Валентин.
— Я в двух словах скажу содержание работы.
Нептун, царь морей выходит из воды на берег моря и он как представитель морской среды. Это же город и море. Вот встречаются мэр моря Нептун и мер города Одессы Гурвиц. Причем никакой… даже так ну, с улыбкой можно… два мера получается, да? Это смешно.
— Безусловно, — согласился, я, — легкая ирония. Очень легок и подоброму.
— Да ирония.
Продолжил Валентин Стоянов.
— И мэр Гурвиц был нарисован очень, похоже, не очень заангажировано, без каких-то там изъянов. И когда эту работу мы приготовили, к тому чтобы вывесить ее на Думской площади для выставки, подошли представители мэрии, просмотрели все, и сказали, эту работу убрать. Причем мне кажется мэр, мог даже не знать. Они просто "перебдели".
— Хороший так сказать подход советского чиновника. И это не удивительно преемственность власти, советские чиновники никуда не ушили. Как в прочим и чинно почитание это не истребим. Это живет в генах…
— Лучше "перебдеть".
— Как бы чего не вышло.
Валентин Стоянов;
— Этакая себе "совковость", еще бродит в душах и умах отечественных чиновниках. Пусть лучше будет нейтрально. Страх потерять собственно хлебное место…
— Есть один аспект, — продолжил свою мысль Петр Сегута, — я о коммерциализации этого дела.
Алик Ветроф;
— Ты хочешь, чтобы это вошло в рассказ?
— Я не против.
Сделал свои пояснения Петр.
— Почему, об этом заговорил по тому, что это интересно. У меня опубликовано большое интервью. В журнале «Статус», оно как деловое издание, они попросили рассмотреть именно с этой точки зрения. Коммерциализация, карикатуры, в том смысле, как использовании карикатуры в коммерции. Надо сказать, что нигде…
Везде конкурсы карикатуры, по всему миру, проходят,… Поскольку это затратное мероприятие всегда, бюджет составляет, ну минимум от 30 до 100 тысяч долларов, это с призовыми, с участниками, и с приглашением участников и призеров. Всегда спонсорами выступают или мэрия города, или те коммерческие структуры, которые привлекаются к этому. Но если привлекается коммерческая структура, она заинтересована или в прямом спонсоре, т.е. звучит ее имя, или она задает тему карикатуры, тему конкурса. Поэтому во всем мире очень популярны темы на пиво, прежде всего, вино, алкогольные напитки, даже табак. Я уже не говорю… в мэрии недавно завершился конкурс, в Кипрском городке Кирики, это центр производства оливок, маслин. Вот у них мэрия провела конкурс, посвященный оливам. Поэтому везде это используется, прежде всего, для популяризации продукта. И скажем даже не обязательно виноделу свое имя светить. Достаточно обозначить тему «Вино как смех», «Вино и жизнь»…
Алик Ветроф;
— Думаю, нашим виноделам, пивоварам, и прочим не бедным алкогольным компаниям есть чему поучиться у зарубежный производителей.
Петр Сегута;
-Вот я сейчас пытаюсь это все продвинуть. Езжу, оставляю предложения. Но они пока рассматривают все это. Но я рассчитываю, что к первому апреля, когда нам придется объявлять тему следующего конкурса, мы обязательно найдем, нормального спонсора. Почему, потому что на своих плечах тащить все это очень тяжело.
Алик Ветроф;
— Я по своему опыту скажу, что для проведения конкурса, я полностью отказался от походов к нашим украинским спонсорам. После длительного общения с ними, для себя принял простое решение, что с этими людьми мне больше не о чем разговаривать. Он мне больше не неинтересны, как творческая личность, я к ним потерял всяческий интерес.
Петр Сегута;
— А я вот вынужден сцепив зубы, еще и идти к ним. Да Света?
Обратился редактор журнала "Делова Среда" к своему бухгалтеру, которая все это время внимательно прислушивалась к разговору. Разговор длился уже несколько часов без перерыва, собеседникам не хотелась расставаться, им было о чем говорить и слушать, подчеркивая, нечто-то свое друг в друге.
— Ну, можно попытаться еще раз, — согласилась Света.
А зритель кто?
— Возвращаемся к конкурсу. Когда ты находился в выставочном зале, где проходила выставка, какие зрители приходили? Были ли какие-то персонажи, которые соответствовали выстеленным работам? Узнавали ли зрители себя в этих карикатура?
Вновь вернул русло разговора в сторону конкурса и выставки "Город и море".
Валентин Стоянов;
— Скажем так. В некоторых случаях, это, конечно же, личностное, от человека зависит…
— Художник выдумал какую-то ситуацию, попал в точку. Необязательно… для себя… художник — человек который умеет наблюдать за зрителем который пришел, увидел, что этот человек похож с каким-то персонажем, каким-то движением или пластикой.… Это интересно с точки зрения человека, который не принимал участие как карикатурист.
Петр Сегута;
— Восторг вызывало в общем-то… рисунок болгарского художника, казалось бы, для нас профессионалов эта ситуация не очень смешная, акула нападает на семейную пару, и муж показывает: «не меня ешь, а жену». Эта ситуация достаточно простая …
— Да есть такие работы, — подтвердил Валентин, — они достаточно ситуационные, которые близки, в частности вот эта работа где, какая то экстремальная ситуация, например, тонет судно и плывут двое муж и жена и естественно открытое море, подплывает акула, сейчас она кого-то слопает. И она значит так уже приготовилась, а ближе всего муж, и он ей показывает: не меня, ее. Это действительно вызывало хорошую положительную реакцию, в основном у пар, потому, что были семейные пары. У одиночных посетителе — меньше. Кстати очень бурно проявляли эмоции, когда приходили по двое по трое. Потому что есть перед кем ткнуть пальцем, позвать и сказать, а вот иди сюда посмотри это…
Алик Ветроф;
— Выходит так, что карикатура смешна своей социальностью и массовостью. Смех заразительна вещь и если улыбается один, то рядом стоящие, вторят ему.
— Поделись улыбкою своей, — процитировал слова из песни Валентин, соглашаясь, кивнув одобрительно головой.
— И ты увидишь сотни дружеских улыбок.
Петр Сегута;
— Вообще когда есть с кем поделиться эмоциями это очень хорошо, потому что это очень интерактивный жанр.
Валентин Стоянов;
— Да один человек он меньше выражает эмоции. Внутри там с ним, что-то такое происходит. Внутри он может и смеяться и узнавать, но внешне это не видно. Если совсем уж смешно, то он засмеется. Была пара семейная, и им очень понравилось, они даже хотели что-то купить какие-то работы, и девушка спросила:
— Вот я собираюсь замуж за молодого человека, можете нарисовать на него шарж. Вы как художник, может быть, увидите то, что я не знаю. Чтобы с новой стороны, показать его. Так что пришлось нарисовать его… Но я постарался сделать так чтобы не распался этот союз…
— Ты подметил, что-то тайное в ее избраннике?
— Раз ко мне она обратилась, а вдруг я что-нибудь такое увижу, то что не увидела она, и это помешает их счастью.
Алик Ветроф;
— Да, нарисовал карикатуру, а потом женись на ней.
— Вот такие у нас особенности, — вмешался Петр в разговор.
— Я еще хочу сказать об одном моменте. В связи с тем, что карикатура сейчас все больше выходит в интернет. И бог его знает, куда качнется этот жанр. Потому, что интернет, он первое — дает моментальное распространение по всему миру, и второе это дает опять-таки новые формы. Это могут быть создание и так называемых "флешек". Когда это уже превращается в небольшой мультик. Когда автор, пользуясь средствами интернета, средствами мультипликации делает 5 — 6 секундный ролик, а может быть на минуту. Может быть, карикатура сюда качнется. Я не вижу особого кризиса в карикатуре, кроме того, о котором я уже сказал — кризиса повторов. А новые формы, да будет принимать, поскольку этот жанр очень демократичен, понятен. Но опять таки говорю, что далеко не все могут делать хорошие карикатуры. Здесь очень важно имя, и статус этого человека, который рисует.
Вот есть сообщества, которые знают и ценят тех, кто рисует. Надо отметить, что мы не ожидали, я думал, что будет мало известных художников, но вот те которые прислали…
Изображение карикатуры № 4 Andrzej Graniak — Польша.
Это действительно все мужики с мировыми именами. И Пауло Дельпонте, и Валентин Георгиев, и Павел Кучинский. И была масса людей, которых хотелось бы отметить, потому, что очень хорошие работы.
Изображение карикатуры № 5 Сергей Тюнин — Россия.
Сергея Тюнина — Россия, Мартина Бандеровича из Польши, еще одного польского художника, это люди, которые засвечены. Это лауреаты многих и многих конкурсов. Но давали мы места не за их имена, а за то, что именно у них были лучшие работы. В очередной раз они подтвердили свой высокий класс…
Изображение карикатуры №6 Eray Özbek — Турция.
Хороших карикатуристов много. Очень жаль, что мы не можем перечислить все имена талантливых карикатуристов.
И на этой оптимистичной нотке, с улыбкой на устах, а для карикатуриста истинная награда это улыбка зрителя, мы заканчиваем разговор и рассказ о кариткатуре.
Но я не заканчиваю цикл рассказов о живописи, ждите новых интересных и поучительных рассказов...
Остается добавить только одно:
— Мы ждем всех любителей живописи и карикатуры на празднике, фестивале, конкурсе-выставке карикатуры "Город и море" в Одессе.
Приезжайте, участвуйте, рисуйте, присылайте свои работы — здесь вам всегда рады.
Слегка потрепались о карикатуре Валентин Стоянов, Петр Сегута и Алик Ветроф.
Украина, Одесса.
Ноябрь 2008г — март 2009года.
Автор Алик Ветроф.
"Шоколадная конфета".
Рассказ.
Автор рассказа писатель-издатель, глава редакционной коллегии
Алик Ветроф.
Люблю вкусно поесть!
А кто не любит вкусно приготовленную еду?
Все любят. Многие даже зависимы от кухни с ее неизменным атрибутом — холодильником, ароматом жаренного и паром отварных блюд супов, ухи …. И не могут равнодушно смотреть, когда кто кушает, тут же желают приобщиться к процессу поглощения жареной курочки или буженинки, с гарниром и салатиком. Пишу и слюнки текут, несмотря на то что, только сейчас выполз из-за обеденного стола. Наелся вареников с картошечкой, политых подсолнечным масленком и зажаренным луком и вареников с творожком политые сметанкой и сливочным домашним маслом, так что только пузо отпирает во все стороны. Но рассказ не о варениках.
Расположившись как-то вечером на диване в своей любимой позе, а именно горизонтальной, — нет более гармоничной и естественной позы, чем животом верх, который поднимается и раздается на милость победившего ужина. Живот почти капитулировал! Да здравствует еда! Слава еде!
Захотелось мне скушать, что не будь на закуску, сладенького. Как говориться,— "десерта изволит молодой барин". Размышления на данную тему меня занимали с пол часа. В сопровождении ленивых движений пальцев, переключающих пульт от телевизора и бродя по медийнному простору телеканалов, и в результате не найдя зрелища достойного моего внимания, я вспомнил что видел на кухне, в нижнем шкафчике, пакет с коробками шоколадных конфет.
— Да и это именно то, что я хочу.
Без приключений, благополучно, с горделиво, выпирающим животом, прошествовал на кухню. Если быть более точным, то первым попал на кухню мой маленький животик. Он был первым. И всю его значимость я ощутил когда нагнулся за коробками, в которых должны были находиться желаемые сладости.
И вот держу в руках две прямоугольные яркие нарядные, словно новогодняя елка, сверкающая позолотой и глянцем подарочные коробки с шоколадными конфетами, которые мне подарили на кануне. На кануне дня журналиста присутствовал на презентации работ какого-то художника. И учитывая, что я не просто главный редактор, а пишущий в журнале "Художественные Галереи" о современной живописи "Art Galleries", мня, решили задобрить. Преподнесли презент, когда я заглянул в пакетик то мне сразу понравилась выставка уважаемого художника Z, и этот рассказ не о нем, по этому его имя мы благоразумно упустим и скроем от любознательного читателя. Так вот увидев литровую бутылку хорошего, из дорогих, марочного, пятнадцати летней выдержки, армянского коньяка и выше упомянутые шоколадные конфеты, тут же принял решение что мне понравилась выставка и я напишу положительный отзыв о мероприятии с фотографиями. Рассказом и чудесном выборе галериста и о самом виновнике собрания творческого бомонда. Короче, буду хвалить. При этом, я не подлиза — просто честно люблю коньяк. Это так на всякий случай если в данный момент меня читает галерист или художник, запомните что я люблю, это очень важно для вас...
И так возвращаемся к шоколаду.
Оценив адекватно оперативную обстановку, я пришел к выводу.
Две коробки по двести грамм сразу я не сем.
Надо с этим что-то делать. Мысль сытого человека: "Надо выбрать самую вкусную и начать процесс поглощения. А там посмотрим, кто кого победит шоколад меня или я его, ведь я вешу больше чем какое-то там двести грамм конфет. Ведь во мне живого веса восемь девять килограмм".
Позабыв изречение садиста и марксиста Ульянова — Ленина "… Главное в драку вязаться, а там посмотрим кто кого…"
Я решил изучить содержимое коробок, запросто, так почитать, поискать знакомые буквы. Благо алфавит хорошо знаю.
И это решение было стратегической ошибкой. Мне был нанесен сокрушительный удар. Вот что значит, на минуту забыл классика марксизма-ленинизма и прочего изма.
Мое внимание привлекла бумажечка, наклеенная в нижней части коробки. По началу я проявил радость.
Молодцы, мелькнула мысль, заставили производителей и поставщиков рассказывать о содержимом на русском языке. Напрягая свое зрение, потому что шрифт был очень мелкий, стал внимательно вчитываться в написанное. На второй строчке после слов "Состав продукта:" мое радостное настроение стало меняться и должен вам сказать не в лучшую сторону.
То, что я прочитал на упаковке не для слабонервных, и так из чего только сделаны шоколадные конфеты, буду цитировать;
"Гидрогенизированный растительный жир, сахар, порошок какао, лактоза, ароматизаторы идентичные натуральным, эмульгаторы, соевый лецитин, Е 322, протеиновые добавки, жир Akopol MC60, разрыхлитель E500, этанол Е1510, остаточная примись; арахиса, сухофруктов, субпродуктов, муки и т. д…"
-А где шоколад? — Невольно вырвался боевой кличь из моей груди,— Я хочу шоколадную конфету, — со свойственным мне возмущением и эмоциями, — но при этом не хочу жрать таблицу Менделеева. И всякую гадость в себя пихать, я не свинья? Нет, я по гороскопу кабан, но не свинья же!
Шоколад должен изготавливаться из какао бобов, а не из химических элементов, разрыхлителей и сухофруктов.
Засомневавшись — "ту ли я взял коробку" перевернул, нет, все правильно, на коробки красовалась яркая надпись "шоколадные конфеты с лесным орехом".
Отложив в сторону коробку, с содержимым, уже и не знаю, как это назвать, смесь субпродуктов. Потянулся ко второй коробке внешне отличной и схоже и только по размерам.
Вскоре убедился, что она по своему содержимому абсолютна, идентична первой, несмотря на то, что производители разные. И вот что странно обе выпущены в странах Евросоюза. Одна во Франции вторая в Германии, а содержимое почти похоже.
Положив рядом две красивые, яркие, блестящие коробочки с "шоколадными конфетами" и переводя грустный взгляд, то с одной, то на вторую. Принял тяжелое решение, это я кушать не хочу.
И что с этим делать. О мысль. Скоро день кондитера, подарю кондитерам, пусть кушают на здоровье.
Может быть, он не умеют читать?
Украина. Одесса.
15.35. 21 октября 2008года.