Шаги гулко раздавались в коридоре. Почему на обычно оживленном пути сейчас было одиноко? Дойдя до собственного кабинета, Александр на минуту застыл перед дверью. Застыла и рука, но он не вошел, не захотел войти. Сейчас захотелось увидеть ее комнату…Его собственный кабинет постепенно становился его клеткой. Золотой, дружелюбной, прекрасной, желанной, но все такой же клеткой.
В клетку превращался и прекрасный Зимний Дворец, его родные, сверкающие великолепием стены. Все это стало происходить сразу после отъезда возлюбленной, Ольги Калиновской. Порой, он, казалось, чувствовал запах ее легких духов, ее нежный взгляд, ее легкое, но такое волнующее прикосновение к коже. Мираж, игра воображения. Обман. Но он сам придумал его. Он сам ждал, что получит очередное послание от нее, что встретит ее на лестнице, на половине Императрицы, что снова увидит ее. Что снова обманет какого — нибудь чиновника еще одной, очень важной встречей. И вырвет несколько минул, что бы побыть с ней. Машинально повернулся и пошел к ее спальне. Он прекрасно знал, что никого там нет. Екатерину Нарышкину перевели в другую комнату. По ее настоянию.
Пустота. Ведь был уверен, что найдет здесь только ее — пустоту. Но разочарование растет и крепнет в душе с каждым мгновением, проведенным там, где совсем недавно жила она…
Картины из прошлого встают перед глазами… Как напоминание о мечтах, о счастье… Они приносят боль от того, что навсегда останутся воспоминаниями. Она не вернется, не войдет в эту комнату, не вскрикнет от радости, застав здесь его, не броситься ему на шею… Боль от воспоминаний становиться почти физической…
Из — за чего это все? Она уехала по одной причине — дуэль. Как будто тот единственный выстрел на дуэли смог убить все эти мечты, все эти прекрасные минуты счастья. Сколько бы он отдал, что бы она осталась во дворце? Свою жизнь…
Их последняя встреча останется на всю жизнь в памяти. Он будет помнить, как предательски горели ее щеки, выдавая сильнейшее волнение, как он испугался, когда увидел уже отъезжающую карету. Его сердце почти остановилось. Но он не позволил судьбе вот так беспощадно забрать у него последнюю возможность еще раз увидеть ее, поцеловать в прекрасные губы… Кто — то захотел его остановить около кареты… Но все вокруг — расплывчатое, непонятное и видна четко только цель — карета, которая уже остановилась, которая совсем близко. Можно сделать совсем немного шагов, растолкать всех вокруг, устранить все преграды…
Кажется, что это произошло сейчас. Все свои чувства, которые безвозвратно потеряны в течение жизни, оживают, вновь берут над тобой верх… Открывающаяся дверь кареты и ее радостное, может, даже изумленное лицо. И в голове — единственная мысль — Успел, успел, успел…
Восторг радость, ликованье, ты обнимаешь ее, чувствуешь, как быстро бьется ее сердце в унисон с твоим…
Яркие картинки из его жизни пропали, оставив только след от разочарования… След в сердце, след в жизни… Как много времени он проводил здесь? Достаточно, что бы изучить здесь все, каждую деталь, каждый миллиметр…Кажется, что с этой комнатой связаны все самые длинные минуты настоящего счастья. Но эти минуты собираются в часы, часы собираются в дни, дни — в недели, а потом… Потом все беспощадно обрывается, ведь потом уехала она. Уехала, оставив после себя воображаемый запах своих легких духов…
Этот запах, как будто преследует тебя, гонится за тобой по коридорам, нагоняя все чаще и быстрее… Вновь и вновь перед глазами предстает карета, ее восторженное и прекрасное лицо…
Но видения проходят, делая реальность все более жестокой… Весь этот мир, который должен принадлежать только тебе, подчиняет тебя своей воле, рушит твою жизнь, заставляет играть ТВОЮ жизнь как по нотам, по СВОИМ правилам. Как больно это осознавать, Но сделать ты ничего не можешь. Просто продолжаешь идти по тому пути, который предоставила тебе твоя судьба.
Теперь еще и Мари… Да, он ломает свою жизнь так быстро, что сам едва успевает следить за этим разрушением…
Прекрасная, стеснительная, порой такая настойчивая и твердая Мари… Если бы не расплывчатый образ Ольги, он бы точно влюбился в принцессу, на которую пал его выбор… Но и этот выбор он сделал лишь на зло своему отцу, своей матери, своей жизни…
«Если вы мне не позволите жениться на Мари, я вообще не женюсь…» — эти слова он тогда произнес с яростью, с желанием удивить, переиграть своих родителей. Но опять, опять отец переиграл его. Снова и снова он поставил крест на следующем шаге сына. Это как партия в шахматах. Только отец все чаще и чаще говорит: Шаг и мат. Снова и снова он объявляет поражение собственного сына…
«Мари… Ангел из Германии. Как хорошо, что ты не знаешь, как далеки мои чувства от тебя. Что я чувствую к тебе? Уважение? Дружбу? Все, но только не любовь. Волею моих слов ты станешь моей женой. Ведь я не посмею сломать и твою жизнь, отправив тебя обратно. Не посмею, что в твоих и без того печальных глазах поселилась обида, разочарование во мне. Разочарование в России. Нет, я способен ломать много судеб, но твою судьбу я сделаю как можно счастливее. Я постараюсь сделать тебя счастливой, но сам… Сам я, наверное, не стану счастлив.
Какая же сложная судьба выпала мне — Престолонаследнику Российского престола… Отец мне показал, как от одного моего поступка может зависеть жизнь других людей. После дуэли пострадали все участники, кроме меня одного… Ольга, Владимир Корф, Михаил Репнин…Они должны ненавидеть меня, но в лицах двух последних я приобрел друзей. Ольга… Я начинаю ее забывать, хоть и ненавижу себя за это… Она так много перенесла по моей вине… Я люблю ее, но не так, когда она была рядом. Как будто расстояние разбивает нашу любовь. Неужели это и хотел доказать мне в очередной раз отец? Неужели рядом с ней я готов совершать глупости, а когда она далеко…
Нет, не бывать этому никогда! Я люблю ее не смотря ни на что… Я не поддамся воле отца, не забуду ту, ради которой был готов отказаться от трона!
И снова просыпается стремление во всем перечить отцу… Как привычка. Как пагубная привычка это стремление все больше и больше мешает мне жить… Прямо проклятье, какое — то: перечить своему отцу…
Но ведь в этом весь я…»