Скорбим.
От пневмонии в больнице города Мехико умер Габриель Гарсиа Маркес — один из последних литературных классиков XX века.
Маркес очень долго болел. Еще в 1999 году все решили, что дни его сочтены — тогда врачи поставили великому колумбийцу диагноз «лимфома». Он и сам решил примерно так же — на всякий случай решил все отведенное ему время посвятить написанию мемуаров, ради которых почти полностью прекратил все свое общение не только с внешним миром, но и с близкими. Но болезнь отступила, а в 2002 году вышла в свет первая часть запланированных в виде трилогии воспоминаний — под названием «Жить, чтобы рассказывать о жизни».
Литературной славы он достиг без малого за сорок лет до этого. В 1961 году в свет вышла его повесть «Полковнику никто не пишет» — один из самых ярких образцов так называемого «магического реализма», книга, в которой обыденная жизнь героя, причем довольно угрюмая, вдруг начинала обрастать мистикой и волшебством, не переставая при том быть почти полностью реалистичной. Сам Маркес тогда находился под абсолютным влиянием Эрнеста Хемингуэя, по странному совпадению в тот же год покончившего с собой. Но стиль, который он стал воплощать в жизнь, начиная с этой книги, был уже абсолютно самостоятельным.
Пятью годами позже Маркес написал самую важную книгу своей жизни — роман «Сто лет одиночества». Она рассказывает о жизни одного селения от основания до исчезновения и семи поколениях семьи, в нем обитавшем. Временные линии сплетаются в нем в сложнейший клубок, реальность и фантастика почти не отличимы друг от друга, а этические выводы, к которым может прийти читатель, невероятно многообразны.
Чтобы стать абсолютным классиком и не переставать быть таковым до конца своих дней, Габриель Гарсиа Маркес мог бы не писать больше вообще ничего, но он с завидной периодичностью продолжал выпускать новые книги до середины восьмидесятых. Той славы, которую снискали два его главных произведения, они не достигали, но все равно публикации каждой ждали с затаенным дыханием и никогда не разочаровывались. В 1982 году Маркес получил Нобелевскую премию по литературе — с формулировкой «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». А в 2004-м, уже после того, как в свет вышло его по сути дела творческое завещание, опубликовал свою последнюю повесть — с довольно пронзительным названием «Вспоминая моих грустных шлюх». И прожил после этого еще десять лет — писатель, главную книгу которого в испаноязычном мире признали второй по значимости после «Дон Кихота».