«… охота, эта забава, которая сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью, придает телу нашему здоровье и силу, а духу бодрость и свежесть…» И.С.Тургенев.
Британская псовая охота — настоящий церемониал, который всегда был привилегией аристократов, в том числе и королевской семьи. В каждом выезде задействованы владельцы, конюхи, собаководы, дрессировщики, ветеринары и обслуживающий персонал охотничьих угодий. В Британии существуют 312 «охот» — клубов. Только для того, чтобы обеспечить охотников формой работают сотни фабрик и мастерских. Таких элитных гончих, как дулвертонская западная, эксмурская, девонширская и сомерсетская специально вывели и обучают для этого вида спорта. Лошади должны быть тщательно выдрессированы, ведь от правильного поведения этих животных зависят и успех и жизнь всадников.
Сезон традиционно продолжается с ноября по апрель, однако в этом году он может стать предпоследним. Премьер-министр Тони Блэр, не отличающийся аристократическим происхождением, неоднократно высказывался за запрет псовой охоты. В сентябре 2004 года был принят закон о ее запрещении с 2006 года. И хотя Палата Лордов отклонила его, Палата Общин, при поддержке королевы Елизаветы, сумела настоять на своем. Для этого пришлось воспользоваться Парламентским актом от 1949 года, позволяющим принять законопроект при отклонении его Палатой Лордов. Акт использовали всего 4 раза, и поэтому противники закона собираются обжаловать его именно на этом основании. По мнению юристов, законопроект, поддержанный королевой и защитниками животных, отменить не удастся. Отныне охотники смогут лишь использовать приманки для животных и отстреливать их в ходе погони.
15 сентября, в день одобрения документа, страну сотрясли демонстрации и митинги протеста. Несколько человек ворвались в Парламент, и кто-то подбросил настоящую лису в зал заседания.
По словам пресс-секретаря Палаты, «неизвестно, откуда взялось животное в здании… Лисицу взяли под наблюдение сотрудники и накормили ее, прежде чем специалисты из Королевского общества защиты животных приехали за ней».
Члены «Сельского альянса» Великобритании — организации, выступающей в защиту охоты на лис, куда входят заводчики охотничьих собак, производители снаряжения для охоты и организаторы выездов, вступили в столкновение с полицией перед зданием Парламента. Около двадцати человек получили ранения и травмы. Они аргументируют свои действия тем, что закон оставит без работы тысячи людей.
В конце сентября эта же организация собрала многотысячный пикет в Брайтоне, где происходила ежегодная конференция партии Лейбористов.
Группа девушек-защитниц национальной забавы устроила заплыв топлес. Их не остановила даже ледяная вода.
27 октября около 40 молодых людей неистовствовали во время выступления лидера Палаты Общин Питера Хейна в Оксфордском университете и забросали политика яйцами.
Принятие закона бурно поддерживается со стороны природоохранных организаций.
Скандал разгорелся вокруг «Vauxhall» — английского отделения «Opel». Оказывается, компания на протяжении 6 лет бесплатно предоставляла автомобили «Frontera» и выделяла крупные суммы денег фирме «Countryside Foundation for Education». Эта крупнейшая в Англии организация, занимающаяся проведением охоты. Новость шокировала британскую общественность. «Зеленые» круглосуточно пикетировали здание штаб-квартиры «Vauxhall» и требовали «расплаты за 6 лет убийств».
Жалкие оправдания представителя компании о том, что «компания была введена в заблуждение — название той фирмы заставило нас думать, что мы тратим деньги на обучение» никого не убедили. Сотни покупателей заявили, что автомобили «Frontera» они больше никогда не купят.
Журналисты выдвигают предположения, что таким образом компания обеспечивала себе рекламу среди английской аристократии. Охота всегда считалась дорогим видом отдыха, поэтому поддержка влиятельных фигур была крайне выгодна для политики «Vauxhall».
Недавно невестке королевы, жене принца Эдварда Софи Райс-Джонс пришлось оправдываться за неудачный выбор головного убора во время поездки в Швейцарию. На лыжном курорте Сент-Мориц графиня Уэссекская купила шапочку из лисьего меха. «Графиня совершила этот поступок без намерения кого-нибудь обидеть», — говорится в пресс-релизе Букингемского дворца. Принц Чарльз и его сын Вильям, тем не менее, приняли участие в псовой охоте. Теперь Вильяму угрожают расправой фанатики из «Отряда возмездия за охоту». Охрану принца незамедлительно удвоили. В прошлом году участниками этого движения, а также «Фронта освобождения животных» был похищен провинившийся по их части кинематографист Грэм Холл. Первые буквы названия организации были выжжены каленым железом на его спине.
Между тем, несмотря на закон, 700 наездников прорысили через Мелтон-Моубрей графства Лестершир. Движение по центральной части города было остановлено. Толпа аплодировала грандиозной процессии. Прозвучал охотничий рог, и перед всадниками выступили несколько ораторов. «Сегодня начало конца запрета на лисью охоту» — пообещала Кейт Хой — бывший министр спорта, а ныне депутат Парламента от партии Лейбористов. «Вся эта история привела к кризису доверия. Мы перестали доверять правительству, национальным институтам и законам», — сказал Джон Джексон, председатель «Сельского альянса». По его словам, 18 февраля в 270 городах собрались десятки тысяч людей, чтобы продемонстрировать «несостоятельность закона».
В Уорвикшире, охотничьих угодьях, известных с 17 века, собрались 200 всадников и около 3000 зрителей. «Мы не намерены охотиться, — предупредил Саймон Джексон, смотритель охотничьего хозяйства. — Мы просто выгуливаем своих собак. Но если дорогу нам перебежит лисица, погони за ней не миновать». Действительно, гарцевание на лошадях никто не отменял. Однако, по новым правилам, загонять зверя могут только две собаки, а охотник обязан убить добычу выстрелом из ружья, не отдавая ее на растерзание псам. Представители «Сельского альянса» хладнокровно сообщают, что 20 февраля охотники убили 91 лису, не выходя за рамки закона. Хотя «некоторых животных терьеры загрызли еще в норах, нескольких застрелили охотники, а одна или две были случайно растерзаны собаками уже снаружи».
В тех местах, где собирались любители адреналинового развлечения, полицейских было немного, и следили они в основном за общественным порядком, а не за процессом охоты.
Главные противники аристократии — члены «Лиги против жестоких видов спорта» — считают это занятие варварским пережитком. Представитель организации Майк Хобдей сообщил, что они направили в охотничьи угодья 100 своих наблюдателей. Однако один из микроавтобусов с «инспекторами» подвергся нападению неизвестного джипа, который столкнул защитников в кювет.
Что же победит: сострадание к правам животных или жестокость, ставшая традицией?
«Необходимо дать людям адекватный срок, чтобы разобраться с собаками и переориентировать свой бизнес» — прокомментировал ситуацию министр сельского хозяйства Алун Майкл.
В связи с этим окончательное внедрение запрета может быть отложено до 31 июля 2006 года. Пэры же хотят ввести с 2007 года лицензирование данного вида бизнеса для тех, кто хочет продолжать им заниматься.
Пока что британцы могут упиваться своей кровожадностью. Дело в том, что в новом законе не прописана ответственность нарушителей. Генеральный прокурор Великобритании лорд Голдсмит еще только обещает разработать меры пресечения.