Сейчас и представить трудно, что были времена, когда детство, как период в жизни человека, отсутствовало. И не потому что не было детей, а потому что не было такого социального понятия, а самих детей называли маленькими людьми. И только в XVI веке произошло открытие, ничуть не уступавшее географическим и научным, — было открыто детство. Появился интерес к ребенку, специфическая детская одежда, обувь, книги, игрушки и многое другое. Но ведь до всех этих свершений маленькие люди как-то жили! Да, сильные выживали, слабые умирали. Острого горя данный факт у родителей не вызывал. Не до сентиментальностей было — бог дал, бог взял. Семьи состояли из 15-20 человек. У средневековой женщины не хватило бы физических сил смотреть и ухаживать за всеми своими чадами. Росли сами по себе. Носили ту же одежду, что и взрослые, только меньше размером, умирали от болезней, тонули в реках и гибли по недоразумению. В семь лет маленькие люди становились взрослыми. Тому было две причины. Первая, они уже могли говорить. Вторая, умели отличать плохое от доброго. Такой порог начала взрослой жизни установила церковь. Маленькие мужчины и маленькие женщины выходили на первую работу, в поле, как правило она становилась и последней. Жили в небольшой комнате с маленьким и узким окном. Это было не случайным, жилище рассматривалось не как дом, а как необходимый ночлег между работами. Да и каким оно могло быть? Четыре стены, выложенные из камня или глины, никаких тебе гостиных, спален. Все просто и примитивно. А чтобы просторы полей не начали наводить на мысль о свободе и роскоши, жилище было маленьким, тесным, подавляющим всякие благие мечты и фантазии. Так власть имущие проявляли заботу о своих крестьянах. Безусловно, дети купцов, банкиров, феодалов имели другое детство. Они жили в замках, у них была разнообразная еда, одежда, мальчики могли посещать школу и университеты. И тем не менее скороспелость взросления была обусловлена всеобщей безграмотностью. Надо сказать, что средневековое образование, не учитывало возрастных и психических различий детей и подростков. В те времена об этом ничего не знали. А маленьких женщин стремились как можно быстрее выдать замуж. Девочки— матери — норма средневекового общества.
Маленький человек, которому не повезло родиться в семье купца или феодала, просыпался с первыми лучами солнца, спать ложился с наступлением сумерек. Электричества тогда еще не придумали, а свечи были дорогими. Летом, рабочий день был длиннее, зимой — короче. Итак, из месяца в месяц, из года в год. Десять, двадцать, тридцать лет — и смерть. В чем же тогда заключалась функция родителей? Отца — зачать, матери — родить. Все остальные проблемы решались маленьким человеком самостоятельно. Например, детей никто не приучал к горшку, сексуальные забавы взрослых всегда на виду, основной и главной игрушкой были половые органы. Что чувствовал маленький человек, чем жил, чего боялся, о чем мечтал? Каким виделся ему мир, люди, родители? Все это так и останется для нас тайной за семью печатями. Пассивность и интровертированность средневекового общества уходит корнями в первые семь лет жизни ребенка. Забитая, тупая, не умеющая ни читать, ни писать, ни думать серая безликая масса, опутанная равнодушием к детям и себе подобным. В мире должны были произойти значительные перемены, чтобы взрослые, которые тоже когда-то были маленькими, заинтересовались своими детьми и их уникальным миром. Отчет начинается с живописи, когда стали изображать портреты умерших детей из знатных и королевских семей и убитых горем их родителей. Эпоха Возрождения подарила человечеству не только человека, но и детство.