В поэтической традиции Японии есть такое явление, как "хайку" — семнадцатисложные стихи. Гением сложения хайку был Басё. Вот некоторые из его стихов:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер!
Новая луна!
Столько ждал ее и вот —
В нынешнюю Ночь…
О, этот долгий путь.
Сгущается сумрак осенний —
И ни души кругом.
В пути я занемог.
И все бежит, кружит мой сон
По выжженным полям.
Обратите внимание, что в каждом хайку нас раскачивает из одной противоположности в другую. "В пути я занемог", — в этот момент мы концентрируемся на себе. В нас возникает множество чувств и ассоциаций, которые, конечно же, проходят вне нашего осознания. Они формируют совершенно особое внутреннее переживание.
Простым упоминанием выжженных полей Басе выбрасывает нас в другую противоположность, внутри возникают совсем отличные от предыдущих чувства и ассоциативные цепочки, которые формируют другое полярное переживание. Так создается тот самый контраст, который заставляет нас вибрировать внутри и переживать совершенно особые, глубокие чувства. Конечно, подбор образов и описание их играют здесь главную роль.
А вот отрывки из стихов наших поэтов:
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней, багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний все вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ.
А. С. Пушкин
Стоит, запрокинув горло,
И рот закусила в кровь.
А руку под грудь уперла —
Под левую — где любовь.
Горечь! Горечь! Вечный привкус
На губах твоих, о страсть.
Горечь! Горечь! Вечный искус —
Окончательное пасть.
Я от горечи — целую
Всех, кто молод и хорош.
Ты от горечи — другую
Ночью за руку берешь.
С хлебом ем, с водой глотаю
Горечь-горе, горечь-грусть.
Есть одна трава такая
На лугах твоих, о Русь!
М. Цветаева
Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.
С. Есенин
И никто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь —
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
С. Есенин
Как видите, в этих стихах мы тоже имеем дело с теми же самыми полярностями. Нас постоянно кидает из одной противоположности в другую, пробуждая целую бурю чувств. Да, чем гениальнее поэт, тем более мастерски он это делает.
Что еще особенного происходит, когда нас кидает из одной полярности в другую? Нам показывают одну противоположность, мы чувствуем и переживаем ее, затем мастер помещает нас в другую противоположность, и здесь мы также переживаем определенные чувства, эмоции, мысли — что следует за этим процессом? Что мы подсознательно делаем дальше?
Мы соприкасаемся с серединой! Когда мы познакомились с противоположными состояниями, внутри мы невольно выходим на середину! Любой гений, любой глубокий талант всегда идет Срединным, Золотым Путем. Он прекрасно знает, что это такое, поэтому с ним так легко идти. Он легко и без усилий дает возможность пережить то, ради чего люди вообще живут. Гармонию.
Если вы посмотрите на произведения гениев в любой сфере деятельности человека, не только в искусстве, вы всюду увидите, как они одним изящным жестом направляют вас в непередаваемую глубь, к золотой середине...
(с) Владимир Жикаренцев.
с удовольствием читала