Если в жизни человека отсутствует возможность применения его сил для совершения дела, которое он считает важным и значимым, то, безусловно, такая жизнь означает — катастрофу. О том много сказана различными авторами, как научными, так и художественными, этой теме посвящены произведения, сделавшиеся краеугольными камнями русской классики («Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Обломов» и т. д.). Если сравнивать нынешнее время со временами написания этих шедевров, то дело обстоит неизмеримо хуже — возможности самореализации сейчас отсутствуют практически совсем. Миллионы бессмысленных жизней сливаются в беспросветную жизнь целого поколения, и отсутствие индивидуальных жизненных целей связывается с отсутствием цели у всего народа. Результат чего — исчезновение жизненной силы, доходящее до потери инстинкта самосохранения. Нынешняя «сырьевая экономика» России — это не причина, а следствие этой болезни, но оно усугубляет ее течение. Русскому народу нет места в технологической цепочке «нефтяная скважина — трубопровод — мировой рынок» потому как в ней отсутствуют точки приложения для его духовных и телесных сил. И народ живет без общего смысла, а каждый его человек изо всех сил старается отыскать для своей жизни собственные, единичные смыслы. Кому-то это удается, но отнюдь не большинству.
Люди, остро ощущая отсутствие смысла в своей жизни, сперва мечутся, лихорадочно пытаясь его отыскать. Но когда это не удается, и тщетность всех усилий становится очевидной, то остается лишь два варианта дальнейшего существования. Первый — озлобление, стремление разрушить мир, отвергающий человека. Но никакого проекта лучшего будущего при этом не рождается, потому протест становится бессмысленным. Когда протестующих становится слишком много, больше критической массы, то происходит взрыв, разносящий бессмысленное общество в щепки. Но щепки после этого могут сложиться только в еще менее осмысленное общество. Как сказал один мыслитель, из руин сарая можно построить только лишь еще худший сарай.
Другой путь, который, кстати, отчаянно пропагандируется верхами непутевого общества — это смирение со своим отчуждением от мира, серое и бесцветное доживание отпущенных лет. Иногда все завершается быстрее — суицидом (в том числе — алкогольным или наркотическим), иногда переходит в психические заболевания (кстати, именно такую причину шизофрении указывал основатель аналитической психологии К.Г. Юнг). В любом случае, эта дорога станет безрадостной и унылой.
В первом случае энергия общества, которая могла бы быть истрачена на созидание, выбрасывается хлопком разрушительного взрыва. Во втором она рассеивается при медленном гниении. Но в обоих случаях она безвозвратно теряется. Русский народ имеет свою особенность — у него все максимально и все тотально. Поддерживать более-менее сносную жизнь и тихо ее проживать он не может. Русский человек либо стремится к гигантским, сверхмировым целям, либо с той же неистовостью пускает ту же энергию — на самоуничтожение.
Люди, не имеющие общей цели, по сути, становятся помехами для жизни друг друга. Бессмысленно толкаясь, они способствуют потери своих сил. Об этом сказано в нашумевшей в свое время, написанной не подписавшимся (по принципиальным соображениям) автором в книге «Проект Россия». Написано-то написано, но рецептов по излечению недуга — не дано, а всякая констатация факта болезни без предложения метода лечения в конечном счете работает только на дальнейшее усугубление недуга. Если уж умные люди не ведают, как исцелиться, то куда в этом вопросе нам, чьи соображения наверху общества и рассматривать даже никто не будет.
О необходимости постановки общенародной цели, достижение которой способно вобрать в себя все душевные и умственные силы народа, я уже говорил. Но сама по себе постановка цели едва ли способна что-либо изменить, она нуждается в «обвязке», связывающей ее со всей жизнью общества и народа, с каждым его человеком. В жизни человеку, как общественному существу, более всего требуется самореализация. Если не в профессии, то в увлечении, которое в конце концов признается всем обществом. Такая область деятельности, как рождение и воспитание детей — тоже возможный путь самореализации, и он не менее важен для народа, чем достижения в науке и искусствах, ибо люди, посвящающие себя ему, создают живое будущее. Которое — необходимое условие для всякого другого будущего, культурного, научного, технического и т. п.
Вопросов по обеспечению самореализации каждого члена общества — невероятно много, и, конечно, каждый из них как-то когда-то пытались решать. Но не преуспели в этом ни в Российской Империи, ни в СССР, ни, тем более, в современной России. Ибо отсутствовал единый подход к их решению, и, соответственно — не было ни желания решить эти вопросы до конца, ни настойчивости. Потому начнем мы именно с создания единого подхода.
Для разработки такого подхода требуется прежде всего определиться с тем, что является главным богатством России. И признать, что это — вовсе не содержимое ее недр, которое — суть продукт работы неподвластных нам природных сил, в наличии которого нет ни нашей вины ни нашей заслуги. При определенных условиях полезные ископаемые, конечно, могут быть источником нашего процветания, но при других обстоятельствах — могут и не быть, и даже могут стать препятствием для нашего счастья, нашим проклятием.
Если считать главным богатством то, что уже создано нашими предками к сегодняшнему дню, то и тут может быть потерян смысл. Ибо сделанное ранее может устаревать, ветшать, теряться и т. д.
Потому главное богатство русской земли — это ее коренные народы, и прежде всего — народ русский. Только людскими усилиями создается будущее, лишь люди могут быть хозяевами наследия своих предков, которое, кстати, включает и содержимое земных недр. И это богатство требует наиболее бережного к себе отношения. Напрасно растраченные, навсегда потерянные силы даже одного-единственного человека уже никогда не вернуть и ничем не возместить. Что уж тогда говорить о потере сил целых поколений?! Непутевое расходование народной энергии в конце концов приводит народ к гибели, и тогда уже не суть важно, кому достанутся плоды его былых поколений (меня, к примеру, мало волнует, кому достанется сибирская нефть, американцам или китайцам, в том случае, если исчезнет с лица Земли русский народ).
Народ — это главный ресурс, из которого строится его же будущее. И обращение с собой он требует куда более тонкого и бережного, чем все прочие, неживые, ресурсы. Эта бережливость предполагает заботливое обращение и с культурным наследием, и с национальной традицией. Но этот проект мы посвящаем сбережению и наиболее полезному применению людской силы, душевной и умственной энергии людей.
Увы, очень часто основательно портит свою жизнь и пускает свои силы на ветер — сам человек, даже без чьей-то внешней злой воли. Ибо ему чрезвычайно тяжело определить для себя подходящую область действия, которой можно отдать все силы своей души и своего разума. На выбор сильно влияют мнение окружающих, представление о «престижности» того или иного рода занятий, наконец — географические факторы, столь актуальные для нашей огромной страны. В итоге выбор чаще всего оказывается неудачным, дело не ладится и осыпается проклятьями, которые закономерно переходят в результат труда, делая его гарантированно неудачным. Крайняя ненависть, как и крайняя любовь — неотъемлемое свойство русского человека, и только русский способен испортить свою работу (и свою жизнь) до полной безнадежности.
Самый тупиковый (но, вместе с тем — наиболее распространенный) путь выбора себе рода деятельности — это соображения «престижа», который в условиях рыночного диктата связан исключительно с денежным вознаграждением работы. Размер же этого вознаграждения зависит исключительно от «танцев» мирового рынка, и потому способен внезапно расти до непомерно высокого или снижаться до ничтожно малого. Следование за этими тенденциями мгновенно обесценивает и образование, и накопленный опыт, которые, разумеется, не могут появляться и исчезать внезапно. Результатом же становится гарантированно некачественная и непродуктивная работа не отдельных людей, а всего народа в целом. Потому жизненно необходимо создать условия, при которых оцениваться будет не сам род деятельности как таковой, а мастерство в нем. Само понятие «престижность» в отношении труда должно исчезнуть, как в Средневековье ремесленные цеха были равны друг другу, различалось лишь положение ремесленника внутри самого цеха (ученик, подмастерье, мастер, великий мастер).
Вопрос с преодолением географического фактора может быть решен более-менее равномерным распространением высокотехнологичных производств по всему пространству России. Ибо эти производства не привязаны к источникам природных ресурсов. Эту тему я обсуждал в статье, посвященной возрождению малых городов.
Остается устранить из общества тяжелую, неквалифицированную работу, обладающую абсолютной непривлекательностью. Использование в такой работе неквалифицированных иностранных рабочих по многим причинам недопустимо и даже опасно (о чем сказано многими авторами, в том числе и мной). Потому единственный выход — комплексная автоматизация всех отраслей народного хозяйства, включая не только промышленность, но и строительство, и сельское хозяйство, и транспорт. Развитие техники к настоящему времени позволило создать основные элементы для создания техники, замещающей человека во всех малоквалифицированных трудовых процессах. Осталось лишь скомпоновать эти элементы под конкретные задачи и воплотить их в специализированные технические системы. Технические идеи, обеспечивающие этот проект, может дать система Всенародного Мозгового Штурма, разработанная нами.
Но для этого необходимо, чтобы задача замещения людей техникой в выполнении тяжелой и неквалифицированной работы стала — стратегической. А для этого требуется то, о чем я говорил выше — признание главной ценностью русской земли ее народов, в первую очередь — русского. Решение этой задачи на первых порах, конечно, обернется значительными материальными затратами, но со временем их с лихвой окупит высвободившаяся творческая энергия людей, ныне запертых на «нижних этажах» технологических цепочек. Одновременно мы уничтожим экономическую нишу, в которой ныне обитают инородцы, главным образом — выходцы из Средней Азии, и таким образом решим и этническую проблему.
Отдельно следует сказать о женском труде. Разумеется, мы не предлагаем ограничивать женщин в возможности самореализации. Но в настоящее время большинство работ, на которых заняты преимущественно женщины, по своей сути являются тотально бессмысленными и бесполезными. Их назначение — поддержание сложившейся к сегодняшнему дню в России гипербюрократической системы, которая не может самосохраняться без большого штата низкооплачиваемых функционеров. Не принося никакой самореализации, этот род деятельности отнимает огромное количество сил от дома, от семьи, где бесполезно растрачиваемая энергия могла бы принести много больше пользы. Ибо, если рассматривать главной ценностью страны ее народ, то рождение и воспитание детей, безусловно, не может не быть важнейшим из занятий. Потому и такая деятельность должна быть признана — важнейшей. Исходя из этого необходимо для каждой семьи создать условия, позволяющие женщине не работать на бессмысленных. Скорее — общественно-вредных, чем общественно-полезных работах. Доход отца семейства должен обеспечивать безбедную жизнь всей семьи, включающей как минимум жену и троих детей (напомню, что такое требование всегда включали в себя программы всех праворадикальных движений). Если женщина все-таки желает отдавать свои силы любимому делу вне семьи, дающему ей самореализацию, она, несомненно, должна иметь такую возможность.
Итак, при помощи организационных и технологических мероприятий мы более-менее уравняли все направления полезных для народа и общества приложений людских сил и талантов по их «престижу». Неквалифицированные, не дающие самореализации виды деятельности мы вовсе убрали из общества и сняли вопрос о том, кому ими заниматься. Теперь нам осталось лишь создать условия для того, чтобы каждый человек занимался тем делом, которым он способен заниматься, которое принесет ему самореализацию и внутреннее удовлетворение. Ошибки в выборе жизненного пути здесь обходятся очень дорого и потому требуется создать наиболее эффективную систему по консультированию людей в отношении выбираемых родов занятий.
Существовавшая в СССР наука с несколько неуклюжим названием — профориентология еще в 80-е годы смогла разработать наборы психологических требований ко всем основным профессиям, получившие наименование — профориентограммы. Дело осталось за малым — найти метод оценки личностных качеств человека и совместить полученную информацию с предъявляемыми требованиями, что в эпоху информационных технологий сделать не сложно. Так для каждого человека с наибольшей точностью может быть подобран наиболее для него продуктивный род занятий. Проводить подобное обследование лучше всего в тот момент, когда делается первый выбор в этом направлении — в позднем детстве или в ранней молодости.
Остался лишь вопрос по определению личностных качеств. Старые методики психологического тестирования «грешили» большим количеством вопросов «в лоб», на которые опрашиваемый по разным причинам мог дать заведомо ложный ответ. Они не имели обратной связи, позволяющей оценить психоэмоциональную реакцию обследуемого на тот или иной вопрос (или утверждение), которая может иметь много большее значение, чем сам ответ. Подлинный прорыв произошел с изобретением Игорем Смирновым психосемантического резонатора. Эта система позволяет с большой детализацией оценить личностные качества консультируемого, и остается лишь сопоставить их с профориентограммами, что может быть сделано при помощи прикладных программ. Остаются лишь технические вопросы — постановка методики «на поток», создание центров профессионально-психологического консультирования, оснащенных психосемантическими резонаторами Смирнова и имеющие специалистов, способных с ними работать. В дальнейшем такие центры, обследуя всех желающих и выдавая им рекомендации, накопят достаточный опыт, с помощью которого будет возможно довести систему до полного совершенства, до гарантированного попадания «в яблочко» при каждом исследовании. В идеале такие консультации должны стать общедоступными.
Люди, получившие квалифицированное заключение о своих способностях и возможных перспективных направлениях деятельности уже не будут недифференцированными «трудовыми ресурсами», человеческим материалом для рынка труда. Они получат основание для того, чтобы требовать от общества условий для самореализации. В итоге уже не людям придется приспосабливать свою жизнь к постоянно меняющимся условиям рынка труда, а наоборот — рынку труда (а вместе с ним — и всей экономике) подстраиваться под имеющиеся в обществе способности и таланты. Точно так же, как сейчас нефтяная промышленность подстраивается под разведанные месторождения нефти, а гидроэнергетика — под полноводные реки с достаточным перепадом высот между истоком и устьем, что, кстати, выглядит вполне естественно. Зато польза делу от людей, работающих с полной отдачей, будет несоизмеримо выше, и все затраты будут многократно возвращены. К тому же в данном случае мы придем к тому, о чем давным-давно мечтаем — не люди для работы, но работа для людей. Так мы обеспечим бережное и рачительное обращение с самым ценным из всех ресурсов — людьми.
В настоящее время экономика не заинтересована в появлении людей, имеющих профессиональное самоосознание. Причина тому — ее построение не на принципах качества, а на принципах количества, неприязнь к совершению технологических прорывов. Для постоянства своего существования ей требуется большое количество среднеквалифицированных работников, еще больше — не квалифицированных и еще какое-то количество вовсе безработных (хотя вред безработицы был доказан еще Дж. Кейнси). А постоянство воспринимается ею чуть ли не как главная ценность. Результат — невообразимое количество сломанных, прошедших впустую жизней, загубленных талантов, непризнанных дарований. Причем, повторю, все это — не «побочные продукты» нынешней экономики, не результат ее ошибок, но — неотъемлемое свойство, которое может уйти лишь с уходом самой существующей хозяйственной системы.
Конечно, систему можно менять сверху, о чем я писал с самого начала. То есть сначала создавать подходящие условия для хозяйственной системы будущего, исключая неквалифицированный труд и по-новому размещая высокотехнологичные производства, заодно реконструируя малые города в соответствии с их интересами. Потом при помощи организационных мероприятий создавать равенство профессий по их «престижу», и только после всех этих работ создавать систему профессионального консультирования. Разумеется, на такой труд уйдут годы, что будет означать еще одно потерянное поколение.
Но возможен и путь «снизу». Когда создание системы профессионального психологического консультирования будет как раз — началом. С ее помощью в людях можно пробудить профессиональное самосознание, которое в современных условиях может сыграть ту же роль, которую в коммунистических революциях играло пресловутое «классовое сознание». Человек, осознающий свои способности, вряд ли смирится с существующим положением дел в экономике, и когда таких людей сделается достаточно много, то ей уже волей-неволей придется подстраиваться под них, а не наоборот.
Так в обществе будет установлена еще одна обратная связь. Связь между человеческими талантами и способностями с развитием экономики и переходом ее к новому, ориентированному на людей и на народ, а не на прибыль, строю. К той хозяйственной системе, которая в качестве главного своего богатства воспринимает не природные ресурсы, но — сам народ. Которую я бы с полным на то основанием назвал — народной экономикой.
Андрей Емельянов-Хальген
2015 год