Бессарабец
— Рассаживайтесь плотнее друг к другу, чтобы все уместились. Ты, Маня, чего стоишь? К Жоре присесть не хочешь, пристает? Мунтяну сядет тогда рядом, нормально? Арчил, я просил не мешать нам часа два. Кто, говоришь, пришла? Вера Холодная, киношница? Конечно, знаем вас, вы же красавицей с афиш на нас смотрите. В жизни намного прекраснее выглядите, сударыня. Но сейчас, извините, мы заняты очень...
Вера Холодная: — На съемки фильма сюда приехали, «цыганку Аза» снимаем, поэтому у Кармелиты сидела с цыганами, вас приметила. По Одессе вас помню, когда вы просили со сцены в театре оказать помощь молдаванам после засухи. Очень прошу вас, Григорий кажется зовут вас, на вашем собрании посидеть, любопытно, я же актриса. Ну, позвольте, пожалуйста!
— Что ж, сидите, только нам, братцы, придется поприличнее себя вести, поняли? Что, давно не виделись, братцы, говорите? Очень давно. Не мог приехать раньше, мешали обстоятельства. Командующий фронтом Брусилов помиловал, жив, видите, остался. Повесить хотели. Это все позади, вернулся, вот, жизнь продолжается. Отец Павел, церковник наш верный, зачитай список ушедших друзей, что за два года потеряли. Помянем их добрым словом, семьям поможем. Шесть, говоришь христиан и пять иудеев? От болезни и нищеты, главным образом, понятно… А жиды в погроме?.. Понял, что евреев имеешь ввиду. Говори, батюшка, далее.
Павел: — У Кузьмы Балуна хата по недосмотру сгорела, восстановили маленько, крышу бы надо обновить, деньжат дать. Ициковичам помогли с ремонтом, разрушили все, Моисей с ножницами на погромщиков полез, двоих ранил. Его изничтожили бандиты, корову еще зарезали, шесть детишек осталось. Что, что, да второй год собираем копейки, чтоб скотину пострадавшим купить, голодают, конечно, сироты Моисея... Долговую записку Миирчи Шелару собираемся выкупить, его выселяют... Что, Григорий, можешь покрыть всю сумму, чтоб дырки залатать? Спасибо тебе большое, завтра все сделаем. Благослови тебя, Господи, за дела твои... Нет, Маня, о тебе апосля скажу.
Корчмарь Арчил: — Смочить горло надо бы, налили все? Хорошо. И вы уважаемая? Будь здоров, атаман, с возвращением, и Норок (успеха молд). Сам давил вино, Гриша, нашего винограда…
В. Холодная: — Мне можно! Могла бы тоже деньгами помочь... С батюшкой Павлом пообщаться советуете, все дырки бедняков знает? Учту. А вино кислое, господа, тьфу.
— Вино хорошее, мадам, бессарабское, натуральное, вам непривычное. Бессарабское, сказал, родное. Чуть отвлекусь, чтоб прекрасной гостье и новичкам пояснить нашу сущность в двух словах. Землю между двух рек — Днестром и Прутом — Бессарабией именуют, клочок земли сей футболят давно три державы: Турция, Румыния и Россия. На территории Бессарабии бои часто проходили, опустошили ее сообща, забросили при турках в XV в. Некий чудак, воевода румынский, за бесценок земли эти приобрел, решил обустроиться, земли-то хорошие. Бассарабом его звали, говорят. Решил вольное общество создать миролюбцев, земли задарма дарил. Потянулся народ со всех концов — русские, поляки, евреи, хохлы, цыгане вот, правда, Арчил? Державы не дали мирно жить им, опять захватывать стали, сейчас мы российские, бог с ними. Народ же один сформировался — бессарабский, правильно говорю, батюшка? Себя, польского шляхтича, бессарабцем считаю, как и всех моих земляков разнолицых, разноязычных. Слышали, наверное, про революционное бурление в России? Царству господ скоро конец придет, как только большевики... Сотрудничаю с ними, помогаю, обещают нам автономию самостоятельную в перспективе. Виноград, яблоки, орехи всей стране поставим, сады вырастим, я же агроном хороший, грамотный. Пока же экспроприацией по-прежнему будем заниматься, у богатеньких излишки изымем, чтоб беднякам помочь выжить. Не нравится грабеж наш славной даме, здесь сидящей, не гуманно это, наверное? Простите, нас вынуждают... Что, Арчил, какие еще гости? За госпожой Холодной приехал из Одессы полковник Инсоров, как доложился. Моня, скрипку настрой, играем, веселее, мы гуляем. Налили...
— Позвольте пройти, что вы меня держите? Здравствуйте, Вера Васильевна, меня за вами губернатор Алмазов послал. Тьфу, какое мрачное заведение, отродясь такого не видел. Скрипач, говорите от бога, и песни цыган? Полковник Инсаров Петр, рад познакомиться, помещик Левандовский, значит вы, друг госпожи Холодной? Спецвагоном губернатора за вами послан для проведения благотворительного вечера в оперном, в помощь раненным, славным русским воинам. За три часа доберемся, думаю, и назад на съемки утречком. Согласны, значит? На сборы часик просите? Отлично. Кельнера мне…
*
В районе трех часов дня в поезд, стоящий на парах, погрузили три солидных сундучка с одеждой актрисы. Кармелита с двумя братанами также взобрались в вагон, а господин Левандовский колебался, долго упирался с поездкой, но уступил даме. Путь был недолгим при зеленых светофорах и теплой компании в салоне актрисы, где Левандовский вовсю старался по части развлечений, и ему это удалось, было весело... В Одессе прибывших ожидали уже, тепло встретили, в театр прямо повезли, где все афишами знаменитой кинозвезды было обклеено, встречающих полно.
!916 год, Одесса, шла война. Город был переполнен мужчинами в шинелях, на каждом шагу госпитали для множества раненных после июньского прорыва на фронте. В разговорах и в газетах велись главным образом рассуждения о притеснении москалинов в Галиции, о судебном процессе над руководителем русской народной партии, об отсутствии свободы слова в Австрии, Германии и Венгрии. Целые поезда загружались продуктами для нуждающихся Галиции и Буковины. Сильно проклинали режимы Австро-Венгрии и Германии. Полтора миллиона убитыми немецкая коалиция потеряла в результате брусиловского прорыва, русские лишь полмиллиона похоронили. О раненых молчу, они всюду были, поэтому город жизнерадостность поубавил, веселые заведения закрыли, жизнью военной жил.
Благотворительный вечер в оперном театре всколыхнул город, люди устали от войны, немного праздничного захотелось. Театр был переполнен до отказа желающими, несмотря на дорогие билеты. Администрация города тут же сидела. Дамы сверхмодно одетые привлекали внимание, улыбались вовсю, забыв плохое. Веру Холодную громкими аплодисментами встретили, цветы преподнесли, губернатор ей ручку поцеловал за согласие участвовать в концерте, комплиментами одарил. Она действительно звездой смотрелась на сцене.
Немного о себе поведала актриса, о родной Полтаве, о родителях и о встрече с кино рассказала, о Вертинском, который ей помог. О съемках популярных фильмов рассказала со своим участием, о коллегах. Затем декламировала стихи Есенина, Багрицкого, Белого, романсы душевно исполняла, пела и зажигательно плясала с Кармелитой и братанами под цыганские мотивы. Зал рукоплескал звезде кино неистово. После концерта в ресторане гостиницы «Континенталь» администрация губернатора города организовала благодарный ужин в честь актрисы. За столом было много военных с наградами на груди, военный атташе Франции корзину цветов Вере преподнес, ручку целовал. Одним словом, за нашу героиню пили, комплименты дарили, чуточку заигрывали. Рядом сидящий губернатор Гришин-Алмазов невзначай уже несколько раз дружеское расположение проявлял к соседке пожиманием ее ручек.
В самый разгар веселья, ближе к полуночи, к губернатору полицмейстер озабоченный подошел и сообщил об ограблении банка, добавив, что сумма крупная и драгоценностей много. Охрана была усиленная, но их пакетом отвлекли и связали, живы они, но молчат. Конечно, это Котовский, его почерк. Город прочесывают, поймают. Перед дамой извинились, сославшись на дела неотложные. Наша Вера Васильевна своего попутчика на концерте видела, цветы ей преподнес. Но это до цыган, потом как-то затерялся в публике. Полковник Инсаров галантно проводил актрису до ее номера люкс на втором этаже, еще раз повинился и пообещал поезд организовать к девяти утра для поездки на съемки в Цинцарены.
Номер в гостинице был роскошным и просторным, все в нем было. Но она, выждав некоторое время, по коридору к восьмой комнате подошла, постучалась. Никого. К себе вернулась, балкон открыла, а там стрельба, окрики, свист. Из-за угла знакомая фигура промелькнула, по ступенькам быстро в отель вбежала, за ним двое преследователей с окриками. Наша милейшая дама дверь входную на всю открыла и перехватила беглеца, закрыв прочно засов. Через несколько минут, когда полиция постучала, актриса сонным голосом спросила: «Кто там?» На настойчивые стуки полураздетая женщина двери открыла, впустила ищеек и шум подняла:
— Неужто власть в постели Веры Холодной бандитов собирается искать? Дожили. Стасик, проснись пожалуйста, документы предъяви полиции, кого-то ищут. Как не надо вам паспорта? Извиняетесь, и больше не придете? И на том спасибо… Гриша, обувь и штаны снимите. Вот это да, попала...
— Вы талантливая женщина, спасибо вам. В отряд свой по экспроприации готов вас зачислить, проверку прошли. Но главное усмотрел я: они прекрасны, ножки ваши, я в восторге. Могу и убраться, коль гоните. Слово чести даю, что приставать к вам не буду. Вот и хорошо, что верите, тогда можно мне на диване устроиться? Спокойной ночи, Верочка.
— Гриша, спите? От чего, не поняла? Стукнулись где-то, не помните как, лежать больно? Так, рубашку задерите, выше. Вижу синяк крупный. Потрогать можно? Тепло, говорите, лучше от моей руки? Рядом чуть посижу, хорошо! Не смотрите так. Руки чего так откинули, сдерживаете их, ко мне хотят, значит. Хитрый вы. А руки ваши прилично вести себя умеют? Честное слово даете. Нет этого нельзя, Гриша, синяк же. Слабая я женщина… Никто не поверит, что Котовский рядом, трогаю его, живой, мой на миг. Сама знаю про привлекательность свою, потому киношничаю, с экрана улыбаюсь, плачу. Думаю, что мои фильмы добро несут людям, чуть радости и улыбку. Мужчины, сидящие в зале, в основном из бедняцкой среды, надеются встретить прелестную девушку, как героиня моя, которая его красиво полюбит, просто за так. Гриша, все спросить хочу, не решаюсь, как на опасное... ограбление идешь, экcпроприацию, как ты говоришь? Тебя же поймать могут, пристрелить, убить, в конце концов. Что? Поспать немного хочешь? Конечно, синяк ручкой пригрею, поспи немного, тихо полежу рядом.
Ранним утром кавалер физзарядку сделал, холодный душ принял, побрился, парик на голову пристроил с роскошной прической. Тогда лишь дама ротик тихо открыла
— Гриша, чуть отвернись, стесняюсь днем, ночью другое дело. Хорошо выглядишь. Нам стучат… Кто там? Доброе утро, Петр Иванович, я почти готова!.. Господин Левандовский, с утра пораньше заявился, заскучал без меня. Бутылка вчерашняя, хозяин гостиницы преподнес. Налейте и мне коньячка. Хватит. Ах, тут еще конфеты есть, спасибо.
Полковник Инсаров сопроводил наших героев и носильщиков с телегой до самого вагона, стоящего на запасном пути. Их никто не остановил, документов не проверил, Инсарова все знали. Полицейских же и солдат было полно на вокзале, бандитов, говорили, не всех еще выловили, ищут. Похищенные деньги и драгоценности в городе прячут налетчики, дороги же все заблокированы полицией, не вывезти, зря старались.
Цыгане в своем купе вагона уж находились, сидели в ожидании. Вот и носильщики сундучки с нарядами актрисы в вагон загрузили, Григорий им на чай дал, попрощались тепло с провожающими и поезд тронулся. Во время легкого завтрака в буфете вагона проводник сообщил, что следующая станция будет Раздельная, где можно багаж перегрузить на Москву, как просили. Выждав ухода проводника и прикрыв двери, Котовский к актрисе приблизился и тихо сообщил, что за ее сундучками люди на станции Раздельная придут, от большевиков, Сандро их знает. В сундуках вся банковская добыча, тряпки Кармелита у себя спрятала. Революции до зарезу нужны деньги. «Так что, Верочка Васильевна, будьте в курсе — вам за соучастие лет десять светит каторги. Без риска никак нельзя, на то и революция. Общество равных будем строить, власть народную обещают, справедливую. Не знаю, когда начнется, но скоро, думаю, народ созрел. Многие пострадают в борьбе за будущее, шишки набьют, синяки заработают. Тогда и приедете ко мне, говорите, лечить ручкой, как давеча? Всегда рад буду видеть вас в маленькой Бессарабии, прекрасной и родной. До встречи, Верочка, в Бендерах вас покидаю, дела, спасибо за крестик. Авось свидимся.
P.S.
Г. Котовский в гражданскую проявил себя, как смелый борец за светлое будущее, лихо сражался с врагами, командуя дивизией, корпусом. Награжден был тремя орденами Красной звезды, личным оружием. М.Фрунзе высоко ценил его мужество, отвагу. Автономную молдавскую республику пробил, пытался жизнь наладить. Его всюду, как героя встречали, но атаманское прошлое, где не все соратники в люди вышли, давало о себе знать. В 1925 году Г.И. Котовский был убит при загадочных обстоятельствах представителем криминального мира, бывшим налетчиком. Следствие по факту убийства раскрыто не было, в прошлом случалось такое. И.Сталин также тепло отозвался о нашем герое, рядом сражались с деникинцами. Так оборвалась жизнь джентльмена-разбойника, как его называли, бессарабским же Дубровским себя почитал он.
Что касается В. Холодной, то она после описанных событий на развод подала, не объяснив ничего мужу, в работу окунулась, несмотря на революцию, чаще о событиях в стране почитывать стала. Как-то вина две бутылки купила бессарабского разлива и ждала, очень даже. Порой на балкон выходила, а там тишина — ни стрельбы, ни погони, ничего как тогда… Весной 1919 года Одессу печальная весть посетила — скоропостижно скончалась В.Холодная от эпидемии вирусного гриппа. Весь город с аплодисментами провожал в последний путь звезду немого кино и замечательную женщину.
Что вы ерзаете, надоели герои из прошлого? Увы, сегодняшних не вижу, зрение плохое.