Автор "Мастера и Маргариты" с большой долей вероятности писал
главных героев с себя и своей 3-й жены Шиловской Елены Сергеевны.
И хотя роль Мастера в произведении по сути "проходная" (нет актив —
ных поступков, динамичных действий), а сам герой скорее "течёт по
течению", тем не менее назвать его-себя "Мастером" Булгаков имел
все основания. Посмотрите перечень его произведений. Несмотря
на все их достоинства Булгакова "укатали в асфальт" небытия более
чем на четверть века. Это если считать от 1940 года. И лишь при
достославном правлении большого любителя орденов, медалей и
охоты, а также крупного писателя тов. Л.И.Брежнева изволили разре —
шить печатать, ставить и снимать. Вероятно окончательно наступила
"оттепель" и пришло время реабилитированных "всходов".
С 1968 по 2012 гг. только экранизированы (причём многократно)
и в России (СССР) и за пределами такие пьесы и романы как:
"Мастер и Маргарита", "Бег", "Иван Васильевич", "Собачье сердце",
"Дни Турбиных", "Роковые яйца", "Записки юного врача", "Красный
остров", "Театральный роман" и др. А не так давно пришла весть о том,
что Голивуд собирается снимать "Мастера".
Замечено, что у нас признание авторов приходит после их успеха за
"бугром". Ярчайшим примером того является случай с Э.Хилем,
казалось бы навеки "похороненным" Российской эстрадой и ТV.
Стоило американцам реанимировать один из его хитов, как тут же
вытащили несчастного, отряхнули пыль и тальк и дали пару раз перед
Смертью показаться в эфире.
Но ещё и ещё раз вернёмся к Булгакову. Итак :
1. Выходец из явно не пролетарской, чужеродной среды;
2. Явно не симпатизировал революционным движениям ни до,
ни после революций 17-го года;
3. Служил в армиях Украинских самостийных, а затем и в Белогвар —
дейских войсках;
4. С ранних повестей иронизировал и саркастически высмеивал, выс —
тавлял в далеко не лучшем свете новых хозяев новой жизни,
похваливал старорежимный уклад, ностальгируя по нему.
Как Булгакову удалось избежать судьбы миллионов (ареста, заклю —
чения в Гулаг, поражения в правах, отправки на принудительные ра —
боты и пр.), не понятно. Многие сгинули всуе и за куда
меньшие "прогрешения". Слабым оправданием "органов" по этому
делу может быть "слабость" Отца Народов к его творчеству. Как —
никак посещение пьесы "Дни Турбиных" (где в заключение господа
офицеры изволят петь :-"… и за Совет Народных Комиссаров…") 14
(четырнадцать) раз о чём-то говорит. О чём-то призрачном, через
чур сентиментальном и … маловероятном. Правда тов. Сталин и сам
был не чужд мук творчества. И Он прекрасно понимал как надо тра —
вить и держать в "узде" "гнилую" интеллигенцию. Поэтому ни званий,
ни регалий, ни наград. Ни "красный", ни "белый". Ни в Рай — "Свет"
(в сонм признанных пролетарских писателей), ни в Ад лагерей и тю —
рем, а на "покой" (в Чистилище). Именно туда его определили Власти,
и туда же Булгаков отправил Мастера.