Увидеть необыкновенное собрались все. Люди заполнили пространство перед стеной и молча смотрели на изображение. Они не находили слов для определения увиденного.
Первым нарушил молчание угрюмый бородач. — Никогда не видел ничего такого.
— Я бы не поверил, если мне сказали, что такое возможно. — Сказал его сосед.
— Я знаю, кто здесь изображён. — Громко сказал юноша, стоявший у стены слева.
— Кто? — Головы людей повернулись к нему.
— Это молодая жена автора. Она стоит рядом с ним. Посмотрите, какое сходство с изображением!
Люди зашумели, заговорили. — Да, да. Как, похоже. Как ему это удалось? Никто никогда такого не делал.
К стене с изображением подошёл сурового вида старик с глубокими морщинами на лице и длинной бородой. Он поднял руку, и воцарилась тишина.
— Наши отцы, предки умели многое, что нужно для общей пользы. То, что мы видим — он указал рукой на стену, — не накормит, не защитит. Но оно даст бОльшее — наши потомки смогу увидеть, какими были мы. Среди нас нашёлся единственный, кто сумел изобразить человека. Большая привязанность к своей жене, желание подарить ей что-то необычное, родили в нём неведомую силу создания чуда. Молодая женщина с цветком в руке будет неповторимым вечным памятником на все века. И такому творению дадут своё имя.
— Какое?
— Возможно, оно будет называться шедевр! — Торжественно произнёс вождь.
Группа людей поднималась по склону горы вверх. Экскурсовод шла впереди, изредка оглядываясь на немногочисленную группу. Сделав несколько остановок, чтобы отдышаться и дождаться отстающих, они остановились у цели своего восхождения. Когда последний из группы подошёл к входу в пещеру, девушка экскурсовод включила фонарь и пошла внутрь.
— Будьте осторожны, проход невысокий. — Всего через несколько шагов открылась довольно просторная пещера. Мощный фонарь в руках экскурсовода прошёлся по стенам и потолку пещеры, давая возможность оценить внутреннее пространство. Экскурсанты, которые захватили с собой фонари, помогли дополнительно осветить пещеру. Наконец, все лучи света остановились на противоположной от входа стене пещеры. На ней было то, ради чего пришли сюда люди.
— Перед нами наскальное изображение человека каменного века. — Отработанно начала излагать информацию девушка. — Датируется между пятисотым и восьмисотым тысячелетиями до нашей эры.
— Почему такой большой временной разброс? И, разве могли быть тогда люди?
— Рисунок сделал человек, это несомненно. В углу пещеры, когда её впервые обнаружили, лежали кости животных. Причём, разных. По характеру их расположения, исследователи пришли к выводу, что это не останки жертв хищников. По их мнению, пищу для себя приносил древний художник, который работал над изображением. Железного инструмента в те времена не было, и рубить камень приходилось тоже камнем. Требовалось много усилий и времени на это. Среди найденных костей оказались принадлежащие животным, которые существовали до полумиллиона лет назад и раньше. Они стали единственной привязкой по времени, потому что ничего больше здесь найдено не было.
— В пещере никто не жил?
— Следов обитания или какой-то деятельности человека здесь не обнаружено.
— Получается, что её использовали как художественную студию? И всего лишь раз?
— Можно и так предполагать.
— Неведомый художник в немыслимо доисторические времена убегал из племени, не страшась подстерегающих вокруг опасностей, взбирался на гору, чтобы выбить в камне желанный образ? Интересно, что им двигало?
— Может, наказание отрабатывал?
— Наказание в те времена, скорее всего, было связано с определённой пользой — добыть мяса или другой пиши для соплеменников.
— Я считаю, что это первое проявление творчества. Начало зарождения в человеке того, что теперь называется искусством. А что думают учёные?
— Единого мнения относительно времени создания рисунка нет, слишком мало фактов. Кого изобразил древний человек, можно лишь предполагать. Возможно, своего соплеменника.
— Или соплеменницу. Чёрточки над головой — это волосы. Этим художник хотел показать, что изобразил женщину.
— Тогда что она держит в руке?
— Каменный нож для разделки мяса, или скребок для обработки шкур убитых животных.
— Я считаю, что художник изобразил себя с резцом в руке.
— Тоже подходит, как вариант.
— А может, у него было хорошее настроение, и он просто выбил на стене изображение человека.
— Каменный век! А вы говорите о творческом порыве. Откуда он тогда мог быть? Примитивные чёрточки и палочки. Скажите ещё, что это искусство!
— Нас от них отделяют тысячелетия развития. Мы едим не сырое, а нежно приготовленное мясо, можем кистью и красками изобразить тончайшие формы. А для людей тех далёких времён рисунок из, как вы говорите, палочек мог восприниматься невероятным, неповторимым достижением.
— Тогда имя ему — шедевр!