Top.Mail.Ru

Алексей АйвенгоЯсень...

Проза / Рассказы19-11-2010 13:06
Ясень.

Раннее детство он помнил плохо. Да и не любил он вспоминать, но воспоминания, как бродячие собаки, так и льнули к нему. Сначала, кажется, была темнота. И в этой темноте была тайна и ожидание чего-то чудесного, волшебного и ещё — смутная тревога, которая нарастала день ото дня. А потом, неожиданно — яркий белый свет, целое море белого света. Его охватило ужасное волнение и чувство безграничной радости. Он попал в какой-то волшебный чудесный мир, и этот мир был так добр к нему с самой первой минуты! И каждый день стал необыкновенным приключением.

Старый Ясень вздохнул, и чуть пошевелил кончиками мокрых ветвей, — с них на асфальт посыпались тяжёлые холодные капли. Со вчерашнего вечера шёл дождь. Было промозгло и неуютно. Обычное дело, октябрь, — он другого и не ждал. Из подъезда ближайшего дома вышел пожилой человек, вскинул руку и выстрелил чёрным зонтом в дождь. Проходя мимо старого Ясеня, он приветливо улыбнулся, и сказал, вернее подумал: «Привет!».

Привет, — прошелестел Ясень. Он хорошо знал этого человека, они познакомились, когда оба были маленькими.

Это было очень давно. Кажется, тоже стоял октябрь. Было холодно, с утра дул порывистый северный ветер. Маленький Ясень встречал свою первую осень, и ему казалось, что ничего хуже быть не может. Солнца он не видел уже несколько дней, по небу ползли, и ползли тяжёлые серые тучи, часто шёл дождь. Казалось, что деревья вокруг заболели какой-то красивой, но ужасной болезнью и теперь умирают одно за другим. Но высокий сильный тополь сказал, что это не так. Когда очередной порыв ветра сорвал с этого могучего дерева целую охапку листьев и погнал их вдоль по тротуару, маленький Ясень услышал его слова: «Не бойся, малыш, всё будет хорошо. Это просто осень, потом будет зима, и мы будем спать, или почти спать. Будет холодно, грустно и очень тоскливо. Будет больно и страшно, и ты будешь думать, что это смерть, но, поверь мне, всё пройдёт и наступит весна. А через год всё повторится снова, ведь всё всегда повторяется»

А почему? Ну, почему так происходит?

К сожалению, я не могу ответить на твой вопрос. Но, знаешь, наверное, тебе будет странно это слышать, я ни за что бы не поменялся местами с какой-нибудь тропической пальмой. Мне трудно тебе это сейчас объяснить, малыш, но нужны нам эти злые ветра, это тяжёлое серое небо, эти снега и холода. Нужны. Потом ты и сам это поймёшь. Да…

-Странно, — маленький Ясень недоумённо повёл своими веточками, — а я бы ни секунды не думая, согласился расти где-нибудь, где круглый год лето. Это же так здорово! — и он, вспомнив, как хорошо было прошлым летом, улыбнулся.

Видишь ли, если бы не было зимы, ты бы так не радовался весне и лету. Ведь страдания, малыш, обостряют наши чувства, если бы нам всё время было хорошо, мы бы не знали, что нам хорошо.

И тут новый порыв ветра сорвал с маленького Ясеня половину его и так немногочисленных листьев. Это произошло так быстро и неожиданно, что он сначала растерялся, а потом и расстроился. Нет, теперь, конечно, ему было понятно, что это неизбежно случится, но он не ожидал, что так скоро. «Ну что ж, если через осень проходят все, пройду и я. А если станет совсем худо, надо посильнее зажмуриться и вспомнить какой-нибудь тёплый майский день и твердить себе, что весна уже совсем скоро», — так думал маленький Ясень, стараясь не смотреть на свои облетевшие листья, которые легли у его ног. «Нет, всё-таки это ужасно! Как мне пережить то зловещее, холодное и незнакомое, что надвигается с севера?»

И тут он услышал, как кто-то негромко плачет. Неподалёку стоял маленький мальчик и, всхлипывая, размазывал по лицу слёзы.

«Вот, ему тоже плохо. Наверное, он боится также как и я…»

Почему ты плачешь? Тебе плохо?

Да, мне очень, очень, очень плохо! — мальчик удивлённо посмотрел на заговорившее с ним деревце. Но дети намного разумнее взрослых и поэтому мальчик не отказался верить собственным ушам и не сделал вид, что ослышался, а продолжил разговор. — Со мной не стал играть сосед, он меня старше всего на год, а говорит, что ему со мной не интересно…Мне так обидно!!! Ты не представляешь, как мне обидно!! — и слёзы вновь хлынули из его глаз.

Как странно, — подумал Ясень, — этот маленький человечек расстраивается из-за такого пустяка. Надвигается что-то ужасное, непоправимое, холодное и безжалостное, что Тополь называет зимой, а этот мальчик плачет из-за того, что с ним не хотят играть. Но, наверное, это для него действительно важно, просто я не могу его понять.

Не плачь! Мне тоже очень плохо и я тоже хочу плакать, но, по-моему, вокруг и так много воды — посмотри, сколько луж! — и Ясень грустно улыбнулся.

А ты, почему такой печальный? — мальчик перестал всхлипывать и взглянул на своего необычного собеседника.— Как тебя зовут?

Я — Ясень, а печальный я потому, что скоро зима… Тебе это покажется странным, но мне страшно…

Не бойся, зима бывает каждый год. И ничего плохого не случается. Ну, конечно, бывает очень холодно, рано темнеет, солнце выглядывает редко…Но ты всё равно не бойся, ведь посмотри: вокруг столько деревьев и все они пережили не одну зиму…Ну, пока, я побежал, — и мальчик

скрылся в своём подъезде. А маленький Ясень остался один, вернее, конечно не совсем один, ведь вокруг в сквере было много других деревьев. Но старый Тополь вёл неторопливый разговор с такими же тополями, где-то в вышине, а соседняя липа грустила о чём-то своём, протягивая печальные ветви к серому небу. «Что же это получается, выходит, для каждого своя беда самая страшная, своё горе — самое большое?» — думало деревце. «Вот для меня сейчас нет ничего хуже и страшнее надвигающейся зимы, а мальчик совершенно её не боится и даже не думает о ней. Интересно… А мне совсем непонятны его обиды. Может, если мы научимся понимать беды друг друга, они не будут казаться нам такими большими, и мы отберём у них их силу…» Ему очень хотелось поговорить об этом с опытным старым Тополем, но тот всё так же тихо и спокойно переговаривался со своими соседями, а навязчивым быть маленький Ясень не пожелал. Налетевший порыв ветра сорвал, с успокоившихся было туч, новые слёзы дождя, и они снова начали падать на эту неуютную холодную землю.

А потом была зима. Она тянулась бесконечной вереницей белых дней, полных тоски и отчаяния, в немом оцепенении, нарушаемом лишь изредка налетавшими снежными буранами. И тогда все мысли и чувства отступали на второй план, подчиняясь одному стремлению: выжить. Порой казалось, что дожить до весны также нереально, как вырасти выше облаков, чтобы, прорвав своими ветвями серый тяжёлый купол неба, окунуться в мир солнечного света. Но иногда, выглядывало солнце, великое и непостижимое, и хотя оно было совсем другим, не таким как летом, всё равно, жить становилось легче. И снова шли дни.

Проснувшись однажды утром, и увидев неуютное серое небо, грязный несвежий снег, маленький Ясень, зябко поёжившись, поймал себя на чудовищной мысли. По крайней мере, ему так тогда показалось. «Здравствуй, новый день! Ещё один зимний день. Что-то ты мне принесёшь?» В это трудно было поверить, но как-то незаметно случилось так, что он перестал бесцельно мучиться и страдать, и начал принимать действительность, такой, какой она была. «Но это же ужасно, — думал маленький Ясень, — как можно принять зиму?» И не находил ответа. Но одно ему было абсолютно ясно — то, что у нас всегда есть выбор: принять или не принять, даже тогда, когда мы уверены, что принять мы не можем. Мы просто не хотим, вот и всё, и часто этого не понимаем. Теперь у него было Знание, пусть маленькое, но его собственное, добытое им самим с таким трудом.

И день ему ответил: «Здравствуй!», и эта была жизнь, прекрасная и зовущая, не смотря ни на что! И сырой, неласковый зимний ветер неуклюже, но как-то по-доброму коснулся его плеча, а потом, играя, взъерошил его ветки. И стайка воробьёв весело прощебетала ему что-то беспечно-неразумное. «Оказывается, всё дело во мне» — подумал маленький Ясень. «Действительность — она такая, какой я хочу её видеть, вот, в чём дело.» Слишком много открытий для одного дня, слишком много. Маленький Ясень вертел и крутил эти две свои мысли, как игрушки, рассматривал их и так и эдак, и в конце концов остался ими очень доволен. Теперь он знал как дальше жить…





Читайте еще в разделе «Рассказы»:

Комментарии приветствуются.
Очень интересный подход

Маленькое техническое замечание: "стараясь не смотреть на свои облетевшие листья, которые легли у его ног" — а что, у ясеня есть ноги?
0
07-12-2010




Расскажите друзьям:


Цифры
В избранном у: 0
Открытий: 1700
Проголосовавших: 1 (Cymbalta9)
Рейтинг: 9.00  



Пожаловаться