В борьбе за обман
I
Темно-синим вечером золотые звезды светили особенно ярко. Сумерки наступили. Теплый воздух наполнял меланхолией и покоем. Все тихо… И только южный ветер несет с собою аромат розовых лилий со стороны Канзаса и перебрасывает пустырник по земле из стороны в сторону.
Но люди, которые издавна жили на этих землях, не были свободными, находясь под властью хозяина черных гор, черного Дракона, нечестного и жестокого, похитителя душ и человеческого счастья.
II
Но однажды, Мельборн, бесстрашный белый рыцарь, решился идти в черные горы к неприступному замку, чтобы уничтожить черного Дракона и освободить земли от невыносимого гнета злодейского царствования чудовища.
— Тучи сгущаются над нами, любимая, — промолвил белый рыцарь своей невесте, прощаясь. — Что-то плохое грозит явиться в нашей судьбе… Черный Дракон должен исчезнуть навеки! Прости, я должен уехать.
— Нет! Я не хочу потерять тебя, Мельборн!
Темно-синий шелк платья струился по ее плечам и всему телу, и прозрачные слезы капали на ладони.
— Без тебя в моей жизни не будет ни радости, ни счастья, потому что не будет свободы.
— Не плачь, Миральдина, добро всегда побеждает зло. Черный Дракон не завладеет нашими душами, а все угнетенные — освободятся!
— Нет, Мельборн, прошу тебя, не уезжай! Не поддавайся! Это безумие! Ты погибнешь в неравном бою! Что ты хочешь, погубить себя?
— Но если я найду в себе силы сокрушить Дракона, мы вновь будем счастливы, и больше никто не сможет разлучить нас…
— Но счастья больше нет… Посмотри вокруг: все давно изменилось, все потеряно. Все потеряно! Ничего больше нет! Ни солнца, ни дождя, ни ветра — одна пустыня окружает нас. Видишь?
— Да, ты права, все давно потускнело вокруг.
— Ты разобьешься, Мельборн! Он задумал против тебя хитрый план! Ты не знаешь: говорят, сначала он изучает тактику борьбы своего врага, — а потом наносит сокрушающий удар, используя эту же тактику, ничего лишнего, — просто эффект зеркального отображения. И при этом сам не затрачивает никаких сил. Вот почему он всегда непобедим. Чужое счастье становится его достоянием, и от этого он становится сильнее. Он знает, что все люди уязвимые и слабые, и что слабость их — это их чувства, чувство любви, сострадания, привязанности друг к другу, прощения. А сам он считает себя непобедимым, потому что у него нет никаких человеческих чувств.
— Ах, не произноси вслух всю правду, Миральдина!
— Дракон может услышать нас?
— Да. Я твердо решил, что сражение состоится! Возмездие должно свершиться! Я не трус, я не предатель. Иначе, я совершу самую непоправимую ошибку!
— А если ты не сможешь победить силы зла, Мельборн? И они захватят тебя… Тогда я останусь одна, без тебя?
— Со своими врагами я привык драться один на один. Я не нуждаюсь в союзниках.
— Я не хочу тебя терять, Мельборн!
— Что же делать, Миральдина? Зачем ты останавливаешь меня? Кто же еще пойдет против Дракона, если не я?
— Бежим! Уедем вместе за море!
— Дракон настигнет нас уже через несколько секунд, ведь мы живем не его земле! И все наши мысли ему доступны! Он располагает нашими судьбами. Уничтожить нас или помиловать — все в его власти!
— О, как страшно, Мельборн! Если невозможно бежать — хуже нет ничего!
Когда черный Дракон узнал о Миральдине, о том, как сильно любит она белого рыцаря, то похитил принцессу, заточил ее в черном замке и стал поджидать скорой встречи с героем. Ждать ему пришлось недолго…
III
— Well, well, well! Кого я вижу?! Дорогой друг Мельборн! Моей радости нет предела. Добро пожаловать! Располагайся! — злорадствовал Дракон. — Подожди-ка, ничего не говори! — хозяин замка в аляпистом шелковом халате на цыпочках подбегает к рыцарю и закрывает его рот ладонью. — Я знаю, что тебя привело ко мне! Любовь! — Дракон, произнеся это слово, подпрыгнул и захлопал в ладоши от восторга. Но мне не нравится, что ты пришел ко мне с мечом! Ведь ты знаешь: кто придет с мечом — тот то меча и погибнет! Ну? Что? Бросай к черту свои доспехи и садись ко столу потчивать: у нас сегодня шашлыки из дикого кабана, мартини и много-много взбитых сливок. И все это — ради тебя, в честь дорогого гостя. Не отказывайся! Я приглашаю. Я поздравляю! Ты оказался в кругу врагов: сейчас ты сидишь за одним столом со своими врагами, обсуждаешь, по сути дела, свой приговор, судьбу и т. д. Что ты, намерен предпринять? Бежать? Принять нашу сторону? Или, быть может, ты намылился драться до победной? Увы, маленький храбрец, на этот раз тебе не суждено быть победителем! Я на этих землях король, и здесь никому не превзойти меня!
— Я не боюсь тебя, злое чудовище! Смотри: перед тобою равный тебе противник! И ты рискуешь быть поверженным, если не отпустишь Миральдину на свободу и не откажешься от незаслуженной власти над слабыми людьми…
— Жестокий завоеватель! Чего же ты жаждешь? Свежей крови бескорыстной, чистой любви? Ты — погубитель жизни, ты питаешь себя молодыми душами!
— Мельборн, юный друг мой, — заискивающе продолжал разговор черный Дракон. — Я никогда бы не пошел на этот спор, но ты упрекаешь меня в несправедливости, — в обиде он скривил губы, — и поэтому я не могу спустить тебе даром твои обвинения! Послушай меня. Если ты не будешь храбриться и сопротивляться и дашь мне договорить до конца, то я расскажу тебе всю правду! Миральдина… Ах, проказница Миральдина! Когда я в первый раз увидел ее, то готов был поклясться, что она — ангел, что именно такими они и бывают! Но как я был неправ! Да простит мне всевышний такую ошибку. За этот просчет мне пришлось поплатиться. Она оказалась настоящей бестией в ангельском обличии! Какой же я слепец! Я рвал волосы на своей голове, я хлестал себя по щекам, я бил вдребезги стеклянные бокалы, но… что могло оправдать мое обманутое доверие, кроме моей собственной глупости и неопытности?
… Черное вино в чужом величественном замке пьянило его. Отважный рыцарь… всегда знал, что война будет честной, один на один с заклятым врагом, похитившим его счастье. Но он не знал, что враги не могут вести честный бой.
— Ну, так вот, — как ни в чем не бывало продолжал Дракон. — Слушай дальше. Эта девица, так называемая Миральдина, одурачила меня по полной программе. Я летал за ней по лесам, по холмам, я не отставал ни на шаг, я, как проклятый, исполнял все ее капризы, все, что бы она ни придумала. Представь себе! Вот как она меня окрутила! А я попался! Из кожи вон лез, чтобы понравиться! И вот, наконец, когда больше ничего не осталось, что можно было бы пожелать, и я, униженный, встаю на колени и предлагаю ей совместную жизнь, — она смеется мне в лицо и уходит! Вот, как она обошлась со мною! И что мне оставалось после этого? Я поклялся отплатить ей той же монетой! И я сдержал свое слово: я запер принцессу в своем замке…Тебе не трудно понять, — он продолжал, — что ты и я — это разные категории. И у тебя нет шансов. Я тебе честно скажу. Ну, ответь что-нибудь, возрази мне. Что, ты согласен со мной? Тогда давай разойдемся без боя, в котором нет никакого смысла.
— А как же Миральдина…
— Да, Миральдина… Совсем забыл: она останется здесь. А что? Пусть живет, как ей нравится, пусть делает все, что ей ни заблагорассудится, — полная свобода, так сказать. Хе-хе. А я, со своей стороны, проведу над ней воспитательную политику, как представительницей более молодого поколения. Я возьму на себя ответственность. Ну, что скажешь? По рукам?
— Нет! Я не верю тебе! — сказал Дракону Мельборн. — Ты приукрашиваешь события в свою пользу. Ты лжешь! Ты считаешь себя хозяином мира, этой земли, хозяином людей, живущих вокруг. Кто дал тебе такое право завоевателя?
— Никто. Просто я сильнее, вот и весь сказ. А слабые всегда примыкают к сильным. Так почему бы заранее не доказать, что ты сильнее?
— А, вот в чем дело: нужно доказать, победить слабого… Да? Я понял, почему ты держишь всех людей в страхе и повиновении: тебе нравится видеть, как они мучаются в безвыходном положении, ты наслаждаешься ощущением своей власти!
— Постой, постой, не горячись! Ты, юный храбрец, не знаешь, какими опасными бывают женщины. Стоит только попасть в их липкие сети, купиться на обман и отдаться воображению, как ты будешь всенепременно захвачен и порабощен! Она запудрила мозги и тебе тоже! Что скажешь? Я не лгу, будь уверен!
— Не смей так говорить о Миральдине, иначе ты пожалеешь об этом, мерзкое чудовище!
— Ха-ха-ха! — расхохотался Дракон, и все его жирное тело заходило ходуном. — А давай поступим так: бросим жребий? Если выпадет четное число — ты и твой белобрысый конь валите отсюда, а если нечетное — я больше не буду приставать к Миральдине. По рукам?
— Я все равно когда-нибудь тебя уничтожу! И прекратится твоя неограниченная власть на этой земле!
— Что ты хочешь этим сказать? Думаешь, все мировое зло, которым вознаграждали меня жалкие люди много веков подряд, можно уничтожить за один раз, одним выстрелом в упор? Ха-ха-ха! Глупый щенок! Что ты можешь сделать со мной? Да ты знаешь, что ты — просто «пшик»?
— Все равно, в мире должно быть равновесие добра и зла. А иначе — нет никакого будущего.
— О каком будущем ты мечтаешь? О славе героя? Мечтаешь победить великого Дракона и занять его трон? Ты шутки со мной шутить вздумал? Не выйдет! Ха-ха-ха! Да ты просто ничтожная букашка! Что ты можешь сделать против меня, ты, мальчишка? Отрубишь мне голову своим острым серебряным мечом или проколешь им мне сердце? Ха-ха-ха! Да я уничтожу тебя, я сотру тебя с лица земли одним выдохом пламени!
— Нет, ты не посмеешь вести нечестный бой…
— Хорошо, пусть все будет по-честному. Учти: победитель получает все! А у проигравшего нет шансов отыграться.
— Я принимаю вызов!
— Ну, вот и правильно! А сейчас, в финале, я открою тебе разгадку: причина, побудившая тебя на борьбу, кроется не в вечной и чистой любви (любовь — лишь мираж одного мгновенья), а в том, что в моем лице ты видишь свою возможную темную сторону. Добро в твоей душе преобладает, но затаенное зло все же пытается выползти наружу и одержать победу. Вот почему ты пытаешься сопротивляться — ты хочешь доказать, прежде всего себе самому, что ты на стороне добра, а не зла, на стороне любви, а не смерти. Теперь ты понял смысл?! И ты не отступишься и будешь сражаться? Учти, ведь на кону все: твоя жизнь, твоя душа.
— Я принимаю вызов!
— Что ж, ты сделал свой выбор!
— Я согласен!
— Ты согласен? А ты готов к обману? К тому, что все, ради чего ты здесь тратишь свои жизненные силы, — специально подстроено?
— Но зачем?
— А для того, чтобы ты истратился весь. Нам здесь не нужны борцы за справедливость.
— Неправда!
— Ха-ха-ха!
IV
Пришел день боя, в котором должен был остаться один победитель и один проигравший. Третьего не дано. На рассвете белому рыцарю суждено или сокрушить могущественные силы зла или погибнуть.
… Первый раз взмахнул белый рыцарь серебряным мечом — и пронзил сердце черного Дракона; второй раз взмахнул белый рыцарь серебряным мечом — и отсек чудовищу семь огнедышащих голов; третий раз взмахнул рыцарь острым мечом — и отрубил драконовы крылья.
Пал поверженный дух темных сил зла, пал побежденным черный Дракон, наводивший ужас на простых людей. Развеялись тучи над землей, и люди вдруг почувствовали себя счастливыми и свободными…
Но злой дух не исчез навеки, — он затаился в черных вершинах своего неприступного замка и жаждал мести, и выжидал время…