Очевидно, большинство читателей помнить известное высказывание Козьмы Пруткова: «Многие вещи нам непонятно не потому, что наши понятия слабы, но потому что сии вещи не входят в круг наших понятий». Русские столбовые шашки не входят «в круг понятий» большинства наших соотечественников, хотя в России эта оригинальная шашечная игра отечественного происхождения известна, как минимум,135 лет, ибо впервые была описана педагогом, ботаником и писателем Валерианом Александровичем Висковатовым в «Сборнике игр и занятий для семьи и школы» (СПб,1875 г.) под названием «Башни или, туры». Последнее же упоминание столбовых шашек в печати было в 1923 г. в «Медицинской энциклопедии» под редакцией Н. А. Семашко. Затем наступило почти полное забвение башен лет примерно на 30 лет.
Лишь в 50-е годы прошлого века они начали как бы «возрождаться». Увы, «Возрождение» — это весьма условное, ибо, несмотря на многолетнюю подвижническую деятельность таких энтузиастов игры, как Н.А. Раменский (Алма-Ата), Г.А. Рудницкий (Симферополь), А.Г. Боровиков, Н.А. Гаврилов, В.М. Пахомов (все — Ленинград/Санкт-Петербург) и ряда других за пределы «Северной столицы», где в качестве общественной Организации зарегистрирован городской Клуб столбовых шашек, и увлечённость нескольких десятков человек, развитие Башен до сих пор так и не вышло. Объяснение этому весьма простое: в советское время всё, что не имело признания на официальном уровне, было либо «под запретом» и преследовалось соответствующими Органами, либо, как минимум, не поддерживалось чиновниками, а в постсоветский период, не смотря на казалось бы благоприятные условия, «Столбовой проект» не нашёл своих меценатов, а без финансовой «подпитки» развивать что-либо сложно.
Кроме того, шашечные и иные так называемые абстрактные игры (шахматные, Го, рэндзю и т.д.) относятся в нашей стране к «Спорту», но ведь спортивными организациями, как на общероссийском, так и на региональном уровнях, руководят бывшие футболисты, хоккеисты, боксёры и прочие спортсмены, то есть, люди, как правило, далёкие от какой-либо интеллектуальной деятельности. Понятно, что даже те абстрактно-игровые Системы, которые признаны в РФ официально, спорткомитетчики не очень-то стремятся развивать, а уж башни, которые до сих пор не получили статус «вида спорта» даже в Питере, теми более, не развиваются. Тут есть ещё один любопытный нюанс: некоторые игры иностранного происхождения, не смотря на их сравнительно недавнее «появление» у нас, например, китайские шахматы сянци или японские шахматы шоги, получили большую популярность, чем столбовые шашки, хотя в данном-то случае речь идёт об исконно-русской игровой Системе. Видимо, таков наш российский «патриотизм».
Справедливости ради, отмечу, что всё — таки лучше развиваются в России «нетрадиционные» шахматные игры, а вот такая весьма популярная в США и некоторых западноевропейских странах шашечная Система, как чекерс (английские шашки), ни в нашей стране, ни в других бывших советских республиках, распространения не получила. Хотя незадолго до распада СССР чекерс начал было культивироваться у нас, но эта «эйфория» продлилась недолго. Но вернёмся к башням. Именно этой разновидности шашек посвящена книга шашиста из подмосковной Яхромы А. Тевелева — Сладкова, подготовленная к печати сотрудниками Издательского дома «Вести» (Дмитров) и изданная в московской типографии «Экон-информ» (2010 г.).
Не будет преувеличением сказать, что читателям предлагается воистину уникальное издание, аналогов которому пока ещё не было в мировой литературе. Хотя книга и называется «Башни», посвящена она не одним только русским столбовым шашкам, но и целому ряду других шашечных игр, большинство из которых известны единицам, а некоторые из этих игровых Систем придуманы самим автором и описываются впервые. Всего в издании представлено 20 видов шашек, из них 17 — столбовых. Самое интересное, что родиной всех этих игр является Россия, то есть, в данном случае можно говорить о вкладе яхромчанина в Русскую национальную культуру. Очевидно, что вклад этот неоценим, но это, как говорится: «для тех, кто понимает». Другое дело, что «понять» при желании может любой человек, ибо автором описаны, как правила башен, так и правила всех других, вошедших в книгу, шашечных Систем.
Хочу назвать только 2 из них. Одна из этих игр под названием «Турецкие шашки» была впервые описана русским шашистом и шахматистом М.К. Гоняевым. в журнале «Шахматный листок» (1877 г), редактируемым М. И. Чигориным. Сразу стоит отметить, что отечественное происхождение этой шашечной Системы — не вызывает сомнений, ибо игра, в которую играют в Турции — совсем другая. Исходя из этого, я предложил назвать «гоняевский вариант» — «Евразийскими шашками» (ведь наша страна является частью Евразии) и Тевелев — Сладков принял это предложении. Другая Система описана известным историком шахматно-шашечных игр Д.С. Саргиным в журнале «Конская охота» (1899 г.) под названием «Королевские шашки». Эта шашечная разновидность представляет собой синтез русских башен и английских шашек, но с весьма оригинальными особенностями. Саргин считал королевские шашки игрой западноевропейского происхождения, но легко можно доказать, что это не так.
Тот же автор предположил возможность существования «Турецких (то есть, Евразийских) башен», но это предположение так и осталось бы на уровне «вероятности», если бы не Тевелев — Сладков. В своём пособии он представляет и эту игру. Книга яхромчанина посвящена преимущественно такому явлению, как «Шашечная (и, прежде всего, Столбовая) Композиция». Что это такое, человеку, далёкому от серьёзных занятий шашками, объяснить трудно, но если попытаться, то можно сказать, что Композиция — особая область творчества, представляющая собой составление специальных позиций со специальным заданием для одной из сторон, обычно для белых. Произведения шашечной Композиции должны отвечать определённым требованиям, можно сказать, эстетического характера, что выводит шашки с уровня «просто игры» на уровень Искусства.
Если я скажу, что в издании, о котором идёт речь, на 248 страницах представлено 1070 позиций, я ничего не скажу. Но если сказать, что подавляющее количество этих позиций составлено самим Тевелевым — Сладковым, читатель, наверно, оценит титанический труд шашечного Композиционера из Яхромы. Хотя в книге предлагаются произведения и некоторых других авторов, но во — первых, у них всех, вместе взятых, позиций будет всё-таки меньше, чем у самого Александра и во-вторых, по большинству представленных Тевелевым — Сладковым игр, Композиции пока составлялись только им. Это даже не с чем сравнивать, да и чем можно измерить такое качество, как «гениальность»? У кого есть сомнения в моих словах может попробовать хотя бы повторить то: что сделал мой земляк. Сомневаюсь, что кому-нибудь это удастся сделать, по крайней мере, в ближайшие 10-15 лет, а там, посмотрим.
Впрочем, я предлагаю читателям хотя бы просто самостоятельно, не заглядывая в ответ, решить все позиции, представленные в пособии. Боюсь, что и это никому не будет по силам. Я не утверждаю, что никто ничего не решит, ибо в книге есть, и достаточно простые Композиции или комбинации из игровой практики. Но большинство из них — всё-таки можно отнести к сложным и к суперсложным. Что касается жанрового разнообразия, то автор, на мой взгляд, представил все возможные или, по крайней мере, все существующие на сегодняшний день жанры, а именно: Задачи, Концовки (одно — двух и трёхфинальные), Проблемы, Этюды, Задумки (на тему «Доказать легальность (позиции)»), «Вечный шах» (Композиции, где слабейшая сторона достигает такого положения на доске, при котором соперник вынужден повторять ходы, что ведёт к ничьей). Думаю, что сейчас мне не имеет смысла вдаваться в подробные объяснения «тонкостей» столбового Композиционного искусства, да это и невозможно сделать без показа примеров.
Хочу немного сказать и о самом Александре Тевелеве-Сладкове. Он не только «Мэтр» шашечной Композиции, но ещё и шашист-практик, мастер спорта в игре по переписке, участник заочных соревнований по русским классическим шашкам, русским шашкам на 80-клеточной доске, русским двухходовым шашкам, международным (стоклеточным) шашкам. Во многих турнирах яхромчанин занимал первые места. Очно он играл только в башни: лучший результат — победа в 14-м Открытом чемпионате Санкт-Петербурга. Результат чемпиона говорит сам за себя: 12 побед при одном поражении и опережение 2 и 3 призёров на 2,5 очка. Среди соперников, кроме А.Тевелева-Сладкова и С. Иванова из подмосковной Балашихи, занявшего 3 место, все остальные участники были петербуржцами и, сомнительно, что кто-то из них желал проигрывать иногороднему игроку. Учитывая же, что соревнование в Питере — это пока единственный в нашей стране и за её пределами регулярный столбовой турнир и в нём играют все (за редким исключением) сильнейшие игроки, можно смело считать первенство СПб — фактическим «Чемпионатом России», и, стало быть, столбовист из Яхромы — чемпион страны.
Что касается наивного вопроса, который нередко задают люди: «Зачем нужны разные шашечные игры?», то на него, по моему весьма убедительно ответил журналист, поэт, и, конечно же, шашист — Александр Шихер из Кемерово в своей книге «Шашки в квадрате. Рефлексия на тему одной абстрактной игры» (это фактически первый Учебник по двухходовым шашкам): « люди издавна спорят: что такое шашки: Игра, Наука или Искусство. Однако ни один из вариантов не отражает всей сути этой древней игры. Шашки давно перестали быть рядовым элементом културы. Они давно стали самостоятельной культурой. А любая культура должна быть разнообразной. Только таким образом она сможет существовать и развиваться». Думаю, добавлять здесь нечего. Автор убедительно выразил суть проблемы.