Слово «оберег» любой носитель русского языка совершенно правильно отождествит со словами «оберегать», «беречь», «бережно». Если убрать первую букву, получим слово «берег», как это ни странно, народная этимология и здесь совпадает с научной. Слово «берег», в понимании — пристанище, родственно слову «беречь».
Итак, исходя из значения слова, мы выяснили, что оберег, это то, что бережёт человека, помогает ему избежать неприятностей, защититься от зла, устоять против врагов, как видимых, так и невидимых.
Обычно оберег воспринимается, как предмет материального мира. И в этом плане понятие оберег, созвучно понятию амулет. Амулетом называют определённую вещь, предназначенную для защиты её владельца.
Но понятие «оберег» значительно шире. Многие обереги предметами, как раз и не являются. Их нельзя пощупать руками. Издавна самыми сильными оберегами считались молитвы, а также заговоры и заклинания. Оберегами являются и жесты. Например, крестное знамение. А в старину, для защиты от нечисти люди, перебрасывали соль через левое плечо. Обычно этот оберег выполнялся, когда кто-то рассыпал соль. Оберегом является и перебрасывание камня за спину, когда чёрный кот перешёл дорогу. И наоборот, обычай первой впускать в новый дом кошку — тоже оберег. Более того, оберегом является даже счастливое число. Так, некоторые водители дальнобойщики, считают, что им повезёт, если по дороге попадаются автомобили с симметричными номерами, например, 22-22.
Те обереги, которые можно пощупать руками, тоже не все являются амулетами. Вряд ли правильно будет назвать амулетом гнездо аиста у дома. А ведь гнездо аиста издревле считалось мощнейшим оберегом, а его разрушение являлось тяжким грехом. Многие селяне и до сих пор верят в это. Недавно в новостях на телеканале «1+1» рассказывали о многолюдной семье, все члены которой погибли один за другим по разным причинам, после того, как глава семьи, перестраивая сарай, разрушил гнездо аиста. Сюжет вышел в эфир, после гибели последнего члена этой семьи. Он утонул в речке. Надо добавить, что птица, не обязательно аист, у многих народов считалась символом семьи, её оберегом.
Оберегом является и конёк на крыше дома. Его тоже вряд ли можно назвать амулетом, обычно амулетами называют предметы, которые можно носить с собой, но этот очень древний рукотворный оберег, много веков подряд выполнял важнейшую защитную функцию, оберегал жилище наших предков.
Таким образом, обереги могут быть, как рукотворными, так и сотворёнными природой. К последним относятся многие самые разнообразные предметы, начиная от драгоценных и полудрагоценных камней, заканчивая головкой чеснока, призванного защитить своего владельца от вампиров. Самыми популярными и самыми древними из природных оберегов, являются зубы и когти животных. Например, у евразийских народов издревле, ещё со времён палеолита, очень ценились ожерелья из волчих или медвежьих клыков, а у народов Южной Америки из клыков ягуара. Чем сильнее был зверь, чем труднее его было победить, тем мощнее был оберег. Считалось, что такой оберег, не просто отгоняет зло, он подвергает силы зла в панику, ибо зло подвержено чувству страха. Оберег из зубов хищников считался действенным против врагов как невидимых, то есть духов, так и видимых, включая тех же хищников. Позже такие обереги стали изготавливать из серебра. Вернее серебро отливали в форме клыков того или иного зверя.
Надо сказать, что не любой амулет, как и заклинание являются оберегами. Так не является оберегом заклинание, исполняемое с целью навести на кого-нибудь порчу, пусть даже этот «кто-нибудь» является очень плохим человеком. Оберегом не может быть также и предмет, направленный на совершение зла, на причинение кому-то вреда. Более того, никогда не станет оберегом предмет, добытый нечестным путём, например, украденный. Согласно народным поверьям, даже самый мощный оберег, переходя к другому нечестным путём, не только теряет свои оберегающие качества, но даже может приносить вред своему новому владельцу. Зато обереги передаваемые по наследству, от родителей к детям, согласно народным поверьям, не только не теряют, наоборот, увеличивают свою силу.
С понятием «оберег» пересекается понятие «талисман». Именно пересекается. Ибо не каждый талисман является оберегом и не каждый оберег — талисманом. Талисман — это не только предмет, приносящий удачу, но и символ. Так некоторые племена считали определённых животных, своими покровителями, тотемными животными. Если, это например, рысь, то талисманом будет, и рукотворная фигурка рыси и сам образ рыси. А оберегом, только фигурка. С другой стороны, талисманами не могут быть такие обереги, как молитвы, заговоры и магические действия.
Теперь, поговорим о самом сложном, о природе взаимодействия оберега и человека. Этот вопрос можно рассмотреть с разных точек зрения.
Если говорить о христианских оберегах, то здесь, не мудрствуя лукаво, обратимся к авторитету церкви. Христианские обереги — кресты, иконы, ладанки, молитвы и крестное знамение оберегают человека силой Всевышнего, они как бы устанавливают связь человека с Богом, вернее служат выражением этой связи в нашем материальном мире. Такой оберег в состоянии помочь только доброму, искренне верующему человеку. То есть он, лишь, выражает Божественную Благодать, которая существует сама по себе от начала Мира и способна помочь верующему человеку и безо всяких оберегов. Христианские обереги, это просто один из способов общения человека с Богом.
Главными христианскими оберегами, если рассмотреть отдельно оберег-слово, оберег-жест и оберег-предмет, являются соответственно: молитва «Отче наш», крестное знамение и нательный крестик.
Обереги не связанные с христианским культом, церковь объявляла плодами суеверия, а некоторые проявлением деятельности нечистой силы.
С материалистической точки зрения, взаимодействие человека и оберега надо искать в области психологии. В этой сфере ещё много не исследовано наукой, но уже сейчас ясно, что человеческая психика, более мощный инструмент воздействия на организм, чем считалось ранее. Например, таблетки пустышки плацебо могут излечивать от некоторых болезней в том случае, если больной не знает, что они пустышки. То есть если он верит, что это настоящая таблетка. Ясно, что по той же схеме может работать и заклинание знахаря, оно тоже может излечивать, если больной верит в его силу. Разумеется, такому лечению поддаются не все болезни. Никакое плацебо или заклинание не спасёт, например, от чумы, но даже и в этом случае настрой психики больного, его воля к жизни будет способствовать лечению в ряду других мер. И, наоборот, если больной потеряет веру в свои силы, он не только от чумы, от пустяковой простуды может умереть. Известно, что знахари могут заговаривать зубную боль. На самом деле больной подвергаясь психологическому воздействию знахаря, блокирует в своём мозгу центры, отвечающие за боль, и она проходит.
Другой пример. Лес, как природный объект, с точки зрения науки, нейтрален для человека. Он не злой и не добрый. Но человек, заблудившийся в лесу, может сам его «населить» злом или добром. Кому хоть раз приходилось заблудиться в лесу за десятки километров от ближайшего человеческого жилья, поймёт, о чём я говорю. Можно так настроить свою психику, что каждый шорох будет казаться зловещими шагами крадущегося к тебе демона, медведя или волка, а каждый куст будет казаться зловещей тенью изготовившейся к атаке. Человека с таким настроем лес действительно убьёт, если его не найдут спасатели. А можно по другому настроить свою психику, можно «населить» лес дружественными существами и тогда пребывать в лесу, даже ночью, будет не страшнее, чем в многолюдном городе. Разумеется, кроме настроя важны и навыки. Умение ориентироваться, добывать пищу, строить убежище, спасаться от хищников. Но под воздействием паники, даже самый опытный человек не сможет выжить в лесу. Вот тут то и спасал оберег. Он помогал создать такой психологический настрой, когда человек даже в самом опасном лесу чувствовал себя защищённым, ибо он был не один, с ним был его оберег. Вера в силу оберега, делала человека во много раз сильнее. И, наоборот, потеря оберега, вызывала страх, и человек не мог противостоять даже самой пустяковой опасности, ибо он губил сам себя, губил именно психологическим настроем.
Зная такие огромные, чуть ли не безграничные возможности психики, можно многое понять в механизме взаимодействия оберега и человека. Вера в то, что оберег поможет — удваивала, утраивала силы, и, наоборот, вера в то, что на тебя наслали порчу, что ты умрёшь от сглаза, равно, как и потеря оберега ослабляла силы человека. Настраивала его на неприятности, делала внимание рассеянным и беда вскоре приходила. Окружающие видели это, и такая практика ещё больше укрепляла их веру в магическую силу оберегов. В мире, где все люди верят в обереги, те действительно приобретают силу, благодаря именно этой вере.
Третью точку зрения на природу оберега можно назвать народной. Если первая идёт от христианской традиции, вторая от науки, то есть родилась недавно, в ХІХ или ХХ веке, то народное объяснение идёт с языческих времён. Согласно этой точки зрения, человек напрямую связан с материальными и нематериальными сущностями, связан с природой. Не через Бога, не путём психологии, а как часть целого, часть этой самой природы. Позднее такая точка зрения переплеталась с христианской, был даже особый период в средние века, который учёные называют двоеверием, когда христианство сосуществовало с остатками язычества. Тем не менее, это особая традиция и её надо выделить отдельно. Тем более что наука ещё не всё исследовала в этом мире. Бывает, что человек чувствует свою особую связь с вещью, он как бы подружился с ней, создал незримый контакт. Например, вы не можете выбросить совершенно вам ненужный бабушкин самовар. Понятно, что такое можно без труда объяснить особенностями нашей психики, но все ли нити, связывающие нас с этим миром нам известны? История показывает, что нет. Как только человек думал, что он сумел понять этот мир, открывалось нечто новое. Если в ХІХ веке учёные жившие в мире Ньютона и Эвклида, считали, что скоро наука откроет всё, считали, что они понимают мир, в котором живут, то уже в начале ХХ века стало ясно, что Вселенная гораздо сложнее, что открытия Ньютона и Эвклида, лишь частный случай более сложной системы, изучение которой началось с открытий Эйнштейна и Лобачевского. Понятно, что и мы не можем говорить о том, что мы всё исследовали в этом мире. И возможно есть ещё какая-то неизвестная нам связь оберега с человеком.
Четвёртая точка зрения на природу оберега, самая молодая, но это не значит, что самая верная, скорее даже, наоборот. И на ней вовсе не стоило бы останавливаться, если бы она не стала сейчас самой распространенной в нашем информационном пространстве, особенно в Интернете. Эту точку зрения, можно назвать «эзотерической», хотя на деле она просто спекулятивная. Природа оберега описывается здесь при помощи новомодных терминов, которые волнуют непритязательную публику, но за которыми нет реального содержания. Если вы встречаетесь с такими терминами неоязычников, как Правь, Явь, Навь, Звезда Лады-Богородицы, Амулет Бога Леля, то знайте, что имеете дело с шарлатанами, не связанными с реальной древней традицией. Отдельно надо сказать о терминах «энергия», «энергетика», ставших в наше время предметом многочисленных спекуляций. Слово «энергия» стало чрезвычайно популярным благодаря успехам физики в ХІХ веке. Слово это выражающее нечто неопределённое для неспециалистов, вскоре широко прижилось в кругах, так называемых, эзотериков, которые стали использовать его взамен привычного слова сила. Хотя, если вы спросите кого-нибудь из этой публики, что такое энергия, вряд ли получите вразумительный ответ. Ведь то, что называют энергией всяческие уфологи, прорицатели, черные и белые маги, не фиксируется приборами, и есть ли в том или ином предмете, на том или ином месте, у того или иного человека «чёрная» или «белая» энергетика проверить нельзя, порой это «проверяют» специальным прутиком, но это не прибор, а устройство для манипуляции, отражающее психический настрой того, кто этот прутик держит. С учётом низкого интеллектуального уровня и сомнительных душевных качеств, так называемых экстрасенсов, верить большинству из них нельзя. Байки для легковерной публики сочиняются ради того, чтобы выманить у людей деньги. Если вы зайдёте в Интернет и захотите узнать, что-нибудь об оберегах, вам придётся перелопатить не один десяток страниц, чтобы найти, хоть какую-то объективную информацию об этом. Набрав в поисковике слово «оберег» вы сразу же попадёте на сайты сотен и сотен сетевых магазинов, где так называемые потомственные ведьмы, колдуны и экстрасенсы, обманывают людей, продавая им под видом оберегов дешёвую бижутерию, завысив в сотни раз её реальную стоимость. Понятно, что такой оберег тоже может иметь психологическое воздействие на тех, кто верит в него, но мошенничество столь очевидно, что обман рано или поздно раскроется. О том, что дело поставлено на промышленный поток свидетельствует то, что обереги предлагают на любой вкус — есть обереги для беременных, есть для желающих выйти замуж, есть для тех, кто растит детей, для тех, кто хочет иметь успех в бизнесе, предлагаются также обереги от любых болезней. В общем, ситуация типичная для любого мошеннического бизнеса и напоминает продажу биодобавок, которые объявляют лекарствами от всех болезней и продают обманутым людям по цене в сотни раз выше реальной стоимости. Разумеется, всё это не имеет никакого отношения к подлинным оберегам.
В заключение рассмотрим несколько оберегов отдельно.
Начнём с креста. Крест, это, прежде всего христианский символ, обозначающий Бога, Всевышнего, Творца миров. Крест символизирует жизнь и связь человека с Богом. Это символ рождения, распятия и воскресения Иисуса Христа, Бога и Сына Божьего, символ Божьей любви и вечной жизни. Надо сказать, что крест, как оберег служил людям задолго до появления христианства, его использовали и древние египтяне, и жители Вавилона, и представители трипольской культуры, и древние славяне. Крест один из самых простых геометрических символов. Четыре его стороны, обозначали четыре стороны света, то есть Вселенную, а точка пересечения, человека, причём вселенская благодать со всех сторон сходилась в человеке, таким образом, крест символизировал связь человека со Вселенной.
Обручальное кольцо, в старину считалось не только символом супружества, но и сильнейшим оберегом, защищающим семью, как от внутренних свар, так и от внешних бед. Кольцо имеет форму круга, круг, как и крест, относится к числу простейших геометрических символов, поэтому использовался с древнейших времён, многими народами. Важное замечание — кольцо должно быть гладким, безо всяких узоров и камней.
Другим супружеским оберегом у древних славян, считалась лунница. Лунница, это металлический оберег, изготовленный в виде полумесяца. Лунница отражает почитание луны древними людьми и связана с культом плодородия. То есть этот оберег призван не только защищать семью, но и сделать её зажиточной и многодетной.
Рушник, то есть расшитое декоративное полотенце из домотканого холста, тоже служил свадебным оберегом. Вышивка на рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи и сглаза. Рушник также был оберегом дома, рушниками убирали красный угол, дверные и оконные проёмы. Рушник был также дорожным оберегом, издавна была традиция, когда мать дарила сыну на счастье рушник, когда он отправлялся в дальний путь, например, на войну. Рушники также сопровождали покойников в последний путь. До сих пор гроб в могилу принято опускать на рушниках.
Дидух, это оберег обращающийся к защите предков. Само слово дидух происходит от слова дед, дедушка. Дидух, это необмолоченный пшеничный сноп, который торжественно заносили в дом по окончании жатвы. Дидух ставили на самое почётное место в доме, под образа.
Крашенка, это пасхальное яйцо, окрашенное в определённый цвет. Яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами, называются писанками. Образ яйца в мифологии многих народов имеет поистине сакральное значение. Яйцо и символ рождения, и символ жизни, и символ Вселенной. Яйцо это ещё и то, из чего возникает мир. Яйцо это и первичная творческая сила — символ Бога Демиурга и культурного героя, защищающего род людской. Яйцо — с одной стороны — символ добра, с другой — точка отсчёта Мироздания. У славян, яйцо символизировало плодородие. А сейчас, в христианской культуре, яйцо стало символом главного праздника — Пасхи, Дня Воскресения Христова. Таким образом, крашенка это очень многозначный оберег, соединяющий человека с Богом, символизирующий рождение, жизнь и Воскресение в вечной жизни.
Подкова, это старинный оберег, связанный с древним культом лошади. Подкова всегда считалась символом удачи. Она напоминает полумесяц, в котором люди видели знак будущего счастья. Подкова предрекала богатство и плодородие. Она же считалась защитницей дома от нечистой силы, считалось, что колдун или ведьма не смогут войти в дом, на двери которого прибита подкова.
Ксёмыч (Сергей Аксёненко)