Когда я читаю «критические» разборы, требовательным речитативом вопящие: «Образы! Образы! Где образы?!!!», меня начинает дергать и щурить, причем непроизвольно. Такое впечатление, что искушенные потребители поэтического зелья уже неспособны воспринять стихотворение как единое целое, не способны смаковать его с чувством, с толком, с расстановкой, а глотают его залпом, торопясь набрать «градусы» и впасть в вожделенное и так необходимое им состояние прострации от «сногсшибательного» образа. Им и в голову не приходит, что если в тонкое ароматное вино подлить алкоголя, то изысканный напиток превратится в «крепляк» — пойло алкоголиков и духовных плебеев. По их представлениям, чем больше образов — тем лучше, даже если они толпятся в стихотворении, как истерички на митинге, толкаясь и вопя свои лозунги, то в гипнотическом соитии, то вразброд, каждая на свой лад. Где уж этим «образоманам» остановиться и подумать о смысле произведения, вникнуть в него не только тактильно, но и духовно, включив на полную мощность не только физиологию, но и разум?
Образы необходимы и желательны, не спорю. Но если свалить их в кучу, затолкав погуще в заготовленную стихотворную форму, не заботясь о том, чтобы они гармонировали друг с другом и способствовали раскрытию поэтической идеи, то стихотворения не получится. Вместо выставки, на которой картины расположены в наиболее выгодном освещении и переливаются всеми красками, внеся свою лепту в осмысление некоей общей идеи и личности художника, нам предлагают любоваться штабелями полотен в темном и пыльном подвале. Как бы они не были хороши — каждое по отдельности, общее впечатление будет безрадостным.
Стихотворение вовсе без образов смотрится бедно, если же «перезагрузить» его образами, то оно будет смотреться как куртизанка, обвешанная сверх всякой меры фальшивыми брильянтами. Только настоящий ценитель сумеет отличить подлинную драгоценность от подделки, сумеет осмыслить образы не только по отдельности, но и как составляющие цельной гармонии стихотворения. Кроме образов, в поэтическом произведении должен присутствовать некий обволакивающий и скрепляющий лирический фон, общее настроение и идея, связывающее воедино разрозненные элементы, заставляющие их звучать в унисон и освещающие их наиболее выгодно, обогащая и дополняя друг друга.
Но — упоминаю я о образах в 2 случаях.
1.Их нет совсем, а есть набор слов и предложений.
2.Они скомканы,, бессистемны.
Тогда я их упоминаю. Это — образомания?
По поводу образов как фальшивых драгоценностей — если стих идет фоновым, то только образность может его удержать хрть на каком-то уровне.
Имхо.