Где моя мама?..
Социальная драма
в двух актах.
Действующие лица:
Ваня, парень 12 лет.
Гарик, тележурналист 35 лет.
Анна, американская гражданка.
Надежда Ивановна, мама-бабушка.
Дора Фёдоровна, новая бабушка.
Эдик Смирнов, экс-прокурор.
Оксана, адвокат, помощница Смирнова.
Сидоров, депутат Госдумы от оппозиции.
Сергей Иванович, генерал-майор МЧС.
Ольга Александровна, учительница.
Лиза, одноклассница Вани.
Вовчик, сверстник Вани.
Мама Вовчика.
Дама из опекунского совета.
Кирилл.
Бригадир.
Любаша.
Любашин парень.
Медсестра.
Ведущий.
Мэри, американка 5 лет.
Музыканты, официанты, чиновники, манифестанты, прохожие.
Примечания для постановщиков.
Возможно использование поворотного сценического круга.
Поворотный круг сцены может быть разделен на четыре сектора:
Дом Анны, квартира Надежды Ивановны, офис(любой) и ресторан.
Офисы обставлены одной офисной мебелью, переставленной в
различных организациях по-разному. Ресторанчики точно так же
отличаются лишь расположением столиков и эстрады.
Остальные сцены происходят в зале, на авансцене, в проходах .
В спектакле предусмотрено использование трёх больших плазменных
экранов , электронных табло и живое исполнение музыки.
АКТ ПЕРВЫЙ
Сцена первая.
Ресторанчик
(Весна 2010. Воскресенье. Москва.
Небольшой ресторанчик на Большой Ордынке.
Играет вокально-инструментальный ансамбль.
В зал входят несколько посетителей, в том числе компания из 5
человек. Ставят в угол свёрнутые транспаранты.
Располагаются широко за столом с угловым диваном.)
Бригадир. Ну, что поработали немного, можно и расслабиться?
Компания. Спрашиваешь, начальник! Гульнём по полной!
Бригадир. Так…Конверты все получили?
Компания. А как же! Спасибо Ксюхе.
Бригадир. Она пешка, берите выше.
Компания. Майку!
Бригадир.Ещё выше.
Компания.Госдепцу
Бригадир. Йес! Фэйсы у всех целы?
Компания. У всех! А вот полицментам не повезло!
Бригадир. Тяжела ты шапка урядника.
(Общий хохот.)
Бригадир. Эскюз ми! (смотрит меню) Официант, к ноге!
(Подходит вежливый официант.)
Бригадир. Всем — по коньяку, ну ты понял, что по бутыли на
нос…Ещё по два салата, сальца копчёненького и по бифштексу!
Ноу, по два!
Компания. С кровью! (Смеётся.)
Бригадир. Да, вы валюту принимаете?
Официант. Можно… По курсу пятницы…
Бригадир. Ну и океюшки… Давай в темпе, жрать охота…
(Входят Гарик с камерой и Эдик.
Садятся за свободный столик.)
Эдик. Я угощаю! Что будем? Кофе? Чай? Кисель? Сбитень?
Гарик. Как всегда, братец!
Эдик. Официант, будь добр, в натуре, пятьсот «Смирновочки» и
закусить!
(Официант приносит заказ.
Бригадир жестом подзывает ведущего. Что-то шепчет. Ведущий,
пряча зелёную купюру, направляется к музыкантам.)
Ведущий. А сейчас по заказу участников демократического митинга
на Болотной площади прозвучит наш музыкальный подарок.
(Звучит песня из репертуара Мадонны.)
Гарик. Я шёл на Болотную. Я смотрел на лица. Декабристы… или
бузотёры?
Эдик. Согласись, значительная часть населения сегодня превратилась в
полунищих. Вёл новых русских бунтовщиков человек с удачной
фамилией — Удальцов. Он популярен в соцсетях.
Гарик. Я, братец , наблюдатель.
Эдик. Наблюдатель— оппозиционер? Или наблюдатель-патриот?
Гарик. Кто хочет чего-то улучшить, должен не кричать на
митингах, а пахать! Не писать ночами в блогах , выискивая блох, а
производить что-нибудь конкретное: сеять, строить, лечить, добывать
на северах тот же газ…
Эдик. Ты хочешь об этом сделать свой фильм?
Гарик. Да. Деньги, деньги нужны, как воздух! Половину я отдаю
матери на Ванятку и Ирме. Для заработка начал летать в горячие
точки, в Ливию, Египет, Иран, в ту же Сирию. Но это — для работы,
для ТВ, по заказу. А сейчас я решил сделать съёмки для себя. Я всё
снял, что видел. Металлоискатели. Как не пропускают. Как кричат.
Как стоит кордон оцепления.
Эдик. Я пока не понял, а кто вообще этот Удальцов? Навальный и
Чирикова — кто они на самом деле? Борцы или приспособленцы? И
что там крутится эта, из « Дома два»?
Гарик. Революционэрка всех времён и народов, мать её за ногу! Чуть
аппаратуры не лишился! И ухо саднит…
Эдик. Давай за дерьмократию, будь она неладна! И социальную
справедливость!
( Выпивают. На большом экране без звука идут новости. Там кадры
митинга на Болотной площади.)
Гарик. Спасибо тебе, братец! Мы каким-то чудом вырвались из
толпы. Главное, я держал мою кормилицу, как личное оружие!
Эдик. Хорошо я тебя заметил, а то бы тебе и камеру и морду
лица испортили…
Гарик. А ведь в основном, там, братец , был молодняк и
приезжие…Кстати, вон те типы— оттуда…Ну и рожи…
Эдик. Точно, это они…Делаем вид, что мы— это не мы…
Москвичам хорошо — у нас зарплаты в разы выше, пенсии . А как
жить в глубинке на пенсии, которые равны квартплате?
Я пошёл туда, потому, что как и Навальный, не могу молчать!
Гарик. А я затем, чтобы поснимать и сделать громкий фильм.
Эдик. Надеюсь, ты не против повторения?..
Гарик. Повторения пройденного? Или наступить на те же грабли?
Эдик. Повторения заказа! Официант, повторить!
(Официант приносит новый графинчик.)
Гарик. Я никогда не отказывался заработать. Ты же знаешь, я и в
Багдаде был, и в Киеве, и в Тегеране, и по тюрьмам мотался с камерой.
Эдик. Заманчиво звучит: в камеры с камерой!
Гарик. Ездил недавно в командировку в наш с тобой родной
Северодвинск. По проблемам детей.
Эдик. Будь добр, в натуре, скажи, ведь это правда, что по
самоубийствам подростков мы на первом месте в Европе?
Гарик. На суицидах акселератов мы теряем генофонд. Национальная
трагедия.
Эдик. А что делает правительство, чтобы улучшить ситуацию?
Гарик. Делают вид, что делают…Но это маразм, братец. А у меня трое детей! Я очень
хочу понять, почему дети доходят до такого решения. Потеря
моральных ценностей?...
Эдик. Какие моральные ценности? Любого чиновника сажай! Все
берут, ворьё! Вот против этого жулья я и вышел сегодня!
Гарик. А зачем? Можно сказать, у тебя-то жизнь удалась: жена есть,
сына вырастил, дом построил, два года вместо десятки отсидел.
Осталось дерево.
Эдик. У меня их было навалом— я лес в Каю валил… А как у тебя
насчёт дерева?
Гарик. А вот с моим древом… Сына окончательно отобью у
америкашки, тогда займусь! Да, Ванятка тут в конкурсе научных
работ победил. Миллион заработал, представляешь!
Эдик. Лимон? Молодец! Вот это парень!.. Давай за него!
(Выпивают)
Гарик. Весь в отца!
Эдик.Так вот, я и говорю— все берут! Каждого сажайте! Я не брал,
пока мне не давали. А теперь я адвокатскую фирму создал. Людям
рабочие места организовал. Так поборами душат!
Гарик. Фирма веники не вяжет, фирма делает плоты?
Эдик. Гробы фирма вяжет! Я за социальную справедливость!
Гарик. Слушай, братец , я к сыну и матери обещал зайти. Подарю
Ванятке айфон!
Адольф. Тогда за сынка и за Надежду Ивановну!
(Наливает из графинчика.)
Компания. Эй, папарацци! Давай за тебя! За то, что жив!.. Пока!
(Гогот.).
Эдик. Тебя опознали!.. И что мелюзга прыгает из окон? Что нужно
нашим детям? У них же всё есть!
Гарик. Свободы хотят! Гулять не пустили — сигают с балкона.
(В кафе, громко что-то доказывая, вошёл парень с окровавленной
головой и с барышней навеселе. Увидев камеру, он бросил спутницу, и
нетвердой походкой направился к Гарику.)
Парень. Эй, дружбан! Сними нас на вечную память!
Гарик. Я спешу! Извините.
(Гарик резво уходит.)
Бригадир. Вот ещё одна жертва режима! Они ответят за это,
подонки!
Компания. Ответят!
Парень. Какого режима? Мы с соседом вот Любашу не
поделили…
Бригадир. Всё одно они ответят! Кровь за кровь!
Компания. Кровь за кровь!
Любаша. Скотина этот Кирюха из опеки. Не думай, не спала я с
ним… Он детьми торгует!..И банку варенья о кумпол моего
красавчика разбил! Ты — настоящий герой!
Парень. Так десантура никогда не сдается! Об мой чердак десятки
кирпичей в Армии расколошматили… Я и в Обводной щас легко
могу занырнуть!
Любаша. Верю, мой мачо! Давай вытрем смородинку и примем на
грудь, миленький!
Сцена вторая.
США. Дом Анны.
(Дом обыкновенный американский.
Бассейн, фонтанчик. Три спальных комнаты, два телевизора-кинотеатра.
Анна звонила из Америки своему сыну, хотела поздравить его с днём
рождения. Сын не отвечал. Ване уже исполнилось двенадцать. Она
просматривает на большом экране его фото. Затем, волнуясь,
рассказывает маленькой девочке , как её старший брат появился на
свет.
Воспоминания.
Свет притушен. Освещённая часть комнаты— это уже палата роддома.
Анна то дома , то в палате.
Дочь Мэри— в затемнённой части, она у себя дома.
На свету появляется медсестра.)
Анна.Роды длились 36 часов. Кошмар. Сплошная боль.
Медсестра. Хорошая ты наша. Все через это прошли.
Анна. Больно! Сделайте что-нибудь.
Медсестра. Укол снимет боль, но это будет вредно ребёнку.
Анна. Тогда не надо.
Медсестра. Делать?
Анна. Нет.
Медсестра. Если что — зовите.
Анна. А!!!
Медсестра. Делать укол?
Анна. Не-е-ет… Мама…
(Пауза. Плач новорождённого.)
Анна. Девочка?
Медсестра. Нет.
Анна. А кто?
Медсестра. У вас мальчик.
Анна. Мальчик? Откуда?
Медсестра. Оттуда же!
Анна. Мне сказали, что будет девочка.
Медсестра. В следующий раз будет обязательно!
Анна. Муж хотел мальчика.
Медсестра. Обрадуешь его. А себе ещё родишь дочку…
Анна( Мэри). В палату рожениц принесли туго замотанных в белые
пелёнки младенцев. Я собралась кормить своего первенца. Медсестра
положила мне на руки новорождённого. Я хотела поднести его к груди,
но испуганно отстранилась: «Это не мой!»
Медсестра. Корми кого дали! Надо, чтоб все накормленные были. А
этого бросили. Мамочка отказалась от него. Слышишь, кричат в палате
напротив? Значит там твой. Не ори, детей перепугаешь! Волосы под
платочек убери, не дай Бог ребёночек волос проглотит.
Мэри. У-а-а-а…йес?
Анна. Да. Наконец, новорожденных поменяли. Ваня был поменьше
того, который дали первый раз. Я поднесла Ваню к окну, чтобы он
увидел солнце и небо, почувствовал весну, услышал, как воробьи
веселятся. А вечером в роддом пришёл Гарик, мой бывший… От него
сильно пахло перегар. И он сказал: «Тебе привет от моей мамы, она
тоже хотела мальчика.»
Медсестра. Девки, слушайте, я вам притчу одну расскажу. «И сказала
одна женщина, придя к Соломону: « О, господин мой! Я и эта женщина живём в одном
доме; и я родила при ней в этом доме.
На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были
мы вместе. И умер сын этой женщины ночью; ибо она заспала его.
И встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя,
спала, и положила его к своей груди, а своего мёртвого сына положила
к моей груди.
Утром я встала, чтобы покормить сына моего, но он был мёртвый; а
когда я всмотрелась, то это был не мой сын».
И сказал царь: подайте мне меч.
И повелел царь: «Рассеките живое дитя надвое, и отдайте половину
одной, и половину другой.» Одна говорила: «Рубите!»
Но взмолилась та женщина, которой сын был живой: «О, господин мой!
Отдайте ей ребёнка , и не умерщвляйте его.»
И отвечал Соломон : «Отдайте этой дитя, она его истинная мать».
Анна.(Медсестре) Средневековье самое настоящее!
(Полный свет.
Анна и Мэри у себя дома.
Медсестра исчезла.)
Мэри.Так появился мой братик? Рашен Иван?
Анна. Да , май лав…
Сцена третья.
Квартира Вани и бабушки-мамы.
( Сергей Иванович и Надежда Ивановна за столом.
Гарик безучастно лежит на диване.)
Надежда Ивановна. Молодец, мил человек, что приехал!..
(Целует брата.)
Надежда Ивановна. Так вот. Когда я узнала, что родился внук, не
находила себе места.
Сергей Иванович. Помню… Я работаю в МЧС столько лет и только
одни благодарности. А твой бывший муженёк…
Надежда Ивановна. Ты никогда не был так заносчив, как он. И не
пьёшь…Блинчик ещё скушай… Да, и вот однажды ночью, когда муж
в очередной раз дома не ночевал, я несколько раз просыпалась от
страшного сна, брала на руки Гарика и качала его. Мне даже хотелось,
чтобы он проснулся, чтобы не быть одной в ночи.
Сергей Иванович. Недавно родственники твоего покойного муженька
встретились… Они, догадываются …
Надежда Ивановна. Моей вины нет. Ты знаешь, однажды он схватил
сломавшуюся мясорубку и стал носиться за мной по комнате. Кто это
видел? И кто в это поверит?
Сергей Иванович. Он был неплохой инженер. А вот эту самую
мясорубку починить не мог, лентяй…Теоретик!..Ванятка в школе?
Надежда Ивановна. В музыкалке…
Сергей Иванович. (На пианино.) Как звучит?
Надежда Ивановна. Отлично! Балуешь ты нас! Такой дорогой
подарок!..И с переездом из Северодвинска, мил человек, помог, и с
квартирой!..И в НИИ меня пристроил!..
Сергей Иванович. Слушай, правда внучок какой-то приз
получил?
Надежда Ивановна. Да, он целый миллион сам заработал!
Сергей Иванович. Молодчина, весь в меня! Гены!.. А что с
телевизором?
Надежда Ивановна. Сгорел вдруг, мил человек… Никогда не
забуду: пьяный схватил меня за горло и начал душить. Маленький
Гарик в ужасе смотрел на это. Папа играет, —
говорила я.
Сергей Иванович. Игра в Отелло?
Надежда Ивановна. Я хотела закричать, но услышала лишь свой хрип.
Я схватила Гарика и убежала к соседке.
Гарик. (Из-под одеяла) Мам, а что с моим отцом тогда произошло?
Надежда Ивановна. Я же тебе рассказывала! Тебе было три годика.
Твой отец попал в аварию. Я его любила с каким-то болезненным
страхом.
Сергей Иванович. Меньше водку жрать надо! И вам можно этим
советом воспользоваться, сударь!
Гарик. Спасибо за совет, дядя!
Сергей Иванович. Кушайте на здоровье, репортёришка!
Надежда Ивановна. (Брату, вполголоса.) Я его не била, клянусь, а просто хотела
положить на кровать. А он сам упал, стукнулся головой. Ты мне
веришь, мил человек?
Сергей Иванович. Я, сестра, тебе верю. Была авария. Уазик врезался
в бордюр. Он пришёл с травмой головы и пьяный. Потом сам свалился с кровати.
Всё!
(Гарик окончательно проснулся.)
Гарик. Мам!
Надежда Ивановна. Что?
Гарик. Ирмочке не говори, что я не работаю…
Временно. Нет заказов…
Сергей Иванович. А пока поработаешь у меня!
( Генерал повернулся к племяннику, уничтожая его взглядом.)
Сергей Иванович. У меня в МЧС! Пожары будем тушить, тунеядец.
Понятно?
(Гарик сжал виски.)
Гарик. Дайте воды! У меня в голове пожар! Глоток! Я умру! Дайте
водицы испить, люди!
Сергей Иванович. Воды ему подайте… Я из Сибири прилетел, там,
знаешь, сколько воды! Тысячи людей без жилья остались! И никто
не скулит… Идите, погуляйте на свежем воздухе, навестите своих
дочек, господин член-корреспондент!
Гарик. Сон в руку.
Сергей Иванович. Что?
Гарик. Вы меня достали, предки!
Сергей Иванович. Это ты тут всех достал, господин Капустин!
Пошёл вон!
Гарик. Как приятно, братец , слышать это в вашем исполнении.
Слушаюсь, господин дженераль-майор! Я пошёл к Эдику.
Сцена четвёртая.
Дом Анны .
(Разговор Анны и Вани по скайпу.
Лицо Вани видно сразу на 2 больших плазменных экранах
телевизоров. Её лицо— на небольшом экране в России.)
Анна. Ваня, какой ты у меня уже взрослый! Как ты хорошо
выглядишь! Какие у тебя сегодня уроки? Как английский?
Ваня. Я не люблю этот язык!
Анна. Ваня, русских детей сюда посылают за огромные деньги для
обмена опыта.
Ваня. Опытом… «Освоение языка», говорит наша Ольга
Александровна, «надо начинать в детстве». А я уже взрослый. А вы как
в школе учились, мэм?
Анна. Давай на ты! Я была всегда отличница! Там ты учишь
английский мало— по— малу, а здесь ты его бы знал на отлично, и учил
бы профессию в Гарварде, из которого люди выходят и зарабатывают
миллионы долларов, а не на бутылки водки.
Ваня. Миллионы зелёных?
Анна. Изучал бы профессию. Знал бы английский…
Ваня. Я знаю его на пфайф. Я работу по экологии на английском
написал и занял первое место.
Анна. Я знаю из Интернета. Ваня, я тебя поздравляю с твоим грантом.
Я не представляю, как ты с этими проблемами морально справляешься.
Ваня. Я мужик. А вы раньше где столько лет были?
Анна. Восемь лет назад я не подавала в суд, потому что, во-первых,
верила твоей бабушке, что она, действительно, пытается достать тебе
визу. Два раза деньги на визу высылала: девять лет назад — двести
долларов и шесть лет назад — почти полтысячи .
Ваня. Виза — Лиза — подлиза...
Анна. Твоя бабушка сказала — визу не дали три раза, а теперь
выяснилось, что сходили всего раз.
Ваня. Виза-каприза…
Анна. У меня не было здесь гражданства. И я боялась, если
уеду в Россию — не пустят обратно.
Ваня. Гражданство — это второй паспорт?
Анна. Это право прилететь к тебе. Потом родила. Это твоя сестра
Мэри. Она ждёт, когда ты приедешь. На суд, билеты, адвокаты,
гостиницы и твою визу я сейчас потратила шесть тысяч долларов.
Ваня. На адвокатов, а не на адвокаты… Ха-ха! Сестра? У меня здесь
есть уже две сестры. А брата где-нибудь там нет?
Анна. Пять лет назад мой отец дал двенадцать тысяч рублей –на визу.
Потом он ушёл к молоденькой женщине. Это типичный процесс,
когда родители друг на друга обижаются и пытаются отомстить.
Ваня. А вы моему папе тоже мстить будете?
Анна. Говори, пожалуйста, мне ты!..Это Гарик мне мстит. Навредить
хочет всячески.
Ваня. Я взрослый. А «ты» сказать чужой тёте язык не поворачивается .
Анна. Дядя Гарика Сергей Иванович мне говорил по телефону:
«Оставь нас в покое, а то пожалеешь». Я вначале плачу, потом
наберусь сил и храбрости и опять звоню. И я не тетя, я мама твоя…
Ваня. Не плачу, а плачу! Ударяйте в середину слова, мэм!
(…Скайп отключился.
Анна подошла к окну.)
Сцена пятая.
(Актовый зал лицея.
На авансцене— президиум с педагогами.
Собрание родителей— зал зрителей.)
Ольга Александровна. У меня две новости. Первая приятная. Наш
Ваня Капустин победил в экологическом проекте и получит грант
в миллион рублей…Эти средства можно использовать на
дальнейшую учебу! Поздравляем его и Надежду Ивановну. Ну и
наш лицей, разумеется!
(Аплодисменты)
И второе. Вы все уже знаете, что в лицее ЧП. Один ученик ранил
другого из травматики…К счастью, это не смертельно и подростки
не из нашего класса. Но давайте задумаемся— знаем ли мы своих
детей? Какое противоречие во взаимоотношении подростка и
родителей?
Надежда Ивановна.(Из зала) Не ходите за мной! Не опекайте меня!
Ольга Александровна. Да. Спасибо ,Надежда Ивановна, но вы —
бабушка, у вас больше опыта. А пусть ответят родители.
Папа Лизы. «Не связывайте каждый мой шаг».
Ольга Александровна. Да, дети сегодня хотят большей самостоятельности. Без неё они не
будут нормально развиваться.
Папа Лизы. Моя Лиза терпеть не может новую учительницу по
литературе. Дору Фёдоровну.
Ольга Александровна. Это пройдёт. Постарайтесь увидеть — перед вами высокая
гора. Это цель жизни. Выше, выше. Горизонты раздвигаются.
Мама Вовчика. Мне пора, у мужа скоро заседание в Госдуме.
Ольга Александровна. Понимаю, придите, пожалуйста, завтра, я дам
вам книгу, проработаете самостоятельно. А мы продолжаем.
Подростку необходима совместная деятельность с нами. К слову.
Спасибо, Надежда Ивановна, за посещение театра, которое вы
организовали для наших детей!.. Так вот, в совместных занятиях
открывается характер.
(Родители и дети продолжали галдеть.
Наконец, детей отправили в коридор.
Лиза достала айпад и отделилась от остальных. Ваня достал айфон.)
Вовчик. Лизка плюс Ван тю сри, равняется любова-моркова.
Лиза. Сам ты репа!
Вовчик. Лизка-киска! Айпад плюс айфон равняется любовь!
Лиза. Сам ты Хайфон!
( Девочка шлёпнула его по спине.)
Вовчик(Ване). Ван тю сри, твоя мамаша — бабуша?
Лиза. А тебе что? Его мама в Америке.
Вовчик. Ага! Она его бросила!
Лиза. Его мама скоро приедет за ним. Отойди, мышонок!
.
(Ваня, со слезами на глазах, кинулся на обидчика. Дети зашумели.
Выглянула учительница, а за ней и Надежда Ивановна.)
Ольга Александровна. Что случилось?
Лиза. Он не виноват. Это Вовка сказал, что Ваню мама бросила.
(Ваня бросился бежать в конец коридора.
Лиза — за ним. )
Надежда Ивановна. Что произошло, мил человечек?
Вовчик. Да у них лавстори! Хи-хи!
Надежда Ивановна. Мальчик, гуляй,пожалуйста! (Учительнице). Он меня мамой
звал. А теперь что же?
Ольга Александровна.Это Вова, очень хороший мальчик!..Его
папа-депутат, он помогает нашему лицею…Надеюсь, и вы теперь
будете нам помогать?
Надежда Ивановна. Все рухнуло! Она его бросила, когда ему был
год. Мы с Ваней сейчас уйдём. Вот деньги, которые родители сдали на
подарки и на ремонт.
(Дети опять расшумелись.
…Вдруг в коридоре появился полный мужчина тридцати с лишним
лет. Он кого-то искал, оглядывая всех. Ваня бросился к нему.
Мужчина обхватил его, поднял на руки.)
Гарик. Если держаться за радугу, легче идти по воде, верно,братец?!
Надежда Ивановна. О, вернулся! Сынок, только не долго!
Гарик. Кто, я?
Ваня. Ладно, ма…
( Гарик вышел, унося сына.)
Сцена шестая.
(Коридор офиса.
Собеседование на получение визы.
Взяли отпечатки пальцев. Посетители ожидают собеседования,
разговаривают. Среди ожидающих Ведущий, Дора Федоровна и
Любаша. Входит Медсестра и тоже становится в очередь.)
Дора Фёдоровна и Любаша.
Дора Фёдоровна. Советский телевизор «Рекорд-В312» тоже, как я,
не выдержал: задымился и погас. Я поняла, что такое «чёрный
квадрат». Дочь там, в Америке, не отвечала на звонки.
Любаша. Вы очень расстроитесь, если вам откажут?
Дора Фёдоровна. …Я уже не знаю. Через неделю после терактов 11
сентября кто-то позвонил в дверь. Предыдущей ночью тоже звонили,
просили «ребёнку помогите», а когда открыла — там стоял наркоман с
тонким, как папироска, сизым носом… Теперь и спрашивать боялась.
Тихо подошла к двери, прислушалась. Пусть звонит в соседние двери,
там есть мужики.
Любаша. Не переживайте. Моя знакомая три раза это проходила.
Дора Фёдоровна. Еле дожила до утра. Надо идти в школу. Я вышла. У
двери — никого. Прошла один этаж и вдруг — человек у мусоропровода
лежит.
(Затемнение.
Вспоминает).
Дора Фёдоровна. Вы кто?
Гарик. Я — Гарик. Тёщенька , здравствуй!
Дора Фёдоровна. Гарик? Ты? Это ты ночью скрёбся?
Гарик. Я.
Дора Фёдоровна. А где Анечка?
Гарик. Она осталась там...
Дора Фёдоровна. А ты?
Гарик. Она заявила, что хочет в Штатах остаться. Ей нужна, видите ли,
творческая свобода…
(Полный свет.)
Любаша. Меня спросили : почему у меня такой низкий
статус? Американцы знают, сколько получает в России педагог или
кассирша из ночного магазинчика, их не обманешь. Со справкой
зарплаты учителя вам не откроют визу. Купите другую справку.
Дора Фёдоровна. У меня есть деньги. По дочке соскучилась. И
внучку Мэри повидать хочется. (Поближе к дамам подсаживается Ведущий.)
Ведущий.(Любаше)
Мадам, рестораны посещаете?
Часто там гуляете?
Любаша. Никогда в жизни, мужчинка! Я дома и наедаюсь, и
напиваюсь!
(Игриво смеётся.)
Ведущий. Тогда я вас приглашаю!
Дивный вечер обещаю!
Любаша. Что вы, что вы, я с незнакомыми не знакомлюсь! Тем
более, я в трауре. Мой красавчик нырнул с Большого Каменного
моста, а вынырнуть забыл…
(Продолжая разговор)
…Принесите справку из сбербанка. Или от поручителя. Заплатите за
визу и за оформление документов. Но если визу не откроют, деньги не
возвращают, вы понимаете?
Дора Фёдоровна. Америка — самая свободная страна. Они
разберутся! Я же пять лет копила деньги на самолёт и отель…
(На табло загорается её фамилия и номер.
Дора Фёдоровна вскакивает и идет к заветной двери.
Вскоре она выходит из кабинета.)
Любаша. Отказали?
(Дора Фёдоровна молчит.)
Любаша. Вот вам и свобода! Такое же жульё, едрёна вошь, как и у нас!
Сцена седьмая.
(Анна прилетела в Россию после долгих лет разлуки.
Она и Ваня идут по улицам Москвы.
Шум большого города.
Сзади неподалеку за ними неотступно следует Надежда Ивановна.)
Ваня.Я хотел сегодня поиграть на новом компьютере. Дядя Серёжа
подарил…
Анна. Слушай, как Москва изменилась!..Ваня, у тебя грустный вид.
Ваня. Я поссорился с Лизкой. Я видел, как она передала записку
Вовчику
Анна. Как ты вытерпел такое?
Ваня. Я ей так верил. Она раньше писала записки мне.
Мне учительница по сольфеджио рассказала про карму.
Анна. Что?
Ваня. Моя карма— у меня нет семьи.
Анна. У тебя есть семья.
Ваня. И в музыкалке у меня тоже одни пятёрки.
Анна. Ты поёшь?
Ваня. Да, немного…И на пианино играю!
Анна. Хочешь слететь ко мне?
Надежда Ивановна. Ты обещала, что не будешь говорить с ним на
эту тему! Замолчи!
(Анна заплакала.)
Анна. Ты любишь сказки?
Ваня. Я мультики уже не смотрю. Про всякие там фиксики…
Анна. Вот послушай! Я босиком, без водительских прав, без
банковской карточки, только со ста долларами в кармане добралась до
сада Эдема. Но в Манхеттене прогремел взрыв, рухнули дома-
близнецы. Добро, как яблоко, бывает с червоточинкой. Я столько лет
не говорила на родном языке, не видела тебя, свою мать.
Ваня. Какой еще сад?
Анна. Ваня, я в Америке с июля две тысячи первого года. Работала
посудомойкой на двух работах, а заплатили на одной. Якобы во
втором кафе я что-то не так заполнила. Обман.
Сцена восьмая.
В ресторанчике.
(Тот же ресторанчик в Москве, на Большой Ордынке.
Играет популярный вокально-инструментальный ансамбль в духе
80-х.
В одной половине ресторанчика небольшой банкет на 10 — 12
персон.
За другими столами — редкие посетители.
За столиком Дора Фёдоровна и незнакомка.
Это— медсестра из роддома.
Лёгкая музыка. Официант принимает заказ.)
Дора Фёдоровна. Мы отстали от Америки, потому что у нас детей
воспитывают дедушки и баушки.
Медсестра. Неплохо, если это бурановские бабушки!
Дора Фёдоровна. Мы живём, как барсуки.
Медсестра. А они, как волки.
Дора Фёдоровна. Иначе съедят!
Медсестра. Кто? БРИКС? Бразилия, Индия, Китай?
Дора Фёдоровна. Германцы, голландцы, поляки, словаки,
бенгальцы, португальцы…
Медсестра. Какие португальцы? Вы хоть знаете, где находится
Португалия?
Дора Фёдоровна. Естественно! Я учительница! Дети в ответе…
Моя мать потеряла свою мать. Сирота с десяти лет.
Медсестра. У вашей дочки, как вы говорите, там всё хорошо! Всё
хоккей! Вот и радуйтесь!
Дора Фёдоровна. Я радуюсь…Что-то они сильно опаздывают…Ну,
у меня на Болотной срочное дело, наши уже собрались. Счастливо
оставаться.
(Дора Фёдоровна расплачивается и уходит. Оркестр исполняет
музыкальный фрагмент. )
Ведущий. Этот музыкальный подарок мы исполнили для нашего
именинника Вовы Сидорова. Ему — уже двенадцать! Пожелаем же
Владимиру Михайловичу счастья! Разрешите процитировать одного
хорошего поэта. А именно-самого себя:
Желаем счастья!
Счастья — чтоб солнышком в ненастье
Являлось озарение,
Дарило вдохновение.
(Аплодисменты.)
Ведущий. А его родителям, подарившим Вове эту радостную,
беззаботную жизнь, культовая группа «Формула света», которая
только-только вернулась из гастролей , вручает ещё один
музыкальный подарок!
( Звучит песня из репертуара Ирины Аллегровой. «День рожденья».
Входят Анна и Ваня Занимают свободный столик у окна.)
Анна. Есть хочешь?
Ваня. Ага. Как зверь!
(Ваня замечает компанию.
В центре стола— довольный Вовчик.
Там же депутат Сидоров с супругой.
Среди гостей девочка Лиза.
Она замечает Ваню и показывает ему язык.)
Анна. Мороженое будешь?
Ваня. Ничего я не буду! Пошлите отсюда!
Анна. Как? Ты же сам захотел посидеть, передохнуть!
Ваня. Не передохнуть, а передохнуть! Ударение на последнем
слоге, а не в середине слова…
Анна. Тут очень цивильно. Так заказать мороженое?
(Ваня пересаживается так, чтобы оказаться спиной к залу.)
Ваня. Ладно, давайте…Жарко. Два. С малиновым сиропом, если
можно!
Анна. Пепси? Колу?
Ваня. Я эту дрянь не пью!.. А вы научите меня водить машину?
Отец Лиз…одной одноклассницы… уже научил её.
Анна. Дай тебе свободу, ты бы права водительские выдавал детям с
пяти лет.
Ваня. Я бы купил всем детские машины! И построил всюду дороги. Я
хочу прыгнуть с трамплина. Или вот с этой набережной…
А бассейны в Америке есть?
Анна. У нас их много! Не то, что у вас… В смысле, в России.
Ваня.А жирафы? Пингвины? Бегемоты? Медведи?
(На экране телевизора передача «В мире животных»)
Анна. У нас зоопарков больше всех в мире!
Ваня. А чего нет в Америке?
Анна. Американцы были удивлены квасом, семечками в кульках из
газет у бабушек на улице.
Ваня. А я квасок люблю! И семечки…
Анна. Куда ты собираешься вложить свой доход?
Ваня. Смотрите, смотрите, толпа куда-то бежит!
Анна. Спортсмены, очевидно…
Ваня. Да нет, с плакатами… К мосту рванули, на Болотную!
Прикольненько… Пошлите поглядим!
(К окнам подбегают посетители.)
Медсестра. Ого! Глянь, что пишут: «За новые выборы», «За
демократию»! Отчаянные ребята! Анна. Сиди! Не хватало мне ещё в участок здесь попасть. Пусть
бегут. У них свои проблемы, у нас свои!
Ваня. Смотрите, смотрите — там моя мама! То есть, ба…
Анна. Там?! Мама?! А я тогда кто? Скажи уж, будь добрый, где
твоя мама ?
Ваня. Я не знаю, где моя мама…
Сцена девятая.
(Гарик перед работающей камерой. На большом экране идет эта
видеозапись.)
Гарик. Я решил записать некоторые свои мысли для истории… Я
понимаю Анну— свою бывшую, она просит разрешить сыну на летних
каникулах провести несколько недель с ней в Америке. Я сниму этот фильм, и сын мой меня простит и поймёт, почему я не пустил его к матери. Это
будет моя исповедь. Всё! Я решил: сынок, я тебя не отдам, без моего
согласия она тебя через границу не вывезет. Мама тебя бросила… А
почему? Захотелось сладкой жизни! Так кто тебе, братец , нужен:
отец-россиянин или мать-американка?
(Звонок мобильного.)
Гарик. Да, шеф! Я вас унимательно слухаю!…Какое дело?
Голос. Надо разобраться, кому это «болото» нужно? Удальцов и жена?
«Левый фронт»? Национал-большевики? Контрреволюция
контрреволюции? В общем, поработай!
Гарик. Понял, братец началнык!
(В камеру.) Пардон, мадам камера, запись прекращаю. Срочное
дельце!
(Взяв камеру и всё необходимое, выбегает.)
Продолжение следует