Top.Mail.Ru

xiokaОсень

недоготовленное, да котелок остыл
Проза / Рассказы27-10-2014 03:21
История, которую я собираюсь вам рассказать, произошла со мной в 1486 году в Англии. Достаточно времени прошло с тех пор, однако, случившееся той осенней ночью все еще преследует меня. Тщетны мои попытки найти забытье в абсенте, который исправно доставляет в мое жилище милый Рафаэль: зеленый оттенок снадобья лишь напоминает мне о мертвенной бледности рук незнакомца, лишившего меня рассудка, но зачем-то оставившего жизнь.

1486. Этот год был проклятым. По крайней мере, об этом шептались на улицах. Старухи твердили, что совсем скоро дьявол спустится на город и нет иного спасения, кроме молитв.

Я смеялся над этим.

Но вот наступила осень.

Возможно, вы слышали об эпидемии потницы, охватившей Лондон в 1486 году. Возможно, вы знаете, что доктора не находили средств для лечения этого недуга, и болезнь в большнстве случаев имела смертельный исход. Также, возможно вам известно, что заражались ей в основном люди младше 30ти лет.

Той осенью потница пришла и в наш район. Кто-то называл ее Очищением, пришедшим забрать развращенную молодежь в ад, кто-то — Чумой, осЫпавшейся с крыльев самого дьявола, пролетавшего над Лондоном.

Страх, застывший в сером осеннем тумане, проникал под одежду, впивался в кожу и кости холодели от ужаса такой силы, что даже гвардейцы, презревшие смерть и страх, не выходили на улицу, не глотнув для храбрости.

Той осенью я был нанят на работу и жил в старом бараке вместе с мужчинами разных возрастов. У большинства из них не было семей и никакой надежды на будущее. И у каждого непременно имелось какое-то событие, или череда событий, которые сломили и растоптали их волю к жизни, как яростная квадрига топчет упавшего на ее пути. Возможно, я оказался единственным среди них, кто еще верил в счастье. И жить среди этих людей, слушать их разговоры, чувствовать на себе их взгляд, полный тоски и отчаяния, — все это неподъемным грузом ложилось на мои плечи, привыкшие к легкой беззаботности.

Действительно, той осенью я был подавлен как никогда. Два демона — эпидемия потницы и компания полумертвецов, окружавших меня, — стирали в прах все мое веселье и жизнерадостность. Я чувствовал с невероятной отчетливостью, как это болото отчаяния засасывает меня, и уже казалось, что я перестаю быть человеком и превращаюсь в такого же, как мои компаньоны — надломленного и безжизненного. Короче говоря, парус моей души обреченно поник на мачте тела.

Особенно острыми были приступы тоски, приходившие по ночам. Я начинал размышлять о смерти, ранее мною не виденной, об одиночестве, которое мне предже не доводилось испытать.

Каждый вечер был для меня сродни пытке. Мы возвращались с первыми сумерками. Ужинали чем придется и укладывались спать. Но каждый раз перед сном эти люди заводили странный разговор, который стал чем-то вроде ритуала. Каждый вечер кто-то один начинал рассказывать историю из своей жизни, самую трагичную, самую грустную историю. Голос говорящего разносился по бараку, все слушали, затаив дыхание. На улице свистел ветер и казалось, что болезненные духи носятся вдоль пустых дорог, заглядывая в дома, и улетают, чуть слышно скрипнув дверью. Никто не перебивал рассказчика, только мой Рафаэль поднимался иногда, чтобы сменить догоревшую свечу. Некоторые истории затягивались надолго, некоторые были короткими, и подробности становились известны позже. Каждая история была особенной, но их объединяло одно — смертельная безжалостность судьбы, погубившей жизни этих людей и жизни их родных.

Каждый рассказчик вел повествование по-своему. Одни истории рассказывались медленно, дрожащим голосом, прерывались всхлипываниями и плачем. Другие — монотонно и неразборчиво тараторились, как заученные молитвы иным монахом.

Множество подобных вечеров провел я с этими людьми, слушая их истории и заражаясь печалью, которую и по сей день я не могу изгнать из сердца. Душа моя, скованная холодом тех ночей, до сих пор не согрелась; и ни южные моря, ни горячий песок, ни сладкий дым кальяна, на который я надеялся, как верующий надеется на пары фимиама, — ничто не помогло мне. Лишь летом на какое-то время я способен ощутить призрачное облегчение, но каждую осеннюю ночь снова и снова руки того существа — морищинистые, тонкие и настолько бледные, что кажутся покрытыми фосфором — мерещатся мне, и я вынужден проводить долгие часы в ожидании восхода, не давая погаснуть свече.

И в один из осенних вечеров 1486, выслушав историю старого башмачника, потерявшего семью в долговой тюрьме, выслушав соболезнования и высказав свои, я долго лежал без сна. Ветер выл громче обычного, я слушал его и размышлял о странном совпадении: эта эпидемия пришла в город именно в этом году, который называли проклятым. И в то же время я попал в компанию, настроение которой так же губительно для души, как симптомы чумы — для тела. Было ли это совпадением, или я, как и все, платил за свою былую беззаботность? Я не был глупцом и понимал суть жертвования одним ради другого: деньгами ради здоровья, здоровьем ради работы, свободным временем ради денег. Но воистину, мне и в голову не приходило ожидать столь скорой расправы!

Размышляя об этом, я задремал. Неразборчивые обрывки увиденного мной днем, мелькали перед глазами: тела убитых потницей, глубокая яма, в которую мы их сбрасывали, пустые, холодные улицы, доктора, хмурые и безразличные. Но самым пугающим было отчаяние семей, которых коснулась эпидемия. Я видел все это, проносясь над землей со скоростью духа, пока кто-то невидимый ни взял меня за руку и повел на окраину, по знакомой мне дороге к яме с трупами. Мы подошли к самому краю, и я заглянул внутрь. Яма, заполненная телами, была похожа на огромный котел. Всмотревшись, я увидел, что у всех сброшенных туда есть что-то общее. А именно — на плечах каждого покоилась одна и та же голова. голова молодого брюнета с широко распахнутыми глазами. Моя голова.

Одновременно с этим я услышал тихий голос того, кто вел меня. Он трижды произнес мое имя:

-Джон... Джон... Джон...

Я открыл глаза и в инстинктивном порыве хотел поднять руки и защититься, но не мог Кажется, я был парализован. Дикий ужас сковал меня. тонкий силуэт существа в черной накидке возвышался надо мной. Ветер бешено стучал в окно и стену, на улице кричали вороны, а я, онемевший, лежал и пытался произнести хоть слово.

Лунный свет из окна падал на мою кровать, не дотягиваясь до существа, застывшего надо мной. Мои губы дернулись, когда я увидел руку — костянистую и уродливую — медленно выдвигающуюся из-под его накидки. Ладонь, сжатая в кулак,остановилась над моим животом. Незнакомец ракрыл кулак, но я не видел, что лежит на ладони. Мои губы дернулись еще раз, и с большим усилием я сказал:

-Кто ты?

Незнакомец шумно втянул воздух черной пустотой капюшона и ответил неестественно низким голосом:

-Я — осень.

И кладбищенским ветром подул из-под накидки на свою ладнонь, и какая-то невесомая пыль закружилась в воздухе, опустилась на мою грудь, прошла сквозь одежду и впиталась в кожу.

После этого я потерял сознание.

Когда же очнулся и поговорил с компаньонами, оказалось, что все крепко спали и никто ничего не видел. За исключением Рафаэля, который поверил мне, утверждая, что нечто похожее случилось с его отцом незадолго до смерти.

Прошло много лет. Я отчетливо помню фигуру незнакомца, помню его наряд. Я помню даже тот могильный аромат, который от него исходил. Одного я не помню — как выглядела та пыль. Но в моих снах это всегда красно-желтые фигуры, так похожие на осеннюю листву.




Автор


xioka



Возраст: 9 лет



Читайте еще в разделе «Рассказы»:

Комментарии приветствуются.
Сам Нудд Среброрукий, король Осени, почтил героя своим визитом
0
27-10-2014
xioka
 
простите, я не уловил сути Нудд-изма)
0
29-10-2014
En
 
Эдгар По... Я не та, конечно, чьего отзыва ты ждёшь, потому как не профессионал, но слог мне твой понравился очень. И как будто наблюдала всё происходящее со стороны... Здравствуй, Ксиока
0
27-10-2014
xioka
 
"Я не та, конечно, чьего отзыва ты ждёшь" это ты с чего вдруг так решила?) в корне ошибочно!) спасибо большое) и да, здравствуй, Ен)
0
29-10-2014
Я вам скажу, английский стиль того времени удался. Но вот... финала маловато. Сделаю поправку на описание А до полной готовности блюдо доводить будете, товарищ повар?
0
29-10-2014
xioka
 
да, для финала Осень — маловато. Там должна была быть Смерть, но так получилось, что там осень) вряд ли буду доготавливать, котелок остыл насовсем)
0
29-10-2014
Раз есть заявка на стеб в виде абсента и потницы, историзмом не стоило бы ограничиваться, а добавить ядку в виде сатиры или фарса в финал.
С языком все удачно получилось, кроме, пожалуй, долговой тюрьмы — сюда годится только работный дом — и мелочей типа ладони, сжатой в кулак.
0
29-10-2014
xioka
 
нет, заявок на стеб нет. то, что они расходятся по времени, по идее должно объясняться тем, что герой вроде как после этой встречи обрел бессмертие, но это все так далеко и глубоко во мне, что я не стал об этом сообщать почтенной публике. посему, сатира/фарс/фарш в данном месте не уместны)
а насчет долговой тюрьмы — почему нет? тоже со временем промашка? или как?
0
29-10-2014
По культурному коду расходятся, скорее. Извиняюсь, не дошло.
С работным домом я погорячилась, потому что оба раза дату умудрилась прочитать наоборот, но ведь иных специальных тюрем для должников, по-моему, не было?
0
30-10-2014
xioka
 
культырный код — то есть, если он работяга, живущий в бараке, то он не может пить абсент, т.к. для этого надо быть "повыше" "слоем"?
0
31-10-2014
Чисто ассоциативно, абсент — напиток богемы. Конечно, коль он бессмертен, у него была масса шансов отойти от плана судьбы и освоить и дым кальяна, и полынную настойку, так что здесь мне сейчас ясно.
Но долговая яма не нравится все активнее и активнее. Во-первых, потому что я сильно сомневаюсь в наличии особых тюрем, учитывая что даже понятие должник в законе появилось в XVI веке, во-вторых, напрашивается узнать, как человек, потерявший семью за долги, сам избежал такой участи.
Стиль неплох. "Викторианскую" историю в современных реалиях не хочешь придумать?
0
02-11-2014
xioka
 
"как человек, потерявший семью за долги, сам избежал такой участи." как я понимаю вопрос(не факт, что правильно), туда помещалась семья должника, и когда долг погашался, они освобождались. так вот, за время "отработки" долга семья умерла, а этот мужичок доработал долг и кое-как вышел. но, конечно, все это на тоненького.
"даже понятие должник в законе появилось в XVI веке," это уже весомо, благодарю)
""Викторианскую" историю в современных реалиях не хочешь придумать?" не до конца улавливаю суть, но. чего-то хотеть-то хочу, но я сейчас абсолютно "импотентен" творчески, уж простите за термины. Строчки не давятся и мысль не доится. Такая банальщина лезет в голову, и стиль вобще не выписывается. Так что я буду ждать своего вдохновения)
0
06-11-2014
Если тебе такое встречалось в источниках, то ты прав, я и правда не знаю.
Нет такого слово "вдохновение", есть работа и, судя по тексту, ты и сам прекрасно знаешь это.
Не за что, закон о банкротстве какого-то 15.. года (Англия имеется в виду).
Попробую разъяснить, что я имела в виду. Например, Джоан Харрис, роман "Шоколад" (не надо к нему презрительно относиться, потому что его написала женщина и его экранизировали). Ее же — "Джентльмены и игроки". В этих романах очень размыто даны временные рамки, а конфликты — вечные.
У тебя герой за кадром — бессмертие, оно же — конфликт, сюжет, проблема, как угодно.
Тема вполне себе викторианская, выработанный в рассказе стиль написания к ней идеально подходит, но потому что ты выбираешь показ бессмертия — безвременья — приметами времени, получается больше хронологии, чем психологии. Конечно, если ты этого и хотел...
В общем, советую бегло ознакомиться с Харрис, на примере будет понятнее.
0
06-11-2014
xioka
 
постараюсь ознакомиться, раз даже до экранизации дело дошло, то может все очень даже хорошо.
а насчет того, что я хотел, позвольте пояснить. есть такая песня AgallchThe hawthorn passage. там в серединке или где-то пару реплик на французском. мне посчастливилось узнать, как они переводятся на английский. позвольте доведу цепочку трансформаций до конца:
Кто ты?
Я — Смерть.
и это все настолько ужасающе(темку всегда можно послушать), что я представлял себе эидемию чумы, барак, в котором валяются полумертвые, ну и полуживые. и один чужак, живой и пугающе безразличный к этому всему. ну и все понимают, что он несет им смерть, и вот они у него со страхом это и спрашивают. вот примерно такая картинка у меня в голове около 4 лет назад рисовалась, когда я слушал эту песню. и вот долгое вермя рассказ там плавал и где-то весной или даже раньше выплыл. я уже не помню, к чему я это, но вот такая вот история)
+1
13-11-2014
Понравилось, как ты рассказал задевшую тебя историю.
Мне было бы интересно понять, не как бессмертный видит мир, а как мир видит бессмертного. Как современный мир воспринимает чудо, которое в первую очередь без документов — для государства, ценнейший объект — для историков и медиков? Один он не выживет, а чтобы ему помог кто-то, этот кто-то должен знать правду.
В общем, интересная тема.
0
14-11-2014
xioka
 
я не силен в этих вопросах, даже про "работные дома" узнал от тебя. это мое невежество, если ты понимаешь, что я хочу этим сказать
0
31-10-2014
Привет, друг. Столько лет прошло, а ты все тут... да и я подумываю вернуться, но все не с чем. Но сейчас разговор не обо мне, а о тебе. Ты вырос. Я начал об этом подозревать еще с того рассказа, про учителя-дирижабля и медный лоб) Тогда я понял, что ты действительно пишешь замечательно, но лениво.
Правда же, Эдгар нашего времени, и я говорю чисто от сердца.
По рассказу. Хороший язык написания, мрачный, завораживающий, мне по душе, и в целом Осень очень к месту и правильно использована, но с концовкой поленился, это верно. Ее бы чуточку расширить, знаешь — режиссерская версия, так-с сказать.
И самое забавное, что манера исполнения нынче у меня такая же, как здесь у тебя (ты же не думал, что я прекратил сочинять?? правда ведь?)
Так вот, напоследок. Про вдохновение и творческую импотенцию. Знаешь, Рэй Брэдбери как-то написал, что для музы надо отстроить комнату, в которой ей было бы хорошо жить на радость тебе и остальным. Муза — она застенчивая и скромная барышня. За ней не надо гнаться и тогда она всегда будет рядом, чуть позади, но рядом и иногда будет класть тебе на плечо свою теплую ладонь (это уже от меня, а не от Рэя). А еще творчество — это труд, сам прекрасно знаешь и, скажу больше, знаешь больше моего.
Чтобы хорошо сочинялось — пиши правду. Я, как ни кто другой, знаю, что тебе есть рассказать и есть откуда черпать свою правду. Не верти и не елозь, пиши, как есть. Я очень хочу, чтобы тобой зачитывались. И я хочу быть в их числе. Будь добрым — не ленись. Жизнь одна.
0
20-01-2015
*есть что рассказать
0
20-01-2015
xioka
 
душевный батенька. столько раз пытался написать тебе ответ на это сообщение, и все не находил нужных слов. поэтому пусть будет как есть — без елозенья и прочего верчения) спасибо)
0
08-04-2017




Автор


xioka

Расскажите друзьям:


Цифры
В избранном у: 1 (Роман Александров)
Открытий: 1968
Проголосовавших: 3 (София Незабвенная10 En10 Роман Александров10)
Рейтинг: 10.00  



Пожаловаться