Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его. Ибо, воображая, что он составляет для него предмет ненависти, он в свою очередь склоняется к ненависти к нему. Но он, тем не менее, любит его. Следовательно, он в одно и то же время будет и ненавидеть и любить его.
Б. Б.Спиноза
Маленькие города и большие, тихие и шумные, развитые и не очень, все они имеют свою философию, как это ни странно. Ничего удивительного в этом нет, если мы рассмотрим город как живое существо. Собственно в этом и заключается философия городов — принять неодушевленный предмет за единый живущий организм. И дело здесь не столько в людях, населяющих дома и снующих по улицам, сколько в самой паутине взаимоотношений и потребностей города и жителей. Но об этом подробнее.
Если кто думает что город это улицы и дома, парки, речки и скверы, то он глубоко заблуждается. Город это живое существо, в прямом смысле слова. Всем только кажется, что он неодушевлен и вообще никак не может быть отдельной самостоятельной личностью. Что ж и здесь есть своя правда. Город не может жить отдельно — это верно, но говорить, что он не может жить вообще — ошибка. Он нуждается в нас, как малыш нуждается в маме, как корабль нуждается в море, как птицы нуждаются в небе, таких сравнений можно привести великое множество, но все они не передадут и доли той истины, которую порой трудно увидеть за суетой дней.
Одни привыкли жить в своем ритме, имеют крышу над головой, хлеб и воду, говоря простыми словами. Другие не знают тепла, сытости и прочих благ цивилизации. В этом виноваты обстоятельства? Несомненно. Виноваты сами люди? Скорее всего, да. Но есть еще один «виновник торжества» — город. Думаете, все просто устроено, не смог удержаться на плаву, не смог «с волками жить — по-волчьи выть», оказался «на обочине», значит такова его судьба? Ничего подобного. Судьба она, конечно, «злодейка», как любят говорить, но не сто́ит винить ее во всех бедах, а то ненароком обидится и тогда точно устроит «веселую жизнь». На самом деле все обстоит следующим образом — городу надо чем-то питаться, как любому живому существу. Но не станет же он «пожирать» людей (хотя склонность к этой мысли приходит все чаще, ведь пропадают же люди бесследно), он питается их судьбами. Да, да, вы не ослышались, именно судьбами. Яркими, захватывающими, единственными, счастливыми и безобразными, полными боли и печали судьбами. Как в сладкий пирог стоит добавить сахар, так и мясо нужно солить, именно поэтому все без исключения люди не могут быть счастливыми. Много сладкого вредно для здоровья. А что вредно человеку, то вредно и городу.
«Москва — город, пожирающий чужие судьбы. С чего бы он так притягивал людей, старался обучить их, дать работу, или же наоборот, уничтожить полностью без остатка. Просто ему нравится лакомиться каждой человеческой судьбой, каждым ее поворотом, каждым тупиком. И если ты сумеешь найти общий язык с этим прожорливым существом, он подарит тебе интересную судьбу, но это только теория. А что наверняка — он даст тебе обезболивающее, позволяющее расстаться с прошлым городом, который вполне возможно так же любил лакомиться судьбами и абсолютно не хотел отпускать свою добычу.
А я, уж поверьте, смогла договориться с Москвой, и пока доза анестетика в виде неповторимых, непохожих улочек и незабываемых ощущений, которые никогда не испытаешь сидя в маленьком уютном клубке собственных иллюзий и привязанностей, отдана мне в дар за будущую судьбу».
Самую главную мысль уместили в этот маленький рассказ. Чтобы выжить в Москве ее надо одновременно и любить и ненавидеть. Скажите, невозможно? Нет ничего невозможного! Ее надо ненавидеть за бешеный ритм, за хмурых людей, за противную погоду. Но ее стоит любить за улицы, непохожие одна на другую, за старые булыжные мостовые, за ночные дома, светящиеся сотнями огней, за мосты и за историю. Ведь у этого города неповторимая, тайная история, не каждому готовая открыться. И еще бесконечные дороги, уходящие в никуда, тысячи поворотов, сотни перекрестков, где каждый может отыскать свой собственный путь. Только не все это понимают и тем более не все этого хотят.
Естественно, что у каждого города есть своя душа, свой разум и своя философия. Ну, вот, например, у совсем маленького городка философия ребенка. Ему интересно познавать, ему необходимо развиваться и как любой ребенок без внимания он зачахнет и быстро утратит искру. У среднего города философия взрослого человека. Он уже вполне самостоятелен, но не отказывается от помощи «родителей». Такой город любит тишину и покой больше чем стремительное развитие. Конечно, как и любой человек, он учится, взрослеет дальше, но не так заметно, как маленький городок. Люди в таких городах полностью согласны вести неторопливый образ жизни. Собственно, это город их приучает. А большие города, как Москва, нет, не старики вовсе, а уже неизвестные существа. Умирающие города, это «повзрослевшие» средние города, если такое объяснение хоть что-то прояснит. А именно большие города не умирают по окончании «взросления», они перерождаются в нечто большее. Такие города становятся любопытными как дети, но и опасными как умудренные опытом «седовласые старики». Если честно, это довольно сложно объяснить и выше изложенные пояснения всего лишь жалкая попытка сделать это.
Так кто же такие города? Всего лишь скопления домов или нечто большее? Возможно, ответа на эти вопросы нет, и не будет никогда. И есть ли у городов своя философия, подчиняющаяся неизвестным законам бытия? Все может быть. В этот раз мы попытались приоткрыть дверь в непознанное, но так и не смогли узнать ничего точного, лишь предположения и догадки. Что ж, возможно в скором времени этот город преподнесет нам пару сюрпризов, а может и нет. Кто знает.
это так странно — сравнивать города с людьмо, но, в тоже время, естсественно. там, где люди тебя бросят, Город вывезет. укажет дорогу и даже приведет к тебе нужного человека.