Все учения, претендующие на создание высшей системы ценностей, более всего мечтали о рождении Нового Человека. Новый Человек воспринимался ими как тот субъект, без присутствия которого все изменения мира лишены какого-либо смысла.
Новый Человек в зависимости от догматов того или иного учения имел, конечно, разные особенности. Но вместе с тем, главный смысл Нового Человека всегда и везде был одинаков. Новый Человек — это тот, чья жизнь слита воедино с ценностями, большими, чем она сама. Иными словами, Новый Человек — это человек, вышедший за свои пределы.
Противоположность же Нового Человека — это человек «ветхий». Он же — «просто человек». По своей сути он — всего лишь сгусток животных начал, многократно усиленных современными для него возможностями цивилизации.
Каждый человек обязательно когда-нибудь чувствовал иллюзорность так называемой своей жизни. Что она из себя представляет? Флюид прошлого, смешанный с флюидом планов на будущее, не более. Настоящее же как таковое — вовсе отсутствует, оно, по большому счету, составляет единицу, деленную на бесконечность, то есть — исчезающее малую величину. Соответственно и ценность жизни «просто человека», что бы на этот счет не говорили либералы, фактически равна нулю.
Именно поэтому человек и стремится выйти за пределы этой исчезающее малой жизни, и прикоснуться к вечности. Хоть немного, насколько позволят ему его силы. Даже слабое прикасание к ней уже выведет человека за пределы его «ветхости», сделает его хоть чуть-чуть — новее.
Создание чего-либо, что переживет своего творца. Служение чему-либо большему, чем собственная плоть, чем более большему — тем лучше. Служение какой-либо общности людей, служение народу, служение своей стране, наконец — абсолютно самоотверженное и бескорыстное служение Высшему Началу. Все это — суть выходы за границы «просто человека».
Фантасты индустриальной эпохи наделяли Нового Человека, который им виделся в будущем, множеством удивительных качеств. По их мнению, техника должна проникнуть в глубину человеческой плоти, изменив ее сущность. Новый Человек должен был получить удивительную силу, стойкость, выносливость и т.д.
Но ведь способности, превосходящие возможность их естества, Новые Люди разных традиций обретали и без вмешательства в их организм — техники. О подвигах христианских святых, к примеру — святого Пантелеймона, 40 лет простоявшего на столпе, мы читаем в его Житие. Впрочем, этим древним книгам мы, конечно, не очень верим. Мы же знаем, что они многократно переписывались, а переписчики, как мы знаем, любили вносить в текст свои фантазии. Просто в Средние Века иного пространства для применения фантазии и не было.
Что же, существуют и более поздние примеры, например — военный героизм. В 20 веке было явлено не мало примеров превосходства Нового Человека над просто человеком даже на физическом уровне.
Получается, что по мере выхода человека за пределы самого себя, прежде неизвестные способности оказываются у него, как дар. Для просто человека этот дар, конечно, загадочен, ибо неясен его источник. Потому он и пытается отыскать в человеческом теле некие «резервные возможности», которые сам он никогда не раскроет, а знание об их наличии ему требуется лишь для того, чтоб феномен Нового Человека был не так ему страшен.
Просто человек сильно переживает от превосходства над собой Нового Человека. Он мечтал бы сам иметь сверхъестественные способности, но при этом он не в состоянии ответить на вопрос, для чего они ему нужны. Какие способности нужны, к примеру, тому просто человеку, который проводит отмеренное время жизни в наблюдении за изменением котировок ценных биржевых бумаг? Которые давным-давно превратились в виртуальные величины, отстраненные от самого человека? Может, ему необходимо самому активно воздействовать на них? Но этой способностью и так обладают магнаты финансового рынка, причем — отнюдь не Новые Люди. Просто в силу ряда обстоятельств им выпало более высокое место в мировой финансовой иерархии, только и всего.
Даже те таланты и способности, которые имеются у просто человека, чаще всего уничтожаются им самим. Ведь современная жизнь требует одномерности, она не устает повторять одну и ту же фразу: «Ты есть функция жизни общества!» Потому просто человек настойчиво обрубает все лишнее до тех пор, пока не оставляет от себя культю, способную справляться с возложенной функцией без всяких помех.
Кем же создается сама цивилизация, которая имеет в себе столько пространства для обитания просто людей? Ведь даже миллионы людей-функций создать ее не в состоянии. Когда цивилизация еще не создана, присутствующие в ней функции тоже никому не известны, потому место для просто людей — отсутствует. Потому просто человек и не способен создавать цивилизации. Нет, цивилизацию создает только лишь Новый Человек, Архитектор Цивилизации, и только он.
Настало время сделать оговорку. Можно впасть в заблуждение, полагая, что Новый Человек является новым по отношению к какому-нибудь моменту времени. Но нет, Новый Человек — нов всегда. Его приближение к Вечности, составляющее саму сущность Нового Человека, делает его новым — всегда. Когда бы он не появился на Земле. Хоть миллион лет назад, хоть — тысячу, хоть — сотню. В то же время просто человек стар тоже всегда, и современный просто человек не менее ветох, чем такой же человек 10 века.
Состояние Нового Человека — новое всегда. Новый Человек всегда стремится прорваться из нутра «просто человека», как птица из жестокой клетки. А множество Новых Людей так же вырывается из прогнивших недр старой цивилизации.
Открытый Вечности Новый Человек проявляет себя на земном лице творением новой цивилизации, которую он устремляет — в Вечность. Потому каждая новая цивилизация стремится отыскать путь к ней — и через новые духовные практики, и через строительство на земном лице почти вечных сооружений, вроде египетских пирамид, и через сотворение империи, объемлющей весь мир, и через бросок к звездам, к Началу Миров сквозь мрак первозданного космоса.
Та цивилизация, которую творит Новый Человек, кажется вечной. Ведь ее жизнь меряется по нему. Но с годами, шаг за шагом, ветхие люди проникают в нее. Нет, они не рвутся в нее, ибо совсем к этому не способны. Они просто в нее вползают, занимая внутри новой цивилизации все больше и больше мест, и делая ее — старее. Вначале их появление даже не заметно, пока они еще не в состоянии диктовать законы жизни цивилизации. Архитектура цивилизации долгое время остается прежней, ведь просто люди не способны к ее целенаправленному изменению. Но поддерживать ее уже некому, потому цивилизационные формы стремительно ветшают, и, в конце концов, рассыпаются.
Для ветхого человека Новый Человек жизненно необходим. Ведь только он может сформировать пространство для его жизни и защитить его от посягательств внешних сил, например — от притязаний соседних цивилизаций (которые могут быть молодыми, жизнь которых определяется Новыми Людьми). Пусть биомасса просто людей будет и велика, но любой завоеватель все равно пройдет сквозь нее, как нож — сквозь масло.
Если же в ветхой цивилизации и находится Новый Человек, бескорыстно ее спасающий, то единственная благодарность, на которую он может рассчитывать — это «большое спасибо» и пожелание исчезнуть. До нового вызова.
Потому внутри ветхой цивилизации для Нового Человека нет и не может быть места. Новый Человек, по самому своему определению — тотально, безгранично свободен. Эта свобода для просто человека непонятна, ибо эта таинственная свобода означает волю выбора пути к соприкосновению с Вечным. Она не имеет ничего общего с понятной и приятной для просто человека свободой от всех писаных и неписанных ограничений.
Запертый внутри ветхой цивилизации, окруженный просто людьми, Новый Человек неизбежно стремится разорвать эти оковы. Он должен вырваться наружу, чтоб вновь сделаться Архитектором Цивилизации. Новейшей цивилизации, которой предназначено прикосновение к Вечности. В этом лежит его Призвание.
Потому настал час появления нового Архитектора Цивилизации.
Андрей Емельянов-Хальген
2014 год