Мир неисчерпаем как вне нас — в большую бесконечность, так и внутри нас — в малую бесконечность, но сказать, что в силу этого он непознаваем — это ложь, и ложь зловредная. Жизнь вообще есть выражение некоего абсолютного инстинкта познания. Самая примитивная живая молекула, способная ассимилировать нужные вещества из окружающей среды — для собственного роста и для деления, т.е. размножения, должна научиться распознавать то, что ей полезно и нужно, а также избегать того, что для нее вредно. Это касается и простейших одноклеточных организмов, и клеток нашего собственного организма, которые из омывающей их крови берут питательные вещества и выделяют в нее вредные примеси и отходы метаболизма. В этом процессе воплощен один из самых примитивных уровней познания — по мере усложнения живых организмов из способности к познанию усложняются, как на биохимическом, физиологическом, так и на более высоком уровне, связанном с появлением простейших нервных систем. Естественный отбор играл и продолжает играть в прогрессивном движении живых организмов главную роль — он отбирает наиболее удачные модели, отбрасывая менее жизнеспособные. В результате появились организмы со специализированными органами, выполняющими свои задачи в рамках глобальной проблемы живого организма — выжить и оставить потомство. Развились органы чувств — чтобы распознавать окружающее, выделив из него пищу, различные опасности и врага, внутренние органы — для ассимиляции пищи и выделения вредных веществ, органы дыхания — для ассимиляции необходимого организму кислорода, и наконец — высшая нервная система и мозг, чьей специализированной задачей является именно познание. Чем выше находится живой организм на лестнице эволюции, тем лучше он приспособлен для выполнения познавательных задач. Человек, находящийся на высшей ступени эволюции обладает, естественно, наимощнейшим аппаратом, назначение которого есть познание окружающего мира, что является важнейшим условием выживания. Высказывание Декарта в свете этой истины — “Cogito — ergo sum” — получает неожиданно иное толкование и звучит как признание того факта, что без познания существование невозможно.
Отрицание этого очевидного факта не только глупо, но и зловредно, и может служить только одной цели —— оправдать нежелание напрягать мозги и действовать. Однажды сказавши, что мир непознаваем, можно отказаться от всяких усилий, направленных на его познавание, и жить растительной жизнью. Можно отказаться от всякой деятельности, отговариваясь тем, что жизнь бессмысленна, так как постичь ее невозможно.