Александр Саркисов — 23 августа 1942 года. Город Сталинград. 12-05-2024
Это произведение я ставлю в один ряд с "Андрей, вставай", то есть считаю лучшим наряду с ним.
По национальности, вероисповеданию, гражданству и прочим анкетным данным я женщина, то есть дочь, внучка, сестра, жена и мать. Война бьет в первую очередь по материнству как понятию. Нет ничего хуже невозможности защитить своих детей.
Андрей — Вставай! 12-05-2024
И это произведение — это личный опыт, это память и скорбь семьи, потерявшей отца, брата, деда, мужа. И эта потеря не заканчивается, не нивелируется ни победой, ничем. Сын плачет по отцу сейчас, потому что сиротство — это навсегда. У какого количества внуков не было дедушек? Зачем переживать войну, чтобы понять, что в твоей жизни чего-то не было?
Андрей — Вставай! 12-05-2024
Очевидно, что в человеческой памяти живы не народные массы, фронты и тылы, а конкретные люди, личный опыт каждого человека. Ценна не обязательно только попытка вжиться в личный опыт тех, кто пережил или не пережил 1418 дней. Вообще странное, если честно, пожелание пережить, пройти войну для того, чтобы получить право о ней писать, как будто и так непонятно, что жизнь — наша, семейная, сейчас — изменилась тогда. Как будто и так непонятно, что плохо, если люди могли сеять хлеб, лечить, строить, изобретать и воспитывать детей, но вместо этого воевали и погибали.
Я очень высоко оцениваю это произведение, потому что оно наиболее полно представляет фольклорную, то есть подлинно народную память о войне. Фольклор по определению самодеятельность, в нем главное — мотив, тема, а не рифма.
Жанр тут — причитание, плач, похоронное голошение. Традиционные для жанра причитания мотивы. Это и попытка разбудить покойного ("Андрей, вставай"; "нам автомат бы и патроны", "помнишь" и т. д.), и образ умершего ("он молчит", "дыши").
Все комментарии автора (897)